Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:05, реферат
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека.
Введение
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.
1.Развитие образования
Подходы к анализу развития образования:
В основу первого подхода была положена
цель образования, которая формулировалась
как нормативный идеал образованного
человека в обществе. Эта отрасль проникает во все
сферы жизни, но всегда встроено в соответствующую
историческую эпоху. Карл Манкгейм говорил, что
цель образования отражена не только эпохой,
но и страной. Так, этапы развития образования
следует рассматривать в соответствии
с нормативным идеалом. Например в Спарте
и Афинах центральным интересом было воспроизводстов
человека умеющего (в Спарте-воин, в Афинах
- оратор), а в социалистическом обществе
идеалом, согласно Шульману, был нравственно
выдержанный, последовательный строитель
коммунизма.
Второй подход предполагает,
что в основе развития образования лежит
тип культуры. Сторонники этого подхода
- Мид, Саймон, Кумбс, Ильин. Они утверждают,
что развитие цивилизации ознаменовалось
сменой доминирующих типов, в соответствии
с чем меняется образование, как транслятор
культуры.
Выделяют три типа
культуры:
а) постфигуративный (доминирует
культура традиций, обычаев, повседневной
практики, когда в качестве субъекта образования
выступает естественное социальное окружение.
Человек обучается в процессе повседневной трудовой деятельности.
Знание не отделено от носителя)
б) фигуративный тип (культура традиций
уступает место культуре рациональных
знаний, норм, ценностей, законов. Образование
становится массовым и оторванным от источника
знания. Основная задача - сформировать
человека знающего. Появление книжной
культуры. На этой стадии находится наше
общество).
в) префигуративная культура - постиндустриальная.
Ведущей становится технология производства
знания. Это культура пока только предполагается.
Нормативный идеал-человек, генерирующий
знания, умеющий самостоятельно ориентироваться
в потоках информации.)
В основе третьего, институционального
подхода, лежат этапы институционализации
системы образования. В качестве доминанта
выделяется нормативный, государственно
детерминированный характер образования
(Дюркгейм, Манкгейм). Образование рассматривается
как система целенаправленного воздействия
на подрастающее поколение с целью его
адаптации к потребностям общества. Содержание
образования определяется в соответствии
с потребностями государства. К этому
подходу тяготеет отечественная система
образования.
Особенность личностного подхода заключается
в его экзистенциальном
характере (Кант, Хайдеггер).
`Образование - деятельность общества,
направленная на развитие в каждом индивиде
всего того совершенства, на которое он
способен` .
Цель образования - приблизить человека к совершенству
собственной природы, помочь ему самореализоваться.
Образование - создание образов, схем,
с помощью которых человек стратифицирует
пространство вокруг себя. Человек должен
приложить неимоверные усилия, чтобы добыть
образование (Хайдеггер) Общество и личность
согласовывают свои интересы через систему
образования, т.е. общество предъявляет
свои требования через систему образования.
Личность, социальный субъект в системе
образования, не является объектом прямого
воздействия общества. В конечном итоге,
человек предъявляет свои требования
обществу через систему образования. Личности
необходимы такие знания, которые позволяют
ей быть социально адаптированной и именно
образование обеспечивает знание, необходимых
для адаптации. Но каждый человек стремится
достичь определенных высот, самореализоваться
и в этом случае он предъявляет свои требования
к обществу через образование.
2.Образование как социальный институт
Социальный институт - это
организованная система связей и
социальных норм, которая объединяет
значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям
общества. Любой функциональный институт
возникает и функционирует, выполняя
ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как
специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.
Профессионально-техническое
образование самым
Вместе с тем социологические исследования
и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему
фиксируют сравнительно невысокий (а по
ряду профессий низкий) престиж этого
вида образования, ибо ориентация выпускников
школы на получение высшего, а затем средне
специального образования продолжает
преобладать. Что касается среднего специального
и высшего образования, для социологии
важны выявление социального статуса
этих видов обучения молодежи, оценка
возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных
устремлений и объективных потребностей
общества, качество и эффективность подготовки.
В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте
от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами
вузов и техникумов.
Особо остро стоит вопрос о
профессионализме будущих специалистов,
о том, чтобы качество и уровень современной
их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего
дня. Однако и исследования 80-х, и исследования
90-х годов показывают, что в этом отношении
накопилось немало проблем. Продолжает
оставаться, как свидетельствуют результаты
социологических исследований, невысокой
устойчивость профессиональных интересов
молодых людей. По исследованиям социологов
до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.
По данным опроса выпускников техникумов
в Москве, только 28% из них спустя три года
после получения
3.Основные виды образования
Система образования структурирована
и по иным принципам, она включает ряд
звеньев: систему дошкольного воспитания,
общеобразовательную школу, профессионально-техническое
образование, среднее специальное образование,
высшее образование, послевузовское образование,
систему повышения квалификации и переподготовки
кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования,
то социология исходит из того, что основы
воспитанности человека, его трудолюбия,
многие другие нравственные качества
закладываются еще в раннем детстве.
В целом значение дошкольного воспитания
недооценивается. Слишком часто упускается
из виду, что это чрезвычайно важная ступень
в жизни человека, на которой закладывается
первооснова личностных качеств человека.
И суть не в количественных показателях
`охвата` детей или удовлетворения желаний
родителей. Детские сады, ясли, комбинаты
- не просто средство `присмотра` за детьми,
здесь происходит их умственное, нравственное
и физическое развитие. С переходом к обучению
детей с 6 лет детские сады столкнулись
с новыми для себя проблемами - организацией
деятельности подготовительных групп,
чтобы дети могли нормально входить в
школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает
анализ ориентированности общества на
поддержку дошкольных форм образования,
на готовность родителей прибегать к их
помощи для подготовки детей к труду и
рациональной организации своей общественной
и личной жизни. Для познания специфики
этой формы образования особо значима
позиция и ценностные ориентации тех людей,
которые занимаются с детьми - воспитателей,
обслуживающего персонала, - а также их
готовности, понимания и стремления выполнить
возлагаемые на них обязанности и надежды.
В отличие от дошкольного образования
и воспитания, которое охватывает не каждого
ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только
каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная
школа нацелена на подготовку к жизни
всего без исключения подрастающего поколения.
В условиях советского периода, начиная
с 60-х годов, осуществилась реализация
принципа всеобщности полного среднего
образования с целью обеспечения молодежи
`равного старта` при вступлении в самостоятельную
трудовую жизнь. В новой Конституции РФ
такое положение отсутствует. И если в
советской школе из-за требования дать
каждому молодому человеку среднее образование
процветали процентомания, приписки, искусственное
завышение успеваемости, то в российской
школе растет число бросивших школу (по
данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2
млн. детей), что со временем скажется на
интеллектуальном потенциале общества.
Но и в этой ситуации социология
образования по-прежнему нацелена на изучение
ценностей общего образования, на ориентиры
родителей и детей, на их реакцию на внедрение
новых форм образования, ибо окончание
общеобразовательной школы оказывается
для молодого человека одновременно и
моментом выбора будущего жизненного
пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь
на одном из вариантов, выпускник школы
тем самым отдает предпочтение тому или
иному виду профессионального образования.
Но что движет им в выборе траектории своего
будущего жизненного пути, что влияет
на этот выбор и как он изменяется в течение
жизни - это одна из важнейших проблем
социологии. Особое место занимает исследование
профессионального образования - профессионально-технического,
средне специального и высшего.
Признаками
института образования являются:
1. установки и образцы поведения
- любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки
- школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы,
библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили
учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное
образование, равенство при обучении
Образование представляет собой
социальную подсистему, имеющую свою структуру.
В качестве ее основных элементов можно
выделить учебно-воспитательные учреждения
как социальные организации, социальные
общности (педагоги и учащиеся), учебный
процесс кок вид социокультурной деятельности.
4.Функции образования
Социальные
функции системы образования
Ранее говорилось о том, что образование
связано со всеми сферами общественной
жизни. Реализуется эта связь непосредственно
через личность, включенную в экономические,
политические, духовные, иные социальные
связи. Образование является единственной
специализированной подсистемой общества,
целевая функция которой совпадает с целью
общества. Если различные сферы и отрасли
хозяйства производят определенную материальную
и духовную продукцию, а также услуги для
человека, то система образования `производит`
самого человека, воздействуя на его интеллектуальное,
нравственное, эстетическое и физическое
развитие. Это определяет ведущую социальную
функцию образования - гуманистическую.
Гуманизация - объективная потребность
общественного развития, основной вектор
которого - направленность на (человека.
Глобальный технократизм как метод мышления
и принцип деятельности индустриального
общества дегуманизировал социальные
отношения, поменял местами цели и средства.
В нашем обществе человек, провозглашавшийся
как высшая цель, на деле был превращен
в `трудовой ресурс`. Это нашло отражение
в системе образования, где школа свою
главную функцию видела в `подготовке
к жизни`, а под `жизнью` на поверку оказывалась
трудовая деятельность. Ценность личности
как неповторимой индивидуальности, самоцели
общественного развития была отодвинута
на дальний план. Ценился прежде всего
`работник`. А поскольку работника можно
заменить, отсюда возник антигуманный
тезис о том, что `незаменимых людей нет`.
В сущности получалось, что жизнь ребенка,
подростка - это еще не полноценная жизнь,
а только подготовка к жизни, жизнь начинается
с вступления в трудовую деятельность.
А что же с завершением ее? Не случайно
в общественном сознании складывалось
отношение к старикам, инвалидом как к
неполноценным членам общества. К сожалению,
в настоящее время ситуация в этом плане
не улучшилась, приходится говорить о
нарастании дегуманизации общества как
реальном процессе, где утратилась уже
и ценность труда.
Рассматривая гуманистическую
функцию, следует сказать о том,
что это понятие наполняется
новым содержанием. Гуманизм в его
классическом, антропоцентристском понимании
в современных условиях ограничен и недостаточен,
не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня
человек рассматривается как открытая
система с позиций ведущей идеи конца
второго тысячелетия - идеи коэволюции.
Человек не центр Вселенной, но частица
Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно
говорить о неогуманизме. Если обратиться
к различным звеньям системы образования,
то с наибольшей полнотой неогуманистическая
функция призвана реализовываться в системе
дошкольного воспитания и в общеобразовательной
школе, причем в наибольшей степени - в
младших классах. Именно здесь закладываются
основы интеллектуального, нравственного,
физического потенциала личности. Как показывают последние исследования
психологов и генетиков, интеллект человека
на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту.
Но здесь мы сталкиваемся с
явлением `перевернутой пирамиды`. Как
раз эти звенья в самой системе образования
рассматриваются как неосновные, а на
первый план (по значимости, финансированию
и т. д.) выходят профессиональное, среднее
и высшее образование. В результате социальные
потери общества велики и невосполнимы.
Для решения проблемы необходимы: преодоление
предметоцентристского подхода в образовании,
прежде всего в общеобразовательной школе;
гуманитаризация и гуманизация образования,
включающие наряду с изменением содержания
образования и изменение отношений в системе
учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).
Формирование образовательных
общностей, связанных включенностью в
образовательные процессы и ценностным отношением к
образованию, и их воспроизводство. Гомогенизация
общества через организованную социализацию
индивидов - привитие сходных социальных
характеристик во имя целостности общества.
По мере того, как в обществе все большее количество достижимых
статусов обусловлено образованием, все
более зримой становится и такая функция
образования, как активизация социальных
перемещений. Образование во всем мире
закономерно становится главным каналом
социальных перемещений, как правило восходящих,
ведущих индивидов к более сложным видам
труда, большим доходам и престижу. Благодаря
им классовая структура становится более
открытой, социальная жизнь - более эгалитарной,
а неблагоприятные различия в развитии
разных социальных групп реально смягчаются.
Социальная селекция. В образовании
индивиды разводятся по потокам, предопределяющим
их будущий статус. Формальное обоснование
этого - уровень способностей, для выявления
которого используются тесты. Но тесты
содержат определенный культурный контекст,
понимание которого зависит от соотношения
доминантной культуры (на которой построены
тесты) и культурных особенностей микросреды
первичной социализации обучаемого. Чем
больше дистанция между этими культурными
типами, тем меньше внимания от учителя
получает ученик и тем вероятнее, что он
не справится с тестом. Образовательная
карьера индивида, таким образом, во многом
обусловлена социальным положением его
родителей.
Воспроизводство тех социальных классов,
групп и слоев, принадлежность к которым
обусловлена образовательными сертификатами.
Школа дает индивидам неодинаковое образование,
неравное развитие способностей и навыков,
что подтверждается, как правило, сертификатами
установленных образцов и является условием
занятия соответствующих мест в системах
разделения труда (и социальной стратификации).
Замещение родителей, социальная поддержка
учащихся на период пребывания их в стенах
образовательного учреждения. Ради нее
создаются специализированные организационные
и ролевые структуры, напоминающие семейную
обстановку. В выполнении этой функции
образование и особенно допрофессиональная
школа воспроизводит культурные стереотипы
и ролевую дифференциацию, присущие семье.
Функции
образования в производственно-экономической
сфере