Работа с родителями детей – инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе отражены следующие задачи:
- показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
- охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;
-раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.

Содержание

Введение.
Основные направления работы с семьями с детьми-инвалидами.
Медико-социальные проблемы.
Социальная защита детей-инвалидов
Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Вывод

Работа содержит 1 файл

курсовая теория и орган адаптив физ культуры.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

«Обобщённый»  психологический портрет родителей  детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью, подозрительностью. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся кс всем, кто пытается общаться с детьми. Жалость или удивление окружающих при виде их больного ребёнка способствует тому, что родителе начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуя социальной дезадаптации ребёнка. В таких семьях больной ребёнок становится причиной семейных конфликтов, приводят» нередко к дестабилизации семейных отношений, распаду семьи, а неполная семья это тормоз в физическом и психическом развитии ребенка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.

По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.

Ситуация  в семье с появлением ребёнка  с ограниченными возможностями  усугубляется ещё и по причине  трудностей материального порядка: возникает необходимость обеспечения  платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств.

  1. Вывод

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что дефект, ограниченность ребёнка  в развитии имеют два уровня компенсации, которые реализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком с ограниченными возможностями.

Воспитание  ребёнка в соответствии с первой стратегией обеспечивает удовлетворение потребностей ребёнка в признании, в самостоятельности, не ограничивает его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Если  выбрана вторая стратегия, то ребёнку  прививается специфический статус, который становится организующим фактором всей жизни семьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка  в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает его самостоятельность, развитие способностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяют несколько особых типов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания, как гипер опёка, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, в преданности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувства ответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что сказывается на последующем приспособлении ребёнка к социуму. В 50 % случаев у родителей отмечается неуверенность в своих силах, воспитательных возможностях, и они идут на поводу желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходится констатировать тот факт, что «гипер опёка ведёт к возникновению выученной беспомощности»7. Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребёнка. Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоционального контакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении и неизлечимости болезни у ребёнка.

Благоприятным типом семейного воспитания считается  «принятие и любовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость  ребёнка. Если родители хотят понять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной стороны, они являются окружающей средой, в которой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.

 
  1. Справочное  пособие по социальной работе. - М., 1997

Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводиться кропотливая серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.

Все услуги должны быть скоординированы таким  образом, чтобы помочь детям и  их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида.

 
 

Литература

1. Антонов А. И.  Семья -- какая  она и куда движется // Семья в России. -- 1999.-№  1-2.-С. 30-53.

2. Василькава Ю.В., Василькова  Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.

3. Завет преподобного Серафима христианским супругам, родителям и детям. -- СПб., 1997.

4. Кевля Ф. И. Семья  и развитие личности  ребенка // Семья  в России. -- 1997. -- №2.-- С. 78 --90.

5. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагоги-ческая поддержка детей группы риска. -- М., 2002.

6. Организация работы детской поликлиники с семьями группы соци-ального риска: Методические рекомендации. -- М., 1987.

7. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. -- М., 1992.

8. Социальная работа. -- Ростов н/Д, 2000.

9. Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997.

10. Теория и методика социальной работы. -- М., 1994. -- Ч. 1,2.

11. Феминология, семьеведение. -- М., 1997.

Информация о работе Работа с родителями детей – инвалидов