Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:36, доклад
Тема:Психолого-педагогическая помощь неполным семьям как условие совершенствовования процесса воспитания
В многогранном процессе формирование личности ребенка важнейшим звеном является семья. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный противоречивый окружающий мир.
Тема:Психолого-педагогическая помощь неполным семьям как условие совершенствовования процесса воспитания
В многогранном процессе формирование личности ребенка важнейшим звеном является семья. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный противоречивый окружающий мир.
Являясь социальным институтом, неполная семья испытывает те же социально-экономические потрясения, что и все наше общество. Уже давно ведутся разговоры о дисгармоничности неполной семьи, отмечается ее несостоятельность в функциональном значении.
В последние годы специалисты
чаще стали обращать внимание на специфику
положения этих семей в нашем
обществе. Негативные процессы, порожденные
современной социально-
Основными проблемами неполных семей являются:
- материально-бытовые;
- проблема трудоустройства;
- жилищная проблема;
- отсутствие опыта семейной жизни;
- проблема воспитания и социализации детей;
- проблема создания новой семьи;
- проблема отношения к отчиму, мачехе детей.
Психолого-педагогическая помощь
семье - это очень интенсивное
адресное обслуживание и консультация
семьи. Она используется там, где
другие формы не дают эффективных
результатов. Возникла необходимость
создания службы, которая объединила
бы высококвалифицированных
Объект исследования: психолого-педагогическая помощь неполным семьям.
Предмет исследования: методы
и формы психолого-
Цель: исследование эффективных
форм и методов психолого-
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- изучить понятие неполная
семья, ее виды, воспитательный
потенциал, стили
- показать особенности характера детей из неполных семей;
- раскрыть формы и методы
психолого-педагогической
С целью оказания практической помощи возникла необходимость создания службы, которая объединила бы высококвалифицированных специалистов в области педагогики, психологии, медицины и права с целью оказания практической помощи семьям, трудным семьей, трудным детям, социальным педагогам и сотрудничестве с ними.
Цель данной службы.
1. Предоставление комплекса
социальных услуг неполным
2. Разработка и реализация
программ социально-
3. Содействие реализации
прав неполных семей, в
Основные направления деятельности :
- психолого-педагогическое исследование неполных семей с целью выявления социальных, педагогических, материальных, личностных проблем;
- психолого-педагогическая помощь семье в формировании личности ребенка;
- психолого-педагогическое
консультирование как детей,
- психолого-педагогическая
профилактика, коррекция и реабилитация,
включающая в себя повышение
правовой грамотности
Деятельность специалиста,
осуществляющего психолого-
Образовательная: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций.
Психологическая составляющая
включает в себя два компонента:
социально-психологическую
Посреднический компонент включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты.
В процессе реализации образовательной,
психологической и
Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей..
Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно основаны на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию - другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В условиях низкой мотивации
обращения неполных семей за психолого-педагогической,
психологической помощью
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьей.
Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы и тренинги .
Специалист по работе с семьей не может решить за нее все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.