Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:58, контрольная работа
Психологическая проблема труда может быть выражена в вопросе, который в той или иной форме задают себе многие люди: «Зачем мне трудиться?» Сегодня, в эпоху массовой культуры и «эстетизированного» с помощью изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.
Введение …………………………………………………………………………3
1.основные подходы к определению понятия «профессионально важные качества личности»…….………………………………………………………… 4
2.факторы, детерминирующие профессионально обусловленные кризисы профессиональной деятельности………………………….……………………. 5
3. причины профессиональной деформации личности…………………………8
4. методологические принципы и методы изучения психологии труда……….9
5. понятия «профессия» «специальность» «квалификация» «должность»……………………….……………………………………………...14
6. психограмма психолога……………………………………………………….16
Заключение 18
Список литературы 19
Должность — наименее объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией («младший научный сотрудник»), с временными обязанностями (п. о. заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации).
Разработка психограммы психолога
Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием. Этапы составления психограммы:
Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).
Личность психолога, его профессиональные качества
Требования к личности психолога. Психология и психолог пришли в детский дом, чтобы сделать его более гуманным, способствующим личностному росту каждого ребенка, педагога, сотрудника и руководителя. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:
Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога?
Это незрелость личности, низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность. Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.
Психограмма профессии (психолог)
Личностные особенности, профессиональные умения психолога |
Понимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Последовательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних |
Современная прикладная психология широко внедряется в различные сферы общественной жизни. Психологу-практику нередко приходится решать задачи, сходные по сути, но затрагивающие разные виды профессионального труда. Выделенные в пособии проблемы психологии труда составляют основу прикладных психологических исследований труда представителей самых разных профессий (массовых профессий сферы производства товаров и услуг, торговли и финансов, транспорта, здравоохранения, образования, юриспруденции, сферы искусства, средств массовой информации и т.д.).
В решении практических задач психология труда опирается на достижения общепсихологической теории деятельности, психологии развития (акмеологии, в частности), психологии личности и сознания, социальной и педагогической психологии, психофизиологии и эргономики. Однако она разрабатывает и специальные научные теории — теории «среднего уровня», направленные на решение конкретных задач, разработку специальных практико-ориентированных технологий.
Психология труда, таким образом, не сводится к сумме полезных советов, рецептов решения практических задач, ее успех и дальнейшее прогрессивное развитие всей прикладной психологии в области профессионального труда определяются продвижением в рефлексии научных и методических основ практики. При этом рефлексия психологов-специалистов необходима со стороны как самой практики по отношению к используемым теоретическим концепциям, так и существующих теоретических концепций по отношению к прикладным разработкам. Жизненно важны также историко-теоретические исследования развития данной отрасли психологической науки, изучение трансформации научных концепций, понятийного аппарата, методических средств психологов.
Список использованной литературы:
1 Пряжникова Е. Ю.
Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2001.- 480 с.
2 Психология труда : учеб. для студентов вузов, обучающих-П86 ся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / [А.В. Карпов и др.] ; под ред. проф. А.В. Карпова. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 350 с.
3 Психология труда : учеб. для студентов вузов, обучающих-П86 ся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / [А.В. Карпов и др.] ; под ред. проф. А.В. Карпова. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 350 с.
4 Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997
5 http://www.aaa.kz/200208_08.
6 http://www.aaa.kz/200208_08.
7 Психология труда: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»,/[А.В.Карпов и др.];под ред. Проф. А.В.Карпова.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-350с.-(Учебник для вузов).
8 Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений/ П86 Под ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с.