Психолого-педагогическая помощь неполным семьям как условие совершенствовования процесса воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:36, доклад

Описание работы

Тема:Психолого-педагогическая помощь неполным семьям как условие совершенствовования процесса воспитания
В многогранном процессе формирование личности ребенка важнейшим звеном является семья. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный противоречивый окружающий мир.

Работа содержит 1 файл

Доклад на защиту.docx

— 16.00 Кб (Скачать)

 

Тема:Психолого-педагогическая помощь неполным семьям как условие  совершенствовования процесса воспитания

В многогранном процессе формирование личности ребенка важнейшим звеном является семья. Именно семья должна служить проводником включения  человека в сложный противоречивый окружающий мир.

Являясь социальным институтом, неполная семья испытывает те же социально-экономические  потрясения, что и все наше общество. Уже давно ведутся разговоры  о дисгармоничности неполной семьи, отмечается ее несостоятельность в  функциональном значении.

В последние годы специалисты  чаще стали обращать внимание на специфику  положения этих семей в нашем  обществе. Негативные процессы, порожденные  современной социально-экономической  ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, конфликтный  нестабильный стиль отношений в  таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических  расстройств. Все это способствует возникновению проблем взаимоотношения  ребенка с социальным окружением.

Основными проблемами неполных семей являются:

- материально-бытовые;

- проблема трудоустройства;

- жилищная проблема;

- отсутствие опыта семейной  жизни;

- проблема воспитания  и социализации детей;

- проблема создания новой  семьи;

- проблема отношения к  отчиму, мачехе детей. 

Психолого-педагогическая помощь семье - это очень интенсивное  адресное обслуживание и консультация семьи. Она используется там, где  другие формы не дают эффективных  результатов. Возникла необходимость  создания службы, которая объединила бы высококвалифицированных специалистов в области педагогики, психологии, медицины и права с целью оказания практической помощи семьям, трудным  семьей, трудным детям, социальным педагогам  и сотрудничестве с ними.

Объект исследования: психолого-педагогическая помощь неполным семьям.

Предмет исследования: методы и формы психолого-педагогической помощи неполным семьям.

Цель: исследование эффективных  форм и методов психолого-педагогической помощи неполным семьям в современных  условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие  задачи:

- изучить понятие неполная  семья, ее виды, воспитательный  потенциал, стили взаимоотношений,  основные проблемы;

- показать особенности  характера детей из неполных  семей;

- раскрыть формы и методы  психолого-педагогической помощи  неполной семье;

С целью оказания практической помощи возникла необходимость создания службы, которая объединила бы высококвалифицированных  специалистов в области педагогики, психологии, медицины и права с  целью оказания практической помощи семьям, трудным семьей, трудным  детям, социальным педагогам и сотрудничестве с ними.

Цель данной службы.

1. Предоставление комплекса  социальных услуг неполным семьям, в соответствии с нуждаемостью  семьи.

2. Разработка и реализация  программ социально-педагогической  помощи неполным семьям.

3. Содействие реализации  прав неполных семей, в зависимости  от нуждаемости в социальных  услугах.

Основные направления  деятельности :

- психолого-педагогическое  исследование неполных семей  с целью выявления социальных, педагогических, материальных, личностных  проблем;

- психолого-педагогическая  помощь семье в формировании  личности ребенка;

- психолого-педагогическое  консультирование как детей, так  и  родителей по разрешению  социально-педагогических проблем;

- психолого-педагогическая  профилактика, коррекция и реабилитация, включающая в себя повышение  правовой грамотности родителей  и детей, организация реабилитации  детей;

Деятельность специалиста, осуществляющего психолого-педагогическую работу с неполной семьей, как и  с полной, включая три основных составляющих психолого-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная: помощь в  обучении и воспитании. Помощь в  обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и  формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством  создания специальных воспитательных ситуаций.

Психологическая составляющая включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку  и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата  в семье. Коррекция межличностных  отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое  насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния.

Посреднический компонент  включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации  и информирование. Помощь в организации  направлена на организацию семейного  досуга. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения  конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение  семьи информацией по вопросам социальной защиты.

В процессе реализации образовательной, психологической и посреднической компонентов психолого-педагогической помощи специалист, осуществляющий работу с семьей, использует долгосрочные и краткосрочные формы работы.

Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную  модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в  кризисной ситуации, которые могут  быть обусловлены изменениями в  естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими  обстоятельствами.

Проблемно-ориентированная  модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей..

Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения  с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно основаны на психосоциальном  подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы  либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей  специфической функции, либо изменить ситуацию - другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно.

В условиях низкой мотивации  обращения неполных семей за психолого-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как  патронаж. Патронаж - одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение  неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными  целями, позволяющая установить и  поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность  наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить  получить больше информации .

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости  от выбранной стратегии работы с  данной неполной семьей.

Наряду с патронажем следует  выделить консультационные беседы и  тренинги .

Специалист по работе с  семьей не может решить за нее все  проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать  условия для ее успешного решения.


Информация о работе Психолого-педагогическая помощь неполным семьям как условие совершенствовования процесса воспитания