Расовое, этническое и гендерное неравенство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:32, доклад

Описание работы

Общества во всем мире включают в себя людей с разным цветом кожи, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии и следующих разным традициям. Эти физические и культурные черты, четко выраженные в социальном плане, служат идентифицирующими признаками, определяющими групповую принадлежность. В свою очередь индивиды получают статусы в своей социальной структуре на базе своей принадлежности к той или иной конкретной группе (см. гл. 2).

Работа содержит 1 файл

Неравенство.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Расовое, этническое и гендерное неравенство.

1. Расы, этнические группы и меньшинства

Общества во всем мире включают в себя людей с разным цветом кожи, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии и следующих  разным традициям. Эти физические и  культурные черты, четко выраженные в социальном плане, служат идентифицирующими признаками, определяющими групповую принадлежность. В свою очередь индивиды получают статусы в своей социальной структуре на базе своей принадлежности к той или иной конкретной группе (см. гл. 2). 
Расы. Люди в различных частях света различаются по определенным наследственным признакам, включая цвет кожи, структуру волос, черты лица, телосложение и форму головы. Конечно, общих черт, объединяющих всех людей, гораздо больше, и эти общие черты значительно важнее, чем различия. Но все же мы сразу отличим, к примеру, норвежца от китайца и угандийца по их физическим параметрам. Это объясняется их расовой принадлежностью. Расы – это группы населения, различающиеся наследственными чертами. 
Хотя мы с готовностью признаем, что народы различаются по своим физическим качествам, социологи сталкиваются с значительными затруднениями при идентификации рас и классификации людей в соответствии с расовыми различиями. Человеческие существа невозможно с легкостью подогнать под застывшие и засушенные “расовые” классификации, и ученые пока не могут прийти к общему мнению по поводу разделения народов на расы. Однако люди сами придают различным чертам социальную значимость. В социальных дефинициях, даваемых индивидами, цвет кожи или какая-то другая черта превращается в “показатель” или “признак” социального статуса. 
Этнические группы – группы, идентифицируемые в основном по культурному принципу – на базе языка, народных обычаев, одежды, жестов, особенностей поведения или религии. В России примерами этнических групп являются евреи, якуты, буряты и т.д. Этнические группы часто обладают чувством “кровного родства” и в той или иной степени многие из них считают себя нациями. 
Этническое многообразие представляет собой одну из форм социальной сложности, характерной для большинства современных обществ. Исторически такое многообразие является наследием завоеваний, собравших различные народы под властью доминирующего этноса. Теоретически национальное государство и этническое многообразие диаметрально противоположны, и во многих случаях национальными государствами предпринимались попытки решения проблемы этнического многообразия путем уничтожения или изгнания этнических групп. Яркими примерами таких решений являются нацистская политика в отношении евреев во время Второй мировой войны, изгнание мусульман и евреев из Испании XV в. или депортация арабов из нескольких получивших независимость африканских стран в 1960-1970-е гг. 
Более частые решения состоят в ассимиляции – вынужденной, направленной или добровольной. 
Вынужденная ассимиляция осуществлялась английскими завоевателями в Уэльсе, Шотландии и Ирландии. Направленная ассимиляция (аккультурация) в Таиланде и Индонезии, когда китайское население побуждали принять культуру и религию колонизаторов. Вариантом такого процесса являлась более или менее добровольная ассимиляция, достигнутая в США под лозунгом “американизации”. Она в основном была результатом необычайных экономических возможностей и социальной мобильности в США и того факта, что для европейцев, в отличие от расовых меньшинств, получение американского гражданства стало делом личного или семейного выбора, а не завоевания или рабства. Политика и общественное мнение также сыграли определенную роль в процессе ассимиляции иностранцев в американской социальной системе. 
Меньшинства. Социологи выделяют пять основных свойств в качестве характеристик групп, являющихся меньшинствами:

    1. Меньшинство – это социальная группа, члены которой подвергаются дискриминации, сегрегации, угнетению или преследованиям со стороны другой социальной группы – доминирующей. Меньшинства являются источником преимуществ доминирующей группы, поскольку угнетение одной группы людей дает привилегии и высокий статус членам другой группы.
    2. Меньшинство характеризуется физическими или культурными чертами, отличающими его от доминирующей группы. Эти черты обусловливают взаимосвязанность членов меньшинства и создание для них менее благоприятных условий в рамках социальной структуры.
    3. Меньшинство – это группа, для которой характерно осознание собственной целостности. Его членам присуще ощущение социальной и психологической близости с другими подобными им людьми. Это сознание единства обостряется в результате притеснений, которым подвергаются члены меньшинства.
    4. В целом членство в социальной группе меньшинства не является добровольным. Обычно индивид уже рождается с таким статусом.
    5. Члены меньшинства по выбору или по необходимости обычно вступают в браки с членами собственной группы (эндогамия). Доминирующая группа, как правило, не одобряет браки своих членов с представителями меньшинств и обычно строго порицает “отступников”. Меньшинство может поощрять внутригрупповые браки из соображений сохранения своего уникального культурного наследия.

Итак, можно определить меньшинство как группу населения с расовым или культурным самосознанием, с наследственным принципом членства и высоким процентом внутригрупповых браков, подвергающуюся угнетению со стороны доминирующей группы национального государства.

2. Расовое неравенство

Расовое неравенство - отношения между этническими общностями, группами, основанные на. признании различий в физических, биологических, культурно-психологических особенностях людей.

Теории расового неравенства, получившие широкое распространение  в период колонизации народов Азии, Африки, Латинской Америки, обосновывали превосходство белой расы над другими на основе внешних признаков, прежде всего биологических и психологических.

Биологические и психологические  различия являются, согласно теориям  расового неравенства и политике расовой дискриминации, причинами господства и подчинения. Сторонники политики ассимиляции используют концепцю Р.н. для полного поглощения чуждых этнических групп. Если политика ассимиляции осуществляется насильственным способом, то наблюдаются сегрегация, изгнание, уничтожение представителей конкретных этнических общностей, если эволюционным - то происходит поглощение самобытности и культуры этнических меньшинств.

Формами насаждения Р. н. является политика расизма, длительного  порабощения народов. Р.н. закрепляется с помощью пропаганды и навязывания расистских стереотипов, предрассудков и отношений, выработки поведения в соответствии с расистскими установками. Преодоление негативных последствий Р.н., осуществляется посредством установления равноправных отношений между этническими группами, общностями.

Расизм - один из нескольких возможных типов отношений между группами большинства и меньшинства. По мнению Симпсона и Уингера (1972), можно выделить следующие категории этих отношений.

  1. Ассимиляция предполагает полное исчезновение группы меньшинства. Подробнее об ассимиляции рассказывается в 4 вопросе.
  2. Плюрализм предполагает право на самостоятельность групп меньшинства и готовность господствующих групп поддерживать это право. Самым замечательным примером плюрализма является Швейцария. Именно в этой стране швейцарцы французского и итальянского происхождения не утратили своего языка и образа жизни, хотя три четверти населения Швейцарии составляют немцы.
  3. Правовая защита этнических меньшинств. Речь идет о разновидности "официального" плюрализма, обеспечивающего правовую защиту своеобразия групп меньшинства и гарантию их автономии. Примером являются поправки к конституции США (13-я, 14-я и 15-я), принятые после Гражданской войны в целях защиты прав этнических меньшинств, особенно недавно освобождённых рабов негров.
  4. Перемещение населения. Эта тенденция обычно связана с попыткой изгнания группы меньшинства из общества. Такая политика проводилась в отношении евреев в период позднего средневековья, а также в США, когда коренные американцы полностью выселялись в резервации; недавно Израиль попытался изгнать часть палестинского меньшинства из Ливана. Другой тип перемещения населения можно наблюдать в самом Израиле, население которого составляют поколения /311/ иммигрантов из десятков стран, где евреи в течение длительного времени составляли меньшинство.
  5. Длительное порабощение обычно осуществляется в форме расизма, крайнее выражение этого процесса - политика апартеида в Южной Африке, где малочисленное белое население господствовало над значительно более многочисленными "цветными".

3. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.

Понятие этнической стратификации  выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, их престиж, статус и место в общей иерархии этнических общностей. Конечно, этническая стратификация не существует в чистом виде, в таком случае она вырождается в простые расовые предрассудки. Этническая стратификация теснейшим образом связана с другими признаками социального статуса человека - доходом, образованием, престижем профессии, объемом властных полномочий и др. В современных многосоставных обществах , этностратификационная система проходит реально по цивилизационной границе: доминирующее положение занимают этносы, достигшие индустриальной фазы социально-экономического развития, доминируемое - аграрные этносы. Формирование стратификационной системы по этническому основанию определяет условия социальной мобильности. Она возможна либо с переходом этнофоров на принципы достигательной мобильности, задаваемыми доминирующей этногруппой, либо с изменением социального статуса собственной этногруппы. В первом случае наблюдается процесс ассимиляции, во втором - революционное переетруктурирование социума и его архаизация, поскольку теперь доминирующее положение занимает цивилизационно отстающая этногруппа.

Изучение межэтнических  конфликтов ввело в научный оборот понятие этнического статуса , указывающего место индивида или группы в системе межэтнических отношений на личностном и групповом уровнях. Если индивидуальный социальный статус достигается, или “завоевывается” в современном обществе, то этнический – наследуется . В некоторых случаях он, разумеется, может быть сменен путем формального изменения национальной принадлежности. Этнический статус представляет собой атрибут любого неизолированного этноса или этнической группы , и человек обладает им лишь постольку, поскольку принадлежит к определенной общности. Этнический статус в полиэтничных регионах является важнейшей составляющей социального самочувствия человека. Низкий его уровень порождает чувство национальной ущемленности, что подтверждают многие исследования.

В основе этнической стратификации  лежит механизм самоидентификции. Иными  словами, дифференциации социального  окружения на «своих» и «чужих». «Свои» обладают набором устойчивых, формируемых под воздействием целого ряда факторов (территория проживания, традиции, язык общения, культурные практики и т.п.), признаков, по которым их можно отличить от «чужих».

Однако подобная дифференциация сама по себе еще не приводит к возникновению  этнической иерархии. Последнее является результатом действия двух факторов . Во-первых , этническая  стратификация  имеет место тогда, когда административно-политическая власть посредством законодательного и/или часто легитимного права номинации ставит разные этносы в неравное по отношению к себе положение. Во-вторых , в условиях рыночной экономики разные этносы, обладая, вследствие разного рода культурных факторов (традиций, ценностей, норм и т.п.), неравной степенью приспособляемости к требованиям рынка, оказываются на разных этажах социальной иерархии.

В самом демократическом государстве  наличие официально провозглашенного или фактически существующего государственного языка выступает как мощный инструмент этнической стратификации. В простейшем случае эта официальная иерархия имеет два уровня: государственный и прочие языки. В более сложных случаях иерархия имеет несколько этажей: общегосударственный, официальный региональный, а порою и субрегиональный язык, прочие языки, не имеющие официального статуса.

Этническая  стратификация  проявляется только в полиэтничных обществах . Таким образом, под этнической стратификацией имеется в виду неравенство различных этносов. Признаками неравенства служат классические критерии социальной стратификации, такие как доход, престиж, объем власти, уровень жизни, перспективы социальной мобильности и т.п. В качестве особого индикатора статусной позиции в системе этнической стратификации следует рассматривать безопасность и стабильность физического существования представителей этнических групп.

 

4. Термины.

 

Дискриминация– это необоснованный отказ в привилегиях, престиже и власти членам меньшинства, которые по своим способностям и навыкам равны членам доминирующей группы.

Под дискриминацией понимают ограничение прав по признакам, которые  «не являются приемлемыми и подходящими основаниями в условиях, в которых они имеют место»[3], или «различие, исключение, ограничение или предпочтение (..) которое имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления всеми лицами, на равных началах, всех прав и свобод». Неотъемлемыми элементами дискриминации являются: «ущемление прав; недопустимые признаки, по которым осуществляется дискриминация, отсутствие разумных и объективных оснований для такого обращения»[4]. Ущемление прав не обязательно означает неравное обращение — «бывают обстоятельства, когда равное обращение или неспособность принять во внимание существенные в данной ситуации различия могут фактически привести к неравенству и дискриминации»[5].

 

Предубеждение – неприязненное и враждебное отношение к членам группы только на том основании, что они принадлежат к этой группе и априори наделяются предосудительными свойствами, приписываемыми этой группе. Предубеждение – это состояние сознания – чувство, мнение или склонность. Социолог Герберт Блумер отмечает, что для членов доминирующей группы, как правило, характерны следующие четыре чувства: ощущение, что они превосходят по качествам членов меньшинства; чувство, что члены меньшинства по своей природе отличаются от них; ощущение, что у членов доминирующей группы есть законное право на получение привилегий, власти и престижа; страх и подозрение, что меньшинство “имеет виды” на преимущества доминирующей группы. В этом смысле предубеждение часто бывает неразрывно связано с доминирующим положением, занимаемым группой.

 

Ассимиляция. Один из способов, с помощью которых доминирующая группа старается “решить” “проблему” меньшинства, заключается в том, чтобы “избавиться” от меньшинства путем его ассимиляции. Ассимиляция – это процесс смешения в культурном и социальном плане разного рода меньшинств с остальными членами общества.

Ассимиляция предполагает полное исчезновение группы меньшинства. Она может быть насильственной – путем сегрегации, изгнания и уничтожения, и может происходить мирно - имеется в виду постепенное усвоение группами чуждой для них культуры

Угнетение- отношение, основанное на присвоении чужой воли и состоящее в систематическом принуждении угнетенного поступать в соответствии с волей угнетателя. - разновидность отношений господства и подчинения, его специфика заключается в том, что угнетение имеет место только там и тогда, где и когда подчиняющийся выполняет волю угнетателя вопреки своему желанию и своим интересам.

Информация о работе Расовое, этническое и гендерное неравенство