Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:24, контрольная работа
Основой индивидуальной психики личности и источником ее конфликтов в межличностном общении Юнг считал психическую энергию. Она характеризует интенсивность любого психического процесса, происходящего в индивидуальной психике личности. Все психические феномены: внимание, интерес, чувствование, предвосхищение, моральные, эстетические, интеллектуальные потребности, эмоциональные состояния, аффекты, стимуляция являются различными выражениями психической энергии.
1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Экстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении……………………………3
2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая.
Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения……..9
3.Практическое задание………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ
Контрольная работа
по
дисциплине «Деловое общение»
на
тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ К.ЮНГА
И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
Пенза – 2011
План
1. Типология
Юнга направленности психической энергии
личности. Экстравертированный и интровертированный
типы установки личности. Экстраверсия
и интроверсия в деловом общении……………………………3
2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая.
Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения……..9
3.Практическое
задание………………………………………………………..
Список
использованной литературы………………………………………19
1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Экстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении.
Основой
индивидуальной психики личности и
источником ее конфликтов в межличностном
общении Юнг считал психическую
энергию. Она характеризует
Психическая
энергия направляет и побуждает
личность к любому виду деятельности.
Субъективно психическая
Подчеркивая связь психики человека с мозгом, Юнг в то же время предостерегает от рассмотрения психических процессов лишь как «вторичных» феноменов биохимических процессов мозга. Он обращает внимание своеобразие психики личности и ее «несводимость к чему бы то ни было другому».
Психическая энергия рождается из «взаимодействия противоположностей», подобно энергии всех физических явлений, но в отличие от нее она включает «душевные побуждения» и служит показателем динамики психической сферы личности. Эта динамика проявляется в реагировании» личности на какую-либо данную ситуацию. Оно характеризует два типа установок, которые Юнг обозначает как интроверсия и экстраверсия.
Интровертированная и экстравертированная установки определяют не только «привычное реагирование» личности на какой-либо объект, но и весь образ ее действия, вид субъективного опыта, «характер бессознательной компенсации». Для интровертированной установки личности характерно негативное отношение к объекту, а для экстравертированной - позитивное.
Личность с интровертированным типом установки характеризуется нерешительностью, рефлексивностью, замкнутостью. Она нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение.
Для личности с экстравертированным типом установки характерны открытость, предупредительность. Она легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации.
Различие этих установок состоит еще и в том, что в интровертированной установке определяющую роль играет субъект, а при экстравертированной - объект. Юнг считал, что в эмпирической действительности эти две установки в чистом виде редко наблюдаются. Они всячески варьируются и компенсируются. Однако для подавляющего большинства людей характерно явное доминирование одной из установок в функции приспособления. У интроверта экстраверсия пребывает где-то на заднем плане, она «дремлет» в бессознательном состоянии, так как его сознание постоянно направлено на себя. Оно замкнуто, рефлексивно. Интроверт, хотя и видит объект, имеет о нем смутные или ложные представления и потому дистанцируется от объекта. У экстраверта теневое существование на заднем плане ведет интроверсия.
Для
иллюстрации того, как экстраверсия
и интроверсия реализуются в
функции приспособления к определенной
ситуации, Юнг приводит пример с
двумя юношами, которые во время
путешествия подходят к незнакомому
замку. Один из них (экстраверт) собирается
сразу войти, но другой (интроверт) удерживает
его. Однако после того как они
вошли, юноша-интроверт погружается
в созерцание старых рукописей и
робость его исчезает. А юноша-экстраверт
начинает скучать и не скрывает своего
раздражения и дурного
Особое
значение имеет замечание Юнга, о
том, что для развития характера
личности необходимо создать возможности
для проявления неполноценной функции
(экстраверсии или интроверсии). Такое
проявление может быть связано с
трудностями, поскольку неполноценная
функция обладает некоторой автономией
и может «опутать» и «
Предложенная Юнгом типология личностей по двум установкам - экстраверсии и интроверсии - нашла широкое применение в современном деловом общении. Любое общение деловых партнеров связано с ориентацией в личностных качествах и установках друг друга. Такая ориентация позволяет построить деловую коммуникацию адекватно предрасположенному реагированию деловых партнеров на взаимные действия. Рефлексивная сущность делового партнера-интроверта «побуждает его постоянно размышлять или собираться с мыслями пред тем, как действовать». Тем самым действия его замедляются. Его робость перед партнером, недоверие к нему приводят к нерешительности и затрудняют приспособление к обстоятельствам деловой ситуации. Поэтому в деловом общении партнеру-интроверту необходимо предоставить время для приспособления к деловой ситуации и для размышления над получаемой информацией.
Партнер-интроверт больше истощает себя в деловом общении оборонительными мерами, в его бессознательном накапливается компенсаторное подкрепление объективного влияния. Поэтому для принятия решения ему необходимо хотя бы некоторое время побыть в «одиночестве», наедине со своими мыслями. Для партнеров-интровертов в деловом общении характерна также замедленная динамика. Постоянная внутренняя борьба отнимает большое количество энергии, и они предпочитают больше оставаться на месте, чем двигаться.
Совсем
по-иному ведет себя в деловом
общении партнер-экстраверт. Отношение
к обстоятельствам деловой
Для формирования собственного мнения партнерам-экстравертам необходим постоянный диалог, поэтому в деловом общении они склонны к чрезмерному многословию и повторению очевидного во имя полной ясности. Используя любую возможность, чтобы выразить свое мнение, партнеры-экстраверты пытаются расширить информационное поле общения с другими партнерами и активно повлиять на решение деловой проблемы.
Хотя партнер-экстраверт имеет собственные влечения, намерения, взгляды, стереотипы поведения, он всегда подстраивает их под новую деловую ситуацию. Однако эта склонность партнера-экстраверта к подстраиванию - одновременно и его сила и ограничение. Психическая энергия партнера-экстраверта настолько сильно ориентирована вовне (на других партнеров по общению, на внешние условия деловой ситуации), что он может игнорировать происходящие в его собственной психике и теле функциональные психические и соматические изменения.
Обладая
компенсаторной ценностью, эти изменения
вынуждают его к невольному бессознательному
самоограничению и
На основе выделения всех перечисленных особенностей партнера-экстраверта можно представить, каким образом будут меняться модели его поведения в деловом общении. Поскольку партнер-экстраверт коммуникабелен, он легко вступает в деловое общение. Он активен и деятелен до тех пор, пока деловые партнеры, деловая проблема и обстоятельства деловой ситуации привлекают его. Но вот деловое общение затягивается. Партнер-экстраверт пытается как можно быстрее решить деловую проблему, но ему мешает медлительность других партнеров. Он начинает раздражаться, проявляет нетерпение и нервозность. У него активизируется неполноценная интровертированная установка, она набирает силу, подрывает его ведущую экстравертированную установку - и он прерывает деловое общение.
Таким образом, будучи, несомненно, ценным качеством в деловом общении, экстравертированная установка делового партнера может в целях осуществления требований других деловых партнеров и требований расширяющегося бизнеса привести самого партнера-экстраверта к неблагоприятному исходу. Поэтому в деловом общении партнерам - как экстраверту, так и интроверту - крайне важно не только знать особенности своих собственных предпочтений и предпочтений других деловых партнеров, но и осуществлять за их функционированием сознательный контроль.
Юнг
не ограничился установлением
2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая.
Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения.
Доминирующая психическая функция - наиболее устойчивая, надежная и наиболее развитая функция психики личности. Она используется инстинктивно для привычного реагирования и приспособления. Другие функции тоже присутствуют в психике личности, но они большей частью неустойчивы, ненадежны, несамостоятельны и зависят от внешних обстоятельств и других людей. При этом они функционируют преимущественно на бессознательном уровне.
Юнг
разделяет все психические
Личность эмоционального типа руководствуется в деловом общении «политикой чувств», и требуется чрезвычайная ситуация, чтобы заставить ее задуматься. Личность мыслительного типа размышляет в деловом общении значительно больше, чем личности других типов. Она подвергает обдумыванию и осмыслению свои собственные действия, действия других деловых партнеров, осуществляет всесторонний анализ обстоятельств деловой ситуации и вариантов решения деловой проблемы. При этом личность мыслительного типа отдает предпочтение мышлению, независимо от того, экстраверт она или интроверт.
Различение личностей эмоционального и мыслительного типов особенно заметно тогда, когда они становятся деловыми партнерами. Например, партнер с эмоциональным типом личности бурно выражает свое чувство огорчения и сожаления по поводу повышения акций алюминиевого концерна, а деловой партнер мыслительного типа спокойно и всесторонне анализирует причины их повышения.
Информация о работе Психологическая типология К. Юнга и ее реализация в практике делового общения