Публицистический стиль

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:38, творческая работа

Описание работы

Основные признаки
Подстили и жанры
Языковые особенности

Работа содержит 1 файл

Публицистический стиль.ppt

— 622.50 Кб (Скачать)

Публицистический  стиль 

Основные  признаки 

Подстили  и жанры

Языковые особенности 

Нарушевич  А. Г. 

Сфера  использования 

  • Общественно-политическая  литература
 
  • Периодическая  печать (газеты, журналы)
 
  • Ораторские  выступления
 
  • Средства  массовой информации (радио- и телесредства)

Основная  функция 
 
 

  функция воздействия

и  передачи информации 

 

Основные  признаки  

  • Ориентированность  на интересы текущей  жизни.
  • Широкий охват тематики.
  • Ориентированность на массового читателя (слушателя, зрителя).
  • Стремление к экономии языковых средств.
  • Проявление авторской индивидуальности.
  • Информативная насыщенность.
  • Отбор языковых средств с установкой на их общепонятность.
  • Наличие широко известных, узнаваемых и частично воспроизводимых языковых средств.
  • Проницаемость для лексики других стилей.
  • Широкое использование выразительных средств языка для достижения эффекта воздействия.

Подстили  публицистического  стиля 
 

  • Стиль  современных СМИ
 
  •   Ораторский  публицистический стиль
 
  • Парламентская  речь

Подстиль  СМИ  
 

  • Броские  заголовки статей: Латвия на сквозняке перемен.
  • Свежие, новые метафоры: температура дискуссии
  • Парадоксы, игра слов: Кто положит предел беспределу?
  • Журналистские речевые штампы: несгибаемая воля, истинные масштабы.
  • Жаргонные вкрапления: Полный «апофигей» наступил в начале сентября.
  • Стилистическая ироничность.
  • Логически четкие, незатянутые синтаксические конструкции.

Ораторский  подстиль   
 

  • Большая  эмоциональность, красочность.
 
  •   Пафос речи.
 
  •    Большое количество фигур речи: антитеза, градация, анафора, ритори-ческий вопрос…
 
  •   Диалогизация выступления.

Парламентский  подстиль   
 

  • Логическое  и взвешенное рассмотрение  проблем.
 
  •   Сниженная эмоциональность речи.
 
  •    Речь насыщена специальными словами и выражениями.

Жанры  публицистического  стиля 

  • Очерк – жанр изложения и анализа различных явлений социальной жизни с непосредственной их интерпретацией автором.
  • Статья – короткое повествование в газете или журнале, раскрывающее ту или иную тему.
  • Заметка – краткое сообщение в газете на актуальную тему.

Жанры  публицистического  стиля 

  • Эссе – общие или предварительные соображения по какому-либо поводу, которые автор излагает в свободной форме, показывая свою позицию.
  • Интервью -  беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы.
  • Репортаж – оперативное сообщение о каком-либо событии.

Жанры  публицистического  стиля 

  • Фельетон – сатирическое или юмористическое изображение какого-либо события или лица.
  • Адрес (приветственный адрес) -  письменное поздравление лицу или организации по случаю юбилея, вручаемое на торжественном собрании.
  • Памфлет –  произведение со злободневным социально-политическим  содержанием обличительного характера.

Жанры  публицистического  стиля 

  • Программа –  изложение основных положений и целей деятельности политической партии, организации, правительства.
  • Манифест -  воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащее программу и принципы их деятельности.
  • Прокламация –   печатное воззвание агитационного характера, в т.ч. в виде листовки.

   Памфлет  
( от греч. pamm fhlego «все испепеляю» )
 

Из  публикации А. Проханов «Ельцин погрузился как гнилой топляк» (Завтра № 1. 2000)

             Ельцин ушел жалко и отвратительно. Сбежал из власти. Ненавидимый, сгнивший, был отторгнут страной, которая всеми своими сословиями молила о его скорейшей смерти, всеми слезами и проклятиями приближала его крах. Как наваждение ада, он захватил великое государство.  Он – уродство истории, ее вывих и опухоль. Он – извращение человечества, погубил свою Родину-мать, казнил свой народ, который в каждый год ельцинского ига уменьшался на миллион человек…

   Фельетон (от фр. feuille «лист, листок»)  

Из  фельетона А. М. Булгакова «Библифетчик»

 На одной из станций библиотекарь

в  вагоне-читальне  в то же время  буфетчик

Из  письма рабкора

-Пожалте!  Вон столик свободный.  Сейчас обтеру.

-  Вам пивка или  книжку?

-  Вася, библифетчик  спрашивает, чего  нам.

-  Нам чиво-нибудь  почитать.

-  Чего прикажете?

-  Ну, хоша бы  Гоголя.

-  Вам домой? Нельзя-с.  На вынос книжки  не отпускаем.  Кушайте, то бишь,  читайте здеся… 

   Языковые особенности  

  Лексика 

1.  Неоднородность лексического  состава: сочетание  книжной лексики  с разговорной  и просторечной:        

             «Войнушки» между подчиненными начинаются по двум причинам: либо их рабочие пути пересеклись и кто-то занял чью-то «делянку», либо возникло чисто человеческое неприятие.

  
 

   Лексика 

 

2.  Использование специальной  лексики и терминологии  из различных областей  знания: политики,  экономики, культуры:

           

           Прибыль зависит и от типа ПИФа. Фонды акций как правило приносят большую прибыль, зато при колебаниях на рынке первыми падают именно эти ценные бумаги. 
 

  Лексика  
 

 3. Применение общеупотребительной и термино-логической лексики с новым, расширительным значением:

      

     Продолжаются словесные парламентские битвы. (Битва – острая политическая борьба партий).

     

         Возник гигантский вакуум духовности, который не может заполнить наука. (Вакуум – отсутствие чего-либо важного). 
 

  Лексика  

  

       4. Употребление иноязычной лексики, интернационализмов: спикер, конверсия, конфедерация, пикет. 

            Интернационализмы - слова, выражающие понятия интернационального характера, совпадающие по форме и значению со словами других неродственных языков: культура, мораль, утопия, цивилизация, реформа                        (в основном из греч. и лат. языков). 
 
 

  Лексика  

       5. Широкое употребление неологизмов и окказионализмов.

        Неологизмы - новые слова, новизна которых ощущается говорящими:

          В прошлом выпуске мы рассказали о том, как создавалась ГЛОНАСС и в каком состоянии находится наша глобальная навигационная спутниковая система.

          Интернет-трейдинг позволит самосто-ятельно играть на рынке.

       Окказионализмы (лат. оccasionalis «слу-чайный») – индивидуально-авторские слова:

          Единята – дружные ребята. 

  Лексика  

       6. Газетизмы – слова и фразеологизмы, характерные для газетно-публицистического стиля:

              

            держава, свершения, почин, судьбоносный, плюрализм;

              гражданское  согласие, командно-адми-нистративная система, были достигнуты договоренности, договаривающиеся стороны, утечка мозгов, процесс обновления, эскалация войны. 

  Лексика  

       7. Оценочная лексика – слова и фразеологизмы, выражающие положительную или отрица-тельную авторскую оценку:

              

           (-) агрессия, происки, военщина, боевики, экстремисты, марионеточное правительство, деструктивные силы; 

           революция – переворот,

           освободители – захватчики,

           повстанцы – боевики. 

  Лексика  

       8. Широкое использование собственных наименований, аббревиатур: 

            Российский фондовый рынок относительно молодой. В основном он представлен тремя биржами: ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа), РТС (Российская торговая система) и биржа «Санкт-Петербург». 

  Морфология  

       1. Использование имен существительных в собирательном значении:

                  Каков современный студент?

                  Что дает забастовка шахтеру?

           

       2. Использование форм множественного числа существительных в обобщенном значении:

Информация о работе Публицистический стиль