Работы Макиавелли как пример нового мышления эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 07:19, сочинение

Описание работы

После окончания Столетней войны (1337-1453) создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы. Средневековье закончилось, неуклонно наступала эпоха Возрождения.

Содержание

Введение 3
Особенности культуры эпохи Возрождения 4
Николо Макиавелли 5
Заключение 10

Работа содержит 1 файл

FIL51 эссе по культурологии.DOC

— 616.00 Кб (Скачать)

Государственный университет –  Высшая школа экономики 

Факультет «Бизнес-информатика» 
 
 
 
 
 
 
 

Эссе  по культурологи

   
Работы Макиавелли как пример нового мышления эпохи Возрождения 
 
 
 
 

  
 
 
 

Выполнил  студент 174 группы  
  Кудишин Д.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009 год

 

 
 
Оглавление

 

 
      Введение

     После окончания Столетней войны (1337-1453) создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы. Средневековье закончилось, неуклонно наступала эпоха Возрождения.

     Ослабление господства церкви положительным образом сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни Европы. Мы отставим в стороне детали и анализ социального и исторического аспектов периода Возрождения. Нас интересует, прежде всего, культурная жизнь европейских народов, в частности и главным образом - развитие и состояние философской мысли.

     Вернувшись  из крестовых походов, крестоносцы принесли в Европу новую для нее культуру. Из Византии они доставили книги Аристотеля, Платона, Евклида, Пифагора, Эсхила и других выдающихся деятелей античной культуры. Эти книги переводились на латинский язык, изучались. Таким образом начала возрождаться уничтоженная некогда античная культура.

 

 
      Особенности культуры эпохи Возрождения

     Средневековье было теоцентричным; Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека. Возрождение прославилось расцветом реалистического искусства, дало человечеству таких гениев, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Ботичелли, Рабле, Петрарка и других.

     Социально-политические и культурные условия Возрождения  благоприятно повлияли и на развитие философской мысли. Прежде всего, следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета и начала развиваться по своим собственным законам. Возрождение обогатило историю и содержание философии всего человечества разработкой новых и важных проблем мировоззрения. Важнейшими среди них, не потерявшими острой актуальности и в современных условиях, является постановка и разработка проблем гуманизма, натурфилософии, науки.

     Деятели Возрождения сформулировали новые  взгляды на общественную жизнь, попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство.

 

 
      Николо Макиавелли

 

       

     Хотя  Возрождение не дало ни одного значительного  теоретического философа, в области  политической философии оно дало выдающегося мыслителя - Николо Макиавелли. Его политическая философия носит  научный и эмпирический характер, основана на собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей.

     Николо  Макиавелли по праву можно назвать  одним из ярчайших гениев эпохи Возрождения. Рассматривая историю политической философии, Лео Штраус при периодизации развития политической мысли называет Макиавелли основателем современной политической философии. Николо Макиавелли — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель – претендовал на открытие нового морального континента, старался совершить и совершил разрыв со всей предшествующей традицией философии.

 

     Проблема  морали и нравственности в его  трудах, роль морали в политике и  её значение привлекает пристальное  внимание исследователей. Достаточно сказать, что в 2001 году был выпущен  четырехсотстраничный том, содержащий в себе, главным образом, библиографический список работ ученых о жизни и вкладе Макиавелли в гуманитарные науки.

       

     Его трактат "Государь", благодаря своей остроте, убедительности, неожиданности и меткости выражений, стал одной из немногих политических книг, вошедших в мировую литературу. Самый революционный аспект "Государя" не в том, о чем говорится, а в том, что игнорируется. До Макиавелли для всех политиков-теоретиков власть мыслилась только как средство для достижения справедливости, благосостояния, свободы. Макиавелли утверждает, что целью является сама власть, и обсуждает только средства взять, удержать и распространить ее. Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. Все позволительно, даже обязательно - вплоть до тягчайших преступлений. Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно - спасет ли оно жизнь и свободу государства? Макиавелли нигде не восхваляет аморальность ради аморальности, не отрицает общечеловеческих ценностей и не пытается их разрушить. Но у государственного деятеля нужды власти превалируют над моралью. Не Макиавелли изобрёл политическое убийство, предательство и обман. Но до него они совершались de facto, и никто не пытался их узаконить. Старались не замечать или оправдывать, или, в лучшем случае, строго осуждать "отдельные эпизоды" (так как эти преступления, как бы часто ни совершались, считались исключениями). Макиавелли, покончив с лицемерием, создал четкую систему ценностей, отличных от общепринятой морали. Добро и зло превратились в его трактате из абсолютных категорий в относительные. Использование яда - добро, если этим избавляешься от политического врага, тем более, если никто не узнает. Это вовсе не означает, что отравления вообще допустимы; цель политики - власть, то, что эффективно для ее достижения – добро; то, что неэффективно, - зло. Добродетели государя - решительность, честолюбие, сила, удачливость, а не богобоязненность, порядочность и целомудрие. Макиавелли видит даже "величие" в изящных и великолепных преступлениях.

     У папы Александра VI был личный палач и отравитель, занятый делом постоянно. Макиавелли пишет: "Александр VI только и делал, что обманывал, ни о чем другом не думал и находил случаи для этого; никто лучше его не мог давать заверения, подтверждая их сильнейшими клятвами, и никто не заслуживал меньше доверия; однако всегда он преуспевал в своих обманах".

     Власть, считал Макиавелли, превыше всех социальных ценностей. Религия - оружие влияния и контроля в руках государя; там, где народ религиозен, его легко подчинить и дисциплинировать. Внимание к религии ведет к возвышению государства, а пренебрежение ею - к гибели. Страх перед Богом можно временно заменить страхом перед государем, но жизнь правителя коротка, и он должен поддерживать религиозные доктрины и веру в чудеса, даже зная, что это ложь, лишь бы было полезно для государства. Макиавелли критикует христианство, которое "прославляет, скорее, смирение и созерцательность, чем активное действие", идеализируя презрение к земным благам, подразумевает лишь стойкость мученика, не учит силе, с помощью которой совершаются подвиги.

     В мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и благоустроенная конституция. Лучшей конституцией является та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом, пропорционально их реальной власти, т.к. при такой конституции трудно осуществить революции, и поэтому возможен устойчивый порядок. Однако политика включает в себя так же вопрос о средствах. Если цель признается хорошей, то нужно избирать такие средства, которые обеспечивают ее достижение. Для достижения такой цели необходима сила. Часто она зависит от общественного мнения, общественное мнение от пропаганды, а в пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника.

     Макиавелли  был убежден, что "христианство своим учением обессилило мир и отдало общество в руки мерзавцев". Он призывал интересы отдельного человека подчинить интересам всего государства, а государство - отдать в руки монарха. Задача монарха - принудить всех работать на общество и особенно не церемонится с элитой. Последнюю (дворян, церковников, государственных служащих) он называл "заклятыми врагами гражданской власти". "Кто хочет основать республику в стране, где много элиты, тому надлежит сначала уничтожить последнюю". Монарх во имя интересов общества должен в своей государственной деятельности не руководствоваться моральными принципами, а обязан использовать обман, предательство, хитрость и тому подобное.

     Говорят, что Государь Макиавелли был настольной книгой И.В. Сталина. Современный же, неподготовленный читатель наверняка придет в ужас, прочитав, что страх подданных сильнее любви, зло следует творить массово, так как народ его забудет, а добрые поступки ограничивать. Образ жестокого царя, совмещающего качества льва и лисицы, способен если не напугать, то удивить практически каждого. Как бы то ни было, возникает законный вопрос? Возможно ли использовать власть ТАК, распоряжаясь жизнями подданных, можно ли отвергая моральные нормы, думать о морали как об антониме к слову «политика?

     В современном  мире, когда  идеи демократии имеют  множество сторонников, когда права человека собраны воедино и напечатаны в документах ООН, когда роль человека несоизмеримо выросла во всех сферах общественной жизни, эти идеи, наверное, неприменимы. Однако, это не значит, что трактат Макиавелли бесполезен в наши дни. Отдельные идеи автора, его мысли, не затрагивающие жестокость правителя и аморальные с нашей точки поступки могут стать предметом тщательного анализа и подробнейшего изучения.

     Описывая  принцип принятия решений главой государства, Макиавелли заложил основу для умелого поведения не только государственных деятелей, но и простых руководителей всех рангов. Правила поведения в кризисных ситуациях, базовые знания в области психологии, советы управляющему – всё это можно найти в «Государе». Сегодня, как и во времена Макиавелли, вопросы оправдания деятельности государственного правителя, жертвующего жизнями подчиненных ему людей, не говоря уж о страдании противника, во имя осуществления государственной национальной политики являются актуальными. Столь же актуальной является проблема соотношения политического и религиозного и решение этой проблемы на уровне конкретного государства.

 

 
Заключение

     Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма  и духовной уникальности христианства и увидел человека во плоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной.

     Работы  Макиавелли поставила под вопрос то, что раньше не обсуждалось. Общечеловеческие ценности, такие категории, как мораль, нравственность, бьыли полностью пересмотрены. Возможно ли забыть про правила поведения в обществе, допустимо ли разделять политику и мораль, использовать эти слова как антонимы?

     Завершая  анализ соотношения политических и  философских взглядов Макиавелли, нужно еще раз подчеркнуть, что их невозможно исчерпать такими прямолинейными характеристиками (очень часто применяемыми по отношению к нему его критиками), как «аморализм», «политический волюнтаризм », « атеизм », « эгоизм» и т. п. Философия Макиавелли гораздо сложнее, чем может показаться с первого взгляда, и этим в значительной мере объясняется популярность его имени в последующей европейской истории. Макиавелли дал первый, достаточно лаконичный, но все-таки четкий набросок философской теории общества, не основывающейся на идее божественного вмешательства, предполагающей, что все причины общественного развития коренятся внутри самого общества. С опорой на труды Макавелли позже были созданы оригинальные социально-политические концепции, например, теории «общественного договора».

Информация о работе Работы Макиавелли как пример нового мышления эпохи Возрождения