Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:00, реферат
Социальная работа направлена на оказание помощи человеку в его семье, социальной среде, в коррекции его межличностных отношений и внутриличностного статуса. Поэтому психологические технологии и методики по праву активно используются и в подготовке специалиста, и в его профессиональной деятельности. Многообразие психологических технологий, которые активно разрабатываются, практикующий специалист применяет в зависимости от своего основного подхода к человеку и обществу
Гештальтпсихологи справедливо полагают, что жизненная ситуация — это и есть гештальт, поэтому фрагментарная работа с отдельными частями личности бессмысленна. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место отводится целеполаганию, которое и определяет структуру гештальта. Гуманистическое начало в гештальттеории проявляется в констатации положения о том, что изменения в личности происходят только в том случае, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Решения «быть лучше», просьбы, требования других людей, как правило, не могут вызвать активных внутренних изменений.
В русле гештальттрадиций было создано множество интересных технологий, которые могут быть использованы в рамках как этого, так и других подходов. По сравнению с другими моделями гуманистического направления гештальтпсихология имеет наиболее мощные технологии, провоцирующие изменения психики личности. Пример современных гуманистических концепции — система позитивной психотерапии, которая складывается из трех аспектов: позитивный подход, содержательный анализ конфликтов, пятиступенчатый процесс психотерапии.
Таким образом, гуманистические теории, которые могут применяться в социальной работе, весьма разнообразны. Общим для всех этих теорий является отсутствие заранее жестко заданной схемы понимания клиента, группы, общества, окружающей среды, причин, порождающих проблемы, и их истоков. Следовательно, нет необходимости ставить диагноз и определять прогноз развития ситуации клиента; нет необходимости давать клиенту советы по решению проблем, которые обычно основаны на субъективных представлениях специалиста и не всегда адекватны реальности. Гуманистическое направление постулирует недирективный путь взаимодействия с клиентом в социальной практике соблюдение норм личностной экологии.
В
социальной практике применяется множество
социально-психологических
Определение социальной роли впервые было дано в I936 г. Р.Линтоном, а в дальнейшем развито Д. Мидом в рамках интеракционализма. Социальные роли проявляются в ситуациях социального взаимодействия, основанных на воспроизведении определенных социальных стереотипов. Отдельная социальная роль отображает лишь единичный аспект поведения. Целостное поведение людей складывается из совокупности множества социальных ролей. Социальная роль тесно связана с социальными ожиданиями и включает в себя представляемую роль (система ожиданий индивида и определенных групп); субъективную роль (экспектации, т.е. представления о способах взаимоотношения с людьми); играемую роль (поведенческая реализация представляемой роли). Участнику интеракции важно представить себе, чего ждут от него другие партнеры. Действия отдельных индивидов взаимно «подгоняются» друг к другу, каждый может принимать роли других, формировать Я-образ, приспосабливаться к приписываемым ему намерениям и экспектациям. С понятием социальной роли связаны понятия «ролевые конфликты», «ролевая напряженность», «ролевой набор», «ролевая адаптация» и пр. Социальная роль всегда имеет личностную окраску в зависимости от опыта, индивидуальности человека, его желания соответствовать ожиданиям окружающих и т.д. Диапазон социальных ролей обусловлен многообразием социальных групп, общностей, видов активности и др.
Специфика социальной роли определяется местом индивида в системе общественных отношений. С этой точки зрения различают роли профессиональные, социально-демографические, управленческие и др. Кроме того, выделяют роли межличностные, т.е. определяемые местом индивида в системе межличностного взаимодействия. Существуют роли активные и латентные, институциализированные (официальные, конвенциональные) и стихийные, приписанные (аскриптивные) и достигаемые личной активностью (достижительные). Принятие и исполнение человеком определенной роли — сложный процесс, включающий и коммуникацию.
Разнообразные подходы к пониманию сущности социальных ролей имеют ряд общих моментов: 1) роль как образец поведения и установок, социально заданный с большей или меньшей степенью определенности; 2) роль как стратегия поведения, направленная на овладение ситуацией определенного типа; 3) роль как система ожиданий по отношению к людям, имеющим определенный статус; 4) роль как действие, выполнение определенных требовании человеком, «назначенным» на эту роль.
Использование ролевой модели в социальной практике индивидуальной работы обычно предусматривает повышение адаптивности отдельных людей друг к другу, группам, с которыми они взаимодействуют, обществу, в котором живут. Эта модель эффективна при профилактике и устранении различных конфликтов, неадекватности интерпретаций полученной социальной информации и др. Важно учитывать специфику выполнения заданных социальных ролей каждым индивидом, его включенность в сюжеты социально-ролевых игр. Социальные роли являются основой различных технологических приемов: социодрамы, психодрамы, трансактного анализа, различных сюжетно-ролевых игр.
Одна из важнейших задач и психологии, и социальной практики — опора на механизмы, регулирующие поведение людей как участников социальных процессов, предполагающие наличие между ними вербальных и невербальных контактов, передачу, восприятие и интерпретацию информации. В коммуникативных теориях первостепенное значение придается аспектам отношений и интеракциям. Любая коммуникативная теория подчеркивает, что направленный характер интеракции основан на знаковых системах, восприятии интеракции партнерами, воздействии общающихся друг на друга. Это необходимые характеристики акта коммуникации.
Другой
компонент коммуникативных
Симметричные отношения характерны для равных партнеров, 'взаимно заинтересованных в общении; доминирующие отношения предполагают преобладание в общении одного партнера (или Группы) над другим, отчего последний нередко испытывает зависимость или униженность (пример — отношения типа «начальник — подчиненный»).
Коммуникативные теории описывают и определенные тенденции общения, зависящие от способа трансляции сообщения. При вербальной коммуникации действуют преимущественно законы психолингвистики (о которых подробно говорится в работах А.А. Леонтьева и А.Р. Лурия), связанные с формированием высказывания (экспрессивная речь) и его восприятием реципиентом (импрессивная речь). Невербальная коммуникация осуществляется с помощью мимики, пантомимики, жестов, позы, походки, напряжения мышц и всех тех атрибутов, которые объединяются в понятие «экспрессия». Невербальиая коммуникация может сопровождать вербальную, но может быть и самостоятельным способом коммуникаций. Поскольку невербальная коммуникация осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно, современная психология оценивает ее как более достоверную по сравнению с вербальной.
Любая теория, рассматривающая процесс коммуникации, исходит из положения о том, что человек практически всегда находится в состоянии общения с себе подобными. Даже молчание является процессом коммуникации, поскольку оно может быть оценено каждым по-разному. Различают несколько видов коммуникации: внутриличностная (человек наедине с собой обдумывает поступки, строит планы, прогнозирует успехи или неудачи); межличностная (общение между двумя людьми и более); групповая межличностная (общение в социальной группе); межгрупповая (взаимодействие различных социальных групп). Все виды общения функционируют в соответствии с присущими каждому из них специфическими законами, которые являются предметом изучения общей и социальной психологии.
Значение
социально-психологических
Нейролингвистическое программирование (НЛП) — своеобразная теория и технология влияния на людей, рассмотренная is работах Д. Гриндера, Р. Бендлера, В. Сатир, М. Эриксона. Предметом НЛП являются языки, используемые для взаимодействия, как отражение внутренних программ, заданных на уровне нейронных связей, и основанные на анализе различных способов получения информации о мире и реагирования на них отдельных людей. Одно из центральных понятий НЛП — репрезентативно-информационная система, т.е. система представления опыта, связанного с модальностями психики. Одна из них более развита и чаще всего используется конкретной личностью. Репрезентативная система формирует основной способ, с помощью которого человек осуществляет гюиск информации («визуалы», «аудиалы». «кинестетики»). Использование индивидом ведущих информационных (ведущих модальностей) и вспомогательных систем (субмодальностей), формирование поведенческих паттернов и внутренних стратегий проявляются в вербальном и невербальном языке, что можно достаточно точно описать и спрогнозировать у партнера по общению путем калибровки, т.е. описания внешних и внутренних признаков ею состояния.
Самопредъявление, или самопрезентация как особый аспект коммуникаций — важное условие эффективности индивидуальной работы с людьми. Специалист в любой сфере социального взаимодействия должен уметь правильно (адекватно ситуации) подать себя и «прочесть» истинные переживания партнера, скрытые за маской самопрезентации.
Человек в состоянии контролировать невербальные и вербальные аспекты своего поведения и манипулировать ими в соответствии с задачами. Однако распознать намеренность поведения индивида проще, чем манипулировать своим поведением, поэтому наблюдатель, скорее всего, имеет преимущество перед манипулирующим, и это обусловливает асимметрию коммуникативного процесса.
В современной литературе самопредъявление рассматривается как управление впечатлением о себе с помощью бесчисленных стратегий поведения, предусматривающих предъявление своего внешнего образа другим людям. Самопредъявление может быть скорректировано, развито специальными методами. Выбор адекватных методов зависит or того, какой аспект самопредъявления нарушен — либо на уровне личностных конструктов (высокая тревожность, неустойчивость Я-концепции, чрезмерная мотивация самопредъявления), либо на уровне социальных умений. В первом случае используются методы тренинговых групп, рационально-эмотивный тренинг. Во втором случае можно добиться успеха с помощью специального обучения, тренинга социальных умений, сочетающего групповые и индивидуальные методы. Важное значение для эффективного самопредъявления имеют чувственный образ (формируется при первом впечатлении о партнере), адекватное использование вербальных и невербальных средств коммуникации, внешний облик, окружающая обстановка, пространственная и временная среда общения.
Информация о работе Психологические технологии в социальной работе