Развитие демографической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования демографическая политика.
Предметом исследования является демографическая политика – часть политики народонаселения.
Цель исследования является рассмотрение демографической политики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие демографической политики 5
1.1. История развития…………………………………………………………..5
1.2. Демографическая политика в современном мире………………………8
Глава 2. Демографичечкая политика в России 12
2.1. Проблемы демографической политики………………………………….12
2.2. Перспективы развития…………………………………………………….15
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

ккр Демография готовый.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании — 25 лет[4].

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались — в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Демографическая политика в России.

2.1. Проблемы демографической политики.

В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный падением уровня рождаемости и высокой смертностью населения. В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения. Современная Россия занимает первое место в мире по числу абортов, из-за чего в конце 90-ых была принята концепция программы действий по выводу страны из демографического кризиса (до 2015 года).

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5—4 млн в год в первой половине, 2,5 млн во второй половине 90-х годов) Россия занимает неконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) она также входит в число первых стран.[5] России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Именно такая Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

 

Несмотря на частые упоминания о необходимости проведения семейной и демографической политики в России, наблюдается катастрофическое недофинансирование семейного компонента. По сравнению, с европейскими странами, которым удалось добиться неплохих результатов при проведении семейной и демографической политики, в Россия выделяется в 10 раз меньше средств на поддержку семей.

Отсутствие полноценной материальной поддержки сопровождается невмешательством (попустительством) государства в ценностно-идеологической сфере.

Все государственные каналы, печатные и электронные издания, не говоря уже о частных СМИ, активно пропагандируют малодетность и другие кризисные формы семейных отношений.

Информационное сопровождение зарождающейся демографической политики в стране полностью отсутствует: нет ни позитивной социальной рекламы, ни противодействия антисемейной продукции, ни семейно ориентированного документального, художественного, развлекательного контента.

Даже так называемый Год семьи, проведенный в России в 2008 г., был построен на сюжетах, пропагандирующих малодетную, а порой и бездетную семью — начиная официальной эмблемой и заканчивая многочисленной наружной рекламой.

И наконец, главной организационной проблемой, препятствующей преодолению депопуляции, является тот факт, что демографическая политика в России до сих пор никак не выделена институционально: она не имеет структурного оформления и лишена конкретного субъекта действия. Фактически, ни одно федеральное ведомство за эту сферу не отвечает.

Молодежная, экономическая, оборонная, здравоохранная, социальная и прочие государственные политики имеют четкое ресурсное и институциональное воплощение, в то время как семейная и демографическая политика не закреплена ни за одним из ведомств.

 

 

 

 

 

2.2. Перспективы развития.

Для предотвращения депопуляции населения Правительство РФ в 2006 перешло на активную демографическую политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка.

Демографическая политика в России направлена на увеличение миграции в Россию, увеличение рождаемости и снижение смертности. Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют политические партии и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России, а также ЛДПР, устами своего лидера предложившая государству покупать детей у тех матерей, которые собираются сделать аборт, а также ввозить сирот из-за рубежа.  Группой депутатов в Думу внесен законопроект об выплате родителям зарплаты за воспитание собственного ребенка. Российский совет предпринимателей и промышленников России также имеет Комитет по социальной и демографической политике, который возглавляет Д.М.Якобашвили и который пока, впрочем, ничем себя не проявил. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы. Возможности всех этих организаций и инициативных групп проводить собственную, отличную от государственной, демографическую политику, крайне малы[6].

Государственная демографическая политика в России повторяет политику Западной Европы по преодолению демографического кризиса. Ее основой является материальная помощь матерям, имеющим детей, в виде пособий и льгот. Размер этих пособий не идет ни в какое сравнение с реальными расходами на рождение и воспитание детей и не может оказать влияния на решение семьи завести дополнительного ребенка. Концепция демографического развития Российской федерации изложена в одноименном документе, подготовленном Минтрудом России, Минфедерации России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утвержденном председателем правительства М.Касьяновым 24 сентября 2001 г. Сутью Концепции является политика замещения коренного населения России иностранными мигрантами. 9 октября 2007 года принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно этому документу, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения (что никак не влияет на демографическую ситуацию), сокращение уровня смертности, стимулирование рождаемости путем государственной поддержки семей, уже имеющих детей , стимулирование опасной для самого существования русского народа миграции, сохранение и укрепление здоровья населения. Концепция  не учитывает фундаментальные причины снижения рождаемости в индустриально развитых странах. Она не  использует механизмы, которые обеспечивали высочайшие темпы прироста населения в России вплоть до 30-х годов прошлого века и обеспечивают такие же темпы роста населения во всех  т.н. развивающихся стран. Там  не было и нет никаких государственных мер по поддержки семей, имеющих детей, а  население растет вопреки государственным мерам по сокращению рождаемости. Причиной этого была (и остается в странах с преимущественно нерыночной экономикой) материальная заинтересованность крестьян в детях-работниках единоличного хозяйства. Бесплатность людей для общества и работодателя при высокой их стоимости для родителей и является единственной причиной демографического кризиса (низкой рождаемости) в мире. Таким образом, само капиталистическое государство и является источником проблемы, которую пытается решить (или делает вид, что пытается решить)[7].

Одним из регионов, где сохраняется высокая рождаемость, является Республика Дагестан. Несмотря на низкий уровень жизни, высокую безработицу среди молодежи и женщин, сложную политическую обстановку в регионе суммарный коэффициент рождаемости в настоящее время составляет 1,6. Высокая рождаемость является для республики традиционной, но проводимые социально-экономические реформы вынуждали сильно ограничивать репродуктивные установки населения, вплоть до отложения второго–третьего ребенка до лучших времен. Начиная с 1990 года, рождаемость в регионе падает, а коэффициент суммарной рождаемости за этот период снизился почти в два раза. Активное государственное стимулирование процессов воспроизводства населения и адаптированная к региональным условиям социальная политика призваны обеспечить социальную стабильность в регионе, что является основой демографического роста[8].

В этой связи в утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предполагается совершенствование системы выплат пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и их адресности. Одновременно проводятся меры по укреплению родовой отрасли медицины в рамках реализуемого национального проекта «Здоровье» в целях снижения материнской и младенческой смертности.

В настоящее время в России на федеральном уровне существует пять видов пособий для мам и беременных женщин: на посещение женской консультации, одноразовые выплаты при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, оплаченные отпуска до и после родов и пособие при усыновлении. Плюс материнский капитал, который является скорее поощрением на рождение второго, третьего ребенка[9].

С 2007 года право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет приобретают лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию. То есть, если раньше эти деньги выплачивались только в том случае, если будущая мама успевала поработать, причем официально, с оформлением трудовой книжки и с получением "белой" зарплаты, то теперь наличие трудового стажа необязательно. В условиях Республики Дагестан, когда значительная часть женщин являются безработными и вынуждена работать в ЛПХ, или занята наемным трудом без официального оформления на работу, а среди них не редкость вступивших в брак сразу после окончания общеобразовательной школы, не получив профессиональной подготовки и стажа работы, введение права на получение этого пособия играет особую роль для социально-демографического развития региона. Важно и то, что теперь увеличен размер этого пособия с 700 рублей до 1500 рублей для первенца и до 3000 рублей - при рождении второго и последующих детей.

Благодаря национальному проекту "Здоровье" в большинстве регионов России наблюдается рост учетных списков в женских консультациях, и все больше женщин встают на учет в ранние сроки беременности. Если раньше в консультацию обращались в 2 основном работающие женщины, да и то лишь за листком по нетрудоспособности, и при этом женщина самостоятельно решала какая и в какой степени ей нужна помощь медиков, то после введения родового сертификата в Дагестане этот процесс начал носить добровольно-принудительный характер. Родовой сертификат - это документ, который каждая беременная женщина получает в женской консультации и приносит в роддом и по которому медики данных учреждений могут впоследствии получить дополнительные деньги. Таким образом, врачей заинтересовывают в том, чтобы привлекать в свое учреждение как можно больше рожениц, но, то обстоятельство, что при обращении женщины в родильный дом у неё в первую очередь требуют родовой сертификат, заставляет многих беременных женщин идти в женскую консультацию. Именно это вынуждает их целыми днями ожидать очереди на приеме у врача, специалиста или для проведения определенных анализов. В некоторых случаях для получения родового сертификата женщинам приходится обивать пороги разных инстанций по нескольку недель, собирать десятки документов, хотя по правилам необходимо всего пять-шесть документов, а главные из которых паспорт, страховой медицинский полис и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Тем, кто не хочет проходить через это, подсказывают альтернативный вариант – платные медицинские учреждения!

Кроме того, несмотря на родовой сертификат, предусмотренный нацпроектом "Здоровье", который должен как раз гарантировать будущей маме, что она может сама выбрать, где рожать, встречаются случаи отказа в принятии в медицинские учреждения, не относящихся к административно-территориальному образованию места проживания женщины. Увеличение заработной платы медиков, что предусмотрено национальным проектом, не позволило также повышать квалификацию медперсонала, хотя жалование теперь напрямую зависит от успешности родов. Чтобы улучшать качество предоставляемых медицинских услуг недостаточно просто повышать зарплату, покупать новое оборудование, необходимо разработать и реализовать специальную программу обучения, стажировки медперсонала в специализированных учебных заведениях и в ведущих медицинских учреждениях. До сих пор остаются актуальными вопросы квалифицированного медицинского обслуживания беременных женщин в сёлах горной местности, где нет даже специалиста этой области медицины.

Тем не менее, за последние годы складывается тенденция более ответственного отношения самих будущих матерей к своей беременности. Такой вывод позволяют делать такие процессы, как своевременный уход на отпуск по беременности и родам, становление на учет в женских консультациях в ранние сроки беременности, рост записей в платных кабинетах, где работают лучшие специалисты и имеется новейшее диагностическое оборудование, прогулки в парковых зонах, правильное питание и т.д. Эти перемены позволяют существенно снизить показатели материнской и детской смертности.

Меры, предпринимаемые государством, такие как, повышение пособий, материнский капитал, являются побудительными, но их явно недостаточно. Необходима всесторонняя, многоохватная политика материнства, детства, семьи. Государство должно проводить информационную политику, направленную на поддержку семьи, пропаганду семейных ценностей. В современном обществе разрушается потребность в детях, разрушаются веками сложившиеся семейные устои, внутрисемейные ценности замещаются несемейными, низко ценится человеческая жизнь. Это очень болезненное состояние, возникшее во многом в результате произошедшего в стране исторического перелома и падения уровня жизни населения.

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе мы выяснили что демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Информация о работе Развитие демографической политики