Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:41, курсовая работа
Проблема юного материнства в последние десятилетия становится все более актуальной. Это связанно с ростом сексуальной активности подростков, ведущим к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у девушек-подростков. Маленьких мам стало больше после так называемой «сексуальной революции», пик которой пришелся у нас на 1994-1995 гг. В настоящий момент это единственная группа женщин, в которой отмечается увеличение рождаемости. Ежегодно в России 1,5 тысячи детей рождаются у матерей в возрасте до 15 лет, 16-30 тысяч — до 17 лет. Проблема подростковой беременности и родов актуальна не только в нашей стране. Сегодня в мире рожают более 15 миллионов подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. Физиологическая и психологическая неготовность юных матерей к вынашиванию беременности сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождению недоношенных, больных младенцев. Почти для трети юных матерей их материнство является столь нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию. Возрастание числа юных матерей приводит к увеличению отказов их от своих детей. До 15% новорожденных, оставленных в родильных домах, - это дети девушек-подростков. Примерно такое же количество младенцев, рожденных юными мамами, временно содержатся в домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности.
ГОУ ВПО КЕМГМА РОСЗДРАВА
Кафедра философии и социологии
Преподаватель: Косачева В.И.
Вторичное социологическое исследование
Тема: «Раннее материнство»
Выполнил: студент 607гр
Канцедал Е.С.
Кемерово, 2011
Программа исследования
Проблема юного материнства
в последние десятилетия
Беременность девочек-
До сих пор матери-подростки не выделяются в отдельную категорию социально незащищенных представителей населения, они никогда не выступали и не выступают в качестве объекта специального внимания с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Материнство в юном возрасте сопровождается рядом затруднений жизнедеятельности, разрешение которых в значительной степени зависит как от самих подростков и их семей, так и от общества. Раннее материнство ведет к социальной изоляции юных матерей, прерыванию их образования, что в дальнейшем наносит экономический ущерб обществу. Юная мать нередко лишена экономической и психологической поддержки, что негативно отражается на ее социальном самочувствии и эффективности адаптации к роли матери.
Рождение ребенка становится дополнительным источником эмоциональной нагрузки для юной женщины и ее близких. Углубляет это обстоятельство и то, что юные матери находятся под жестким прессингом общественного мнения.
До сего времени в нашей стране нет глубоко разработанных и широко реализуемых целевых программ социальной реабилитации юных
Цель: изучить социальные основы раннего
материнства в современных
В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:
1. Уточнить понятие "материнство"
2. Раскрыть особенности юного материнства как социального явления.
3. Выявить основную
4. Изучить состояние
5. Показать степень влияния личностных особенностей и мнения окружающих на формирование материнских установок в юном возрасте.
6. Определить характер
Объектом данного исследования выбрано материнство.
Предмет исследования — социальные и личностные аспекты раннего материнства.
Основная гипотеза исследования — предположение о том, что материнство в юном возрасте влияет на личностные и социальные характеристики юных матерей.
Гипотезы следствия:
• социальное функционирование юных матерей имеет свои, специфические особенности;
• социальная обстановка в семье, регионе, в стране влияет на социальное самочувствие юных матерей;
• отношения юных матерей с окружающими зависят от личностных особенностей юных матерей;
• эффективность материнства
Собственное исследование
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.
В словаре русского языка С.И.Ожегова «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми».
В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.
Представители феминистского подхода (Е.А.Каплан, Э.Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.
Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.
Брутман В.И. определяет
«Материнство, - утверждает итальянский психолог А. Минегетти, - в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли».
Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта.
Матвеева Е.В. определяет его как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В.Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что к этому типу деятельности и относится материнство.[9]
Филиппова Г.Г. выделяет следующие основные мотивы материнства:
· достичь желаемого
социального и возрастного
· удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других);
· стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков);
· реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт);
· компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);
· решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);
· любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.);
· достижение критического для деторождения возраста.
Блок социально-личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка. [9]
В целом, создается впечатление, что социальная норма диктует
рождение детей лучше всего от 20 до 30, в крайнем случае, до 40 лет
(хотя мы встретились с тремя случаями отказа в «пограничном»
возрасте, в 39-40 лет). Если это происходит раньше или позже, то сами
матери воспринимают свое родительство как отклонение от
«правильного» поведения.[2]
Существуют 3 основные группы риска:
- Девочки с эмоциональными проблемами и конфликтами, прежде всего, в родительской семье, которые ищут в половой жизни не собственно секс, а пути разрешения эмоциональных проблем, компенсацию недостающих им тепла, ласки и внимания. Они вступают в интимные отношения с умеющим выказать все это старшим мужчиной или со сверстником, с которым уже связаны дружескими отношениями.
- Девочки, начинающие половую жизнь в качестве сексуального экспериментирования с приятелем-ровесником, но еще не знающие ни о возможных нежелательных последствиях (к примеру, беременность без дефлорации), ни о путях их предупреждения.
- Неопытные и пассивные девочки, привыкшие во всем подчиняться взрослым; начало половой жизни, возникающей под давлением со стороны взрослого, может тяготить девушку, поэтому даже беременность и, как следствие, аборт, иногда воспринимаются ею с радостью, так как есть повод прекратить связь.
Тем не менее, не смотря на эти основные
группы риска, существует другая, более
"рискующая" группа - девочки, чьи
отношения с отцом
Сценарии первого сексуального контакта. Известно, что половое
созревание девочек начинается в среднем на два года раньше в сравнении с
мальчиками, хотя внутри половые вариации очень широки. Это позволяет
выделить рано и поздно созревающих мальчиков и девочек. Исследования,
проведенные за рубежом показали, что «степень созревания» и
соответствующий уровень гормонов влияет на мотивацию первого
сексуального опыта у мальчиков, у девочек же главными являются
социальные причины: социальный контроль, поведение подруг, отношение к
партнеру.
Анализ интервью позволяет говорить, по крайней мере, о четырех
типах сценариев вступления в первый сексуальный контакт
несовершеннолетних девушек по основанию добровольности и инициативы.
Первый включают насилие или принуждение к сексу со стороны партнера.
Из всех проинтервьюированных 10% (1 мать и 9 пережившие аборт)
были изнасилованы.
Виктимный сценарий – девушки становятся жертвой насилия,
поскольку заранее к этому предрасположены. Росли в социально
неблагополучных семьях, часто без отцов и социально неуспешной матерью,
самооценка занижена. По имеющимся данным, такой сценарий чаще
актуализируется после принятия алкоголя или наркотиков: «Меня обкурили,
напоили, потом я колес каких-то сожрала, потом еще чего-то, потом я
легла спать, потом проснулась и … Нас с ним считали парой, ну типа
«парень и девушка»… Было больно, неприятно, я этого не хотела. Но я
считала, что я его люблю, что я должна терпеть» ( изнасилование в 14
лет).
Только в двух из 14 случаев насилия девушки никогда не знали мужчину –
случайное насилие. В остальных – они были знакомы, хотя бы в течение