Раннее материнств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Проблема юного материнства в последние десятилетия становится все более актуальной. Это связанно с ростом сексуальной активности подростков, ведущим к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у девушек-подростков. Маленьких мам стало больше после так называемой «сексуальной революции», пик которой пришелся у нас на 1994-1995 гг. В настоящий момент это единственная группа женщин, в которой отмечается увеличение рождаемости. Ежегодно в России 1,5 тысячи детей рождаются у матерей в возрасте до 15 лет, 16-30 тысяч — до 17 лет. Проблема подростковой беременности и родов актуальна не только в нашей стране. Сегодня в мире рожают более 15 миллионов подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. Физиологическая и психологическая неготовность юных матерей к вынашиванию беременности сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождению недоношенных, больных младенцев. Почти для трети юных матерей их материнство является столь нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию. Возрастание числа юных матерей приводит к увеличению отказов их от своих детей. До 15% новорожденных, оставленных в родильных домах, - это дети девушек-подростков. Примерно такое же количество младенцев, рожденных юными мамами, временно содержатся в домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности.

Работа содержит 1 файл

Копия работа.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО КЕМГМА РОСЗДРАВА

Кафедра философии  и социологии

 

 

 

 

 

Преподаватель: Косачева В.И.

 

 

 

 

 

 

 

Вторичное социологическое  исследование

Тема: «Раннее  материнство»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 607гр

Канцедал Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2011

 

 

 

Программа исследования

 

Проблема юного материнства  в последние десятилетия становится все более актуальной. Это связанно с ростом сексуальной активности подростков, ведущим к возрастанию  количества непланируемых беременностей  и родов у девушек-подростков. Маленьких мам стало больше после так называемой «сексуальной революции», пик которой пришелся у нас на 1994-1995 гг. В настоящий момент это единственная группа женщин, в которой отмечается увеличение рождаемости. Ежегодно в России 1,5 тысячи детей рождаются у матерей в возрасте до 15 лет, 16-30 тысяч — до 17 лет. Проблема подростковой беременности и родов актуальна не только в нашей стране. Сегодня в мире рожают более 15 миллионов подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. Физиологическая и психологическая неготовность юных матерей к вынашиванию беременности сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождению недоношенных, больных младенцев. Почти для трети юных матерей их материнство является столь нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию. Возрастание числа юных матерей приводит к увеличению отказов их от своих детей. До 15% новорожденных, оставленных в родильных домах, - это дети девушек-подростков. Примерно такое же количество младенцев, рожденных юными мамами, временно содержатся в домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности.

Беременность девочек-подростков является причиной тяжелых конфликтов в семье. Почти треть родителей  отрицательно относятся к подростковой беременности вообще и к беременности своих юных дочерей – в частности. Многие из них настаивают на прерывании беременности, ссылаясь на то, что девочке в таком возрасте надо получать образование, а не воспитывать детей.

 

До сих пор матери-подростки не выделяются в отдельную категорию социально незащищенных представителей населения, они никогда не выступали и не выступают в качестве объекта специального внимания с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Материнство в юном возрасте сопровождается рядом затруднений жизнедеятельности, разрешение которых в значительной степени зависит как от самих подростков и их семей, так и от общества. Раннее материнство ведет к социальной изоляции юных матерей, прерыванию их образования, что в дальнейшем наносит экономический ущерб обществу. Юная мать нередко лишена экономической и психологической поддержки, что негативно отражается на ее социальном самочувствии и эффективности адаптации к роли матери.

Рождение ребенка становится дополнительным источником эмоциональной нагрузки для юной женщины и ее близких. Углубляет это обстоятельство и то, что юные матери находятся под жестким прессингом общественного мнения.

До сего времени в нашей стране нет глубоко разработанных и  широко реализуемых целевых программ социальной реабилитации юных

 

 

Цель: изучить социальные основы раннего  материнства в современных условиях.

 

В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:

1. Уточнить понятие "материнство"  через определение его социальной сущности.

2. Раскрыть особенности юного  материнства как социального  явления.

3. Выявить основную направленность  идентификации юных матерей.

4. Изучить состояние общественного  мнения по отношению к юному  материнству и его причинам.

5. Показать степень влияния личностных особенностей и мнения окружающих на формирование материнских установок в юном возрасте.

6. Определить характер соответствия  субъективных оценок юного материнства  оценкам общественного мнения.

 

Объектом данного исследования выбрано материнство.

 

Предмет исследования — социальные и личностные аспекты раннего  материнства.

 

 

 

 

 

Основная гипотеза исследования —  предположение о том, что материнство  в юном возрасте влияет на личностные и социальные характеристики юных матерей.

 

Гипотезы следствия:

 

• социальное функционирование юных матерей имеет свои, специфические  особенности;

 

• социальная обстановка в семье, регионе, в стране влияет на социальное самочувствие юных матерей;

 

• отношения юных матерей с окружающими  зависят от личностных особенностей юных матерей;

 

• эффективность материнства зависит  от личностных особенностей юных женщин, степени их социальной зрелости и  отношения к ним окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственное исследование

 

Материнство изучается в русле  различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей  и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.

В словаре русского языка С.И.Ожегова  «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с  детьми».

В сексологическом словаре  материнство  определяется как функция женского организма, направленная на продолжение  человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.

  Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.

Представители феминистского подхода (Е.А.Каплан, Э.Оаклей) объявляют  материнство  существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.

Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся  на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.

 Брутман В.И. определяет материнство  как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.

«Материнство, - утверждает итальянский  психолог А. Минегетти, - в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной  с детства роли».

Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта.

Матвеева Е.В. определяет его как  особый тип деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В.Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что к этому типу деятельности и относится материнство.[9]

Филиппова Г.Г. выделяет следующие  основные мотивы материнства:

·     достичь желаемого  социального и возрастного статуса (я – взрослая, самостоятельная  женщина, занимающая определённое положение  в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);

·     удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других);

·     стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков);

·     реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему  свои знания, жизненный опыт);

·     компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);

·     решение своих жизненных  проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что  я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);

·     любовь к детям (самый  сложный мотив, в котором  сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему  миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и  осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других  и т.п.);

·     достижение критического для деторождения возраста.

 

Блок социально-личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка. [9]

В  целом,  создается  впечатление,  что  социальная  норма  диктует

рождение детей лучше всего  от 20 до 30, в крайнем случае, до 40 лет

(хотя  мы  встретились  с   тремя  случаями  отказа  в  «пограничном»

возрасте, в 39-40 лет). Если это происходит раньше или позже, то сами

матери  воспринимают  свое  родительство  как  отклонение  от

«правильного» поведения.[2]

 

Существуют 3 основные группы риска:

 

  - Девочки с эмоциональными проблемами и конфликтами, прежде всего, в родительской семье, которые ищут в половой жизни не собственно секс, а пути разрешения эмоциональных проблем, компенсацию недостающих им тепла, ласки и внимания. Они вступают в интимные отношения с умеющим выказать все это старшим мужчиной или со сверстником, с которым уже связаны дружескими отношениями.

- Девочки, начинающие половую жизнь в качестве сексуального экспериментирования с приятелем-ровесником, но еще не знающие ни о возможных нежелательных последствиях (к примеру, беременность без дефлорации), ни о путях их предупреждения.

- Неопытные и пассивные девочки, привыкшие во всем подчиняться взрослым; начало половой жизни, возникающей под давлением со стороны взрослого, может тяготить девушку, поэтому даже беременность и, как следствие, аборт, иногда воспринимаются ею с радостью, так как есть повод прекратить связь.

Тем не менее, не смотря на эти основные группы риска, существует другая, более "рискующая" группа - девочки, чьи  отношения с отцом характеризуются  эмоциональной близостью, а с матерью - большей или меньшей отдаленностью. Трудно сказать, что здесь сказывается больше: перенесение стиля отношения к отцу на всех мужчин или меньшие возможности матери участвовать в психосексуальном развитии дочери, скорее всего и то и другое.[8]

Сценарии  первого  сексуального  контакта.  Известно,  что  половое

созревание девочек начинается в среднем на два года раньше в  сравнении с

мальчиками,  хотя  внутри  половые  вариации  очень  широки.  Это  позволяет

выделить  рано  и  поздно  созревающих мальчиков  и  девочек. Исследования,

проведенные  за  рубежом  показали,  что «степень  созревания»  и

соответствующий  уровень  гормонов  влияет  на  мотивацию  первого

сексуального  опыта  у  мальчиков,  у  девочек  же  главными  являются

социальные причины: социальный контроль, поведение подруг, отношение к

партнеру.

Анализ  интервью  позволяет  говорить,  по  крайней  мере,  о  четырех

типах  сценариев  вступления  в  первый  сексуальный  контакт

несовершеннолетних девушек по основанию добровольности и инициативы.

Первый  включают насилие или принуждение к  сексу  со  стороны партнера.

Из  всех  проинтервьюированных 10% (1  мать  и 9  пережившие  аборт)

были  изнасилованы. 

Виктимный  сценарий –  девушки  становятся  жертвой  насилия,

поскольку  заранее  к  этому  предрасположены.  Росли  в  социально

неблагополучных семьях, часто без  отцов и социально неуспешной матерью,

самооценка  занижена.  По  имеющимся  данным,  такой  сценарий  чаще

актуализируется после принятия  алкоголя или наркотиков: «Меня обкурили,

напоили,  потом  я  колес  каких-то  сожрала,  потом  еще  чего-то,  потом  я

легла  спать,  потом  проснулась  и …  Нас  с  ним  считали  парой,  ну  типа

«парень  и  девушка»…  Было  больно,  неприятно,  я  этого  не  хотела.  Но  я

считала,  что  я  его  люблю,  что  я  должна  терпеть» (  изнасилование  в 14

лет).

Только в двух из 14 случаев насилия  девушки никогда не знали мужчину  –

случайное  насилие.  В  остальных  –  они  были  знакомы,  хотя  бы  в  течение

Информация о работе Раннее материнств