Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:22, реферат
В научных источниках подчеркивается важность уровневого анализа адаптации, поскольку он позволяет систематизировать процесс адаптации в соответствии с его качественно-количественными характеристиками, степенью развития. Признание существования различных уровней адаптации поднимает вопрос о специфике каждого из них, а также о вариативности, уникальности и типичности адаптивных моделей поведения личности.
"Психоаналитическая концепция адаптации личности Г. Гартманн. Адаптация в конфликтных ситуациях. Развитие характера, таланта, "интересов Эго", выбор метода защиты».
В
научных источниках подчеркивается
важность уровневого анализа адаптации,
поскольку он позволяет систематизировать
процесс адаптации в
Хотя
вопросы адаптации широко обсуждаются
во многих работах З.Фрейда, а механизмы
и процессы защитной адаптации рассмотрены
в ставшей классической для психоаналитиков
работе Анны Фрейд, психоаналитическая
концепция адаптации была разработана
немецким психоаналитиком Г.Гартманном.
Ид включает инстинкты, Супер-Эго представляет
собой систему интернализованной морали,
а в Эго включаются в основном рациональные
познавательные процессы личности. Ид
руководствуется принципом удовольствия,
Эго – принципом реальности. Эго "ведет
войну" против Ид, против Супер-Эго и
внешней реальности. Г.Гартманн считает,
что один только психоанализ не может
разрешить проблему адаптации, так как
последняя является также предметом биологии
и социологии. Однако и без психоанализа
эта проблема, по его мнению, не может быть
решена. Интерес к проблеме адаптации
возрос, согласно Г.Гартманну, вследствие
развития Эго-психологии, повышения общего
интереса к личности и ее приспособлению
к условиям внешней реальности.
Адаптация в конфликтных
ситуациях
Как
психоаналитик, Г. Гартманн придает большое
значение конфликтам в развитии личности.
Но он отмечает, что не всякая адаптация
к среде, не всякий процесс научения и
созревания являются конфликтными. Процессы
восприятия, мышления, речи, памяти, творчества,
моторное развитие ребенка и многое другое
может быть свободно от конфликтов. Эти
процессы могут привести к конфликтам,
нарушения данных процессов развития
могут порождать конфликты, в частности
в сфере инстинктивных влечений. Однако
Г. Гартманн считает возможным ввести
термин "свободная от конфликтов сфера
Эго" (conflict-free ego sphere) для обозначения
той совокупности функций, которая в каждую
данную минуту оказывает воздействие
на сферу психических конфликтов. Отмечая
недостаточность знаний об этой сфере,
Г. Гартманн включает сюда такие явления,
как страх перед реальностью, защитные
процессы в той мере, в которой они приводят
к "нормальному" развитию, сопротивление,
вклад защитных процессов в перемещение
целей инстинктивных влечений и др. Адаптация,
согласно Г. Гартманну, включает как процессы,
связанные с конфликтными ситуациями,
так и те процессы, которые входят в свободную
от конфликтов сферу Эго. Г. Гартманн отмечает,
что многие проблемы, связанные с развитием
характера, таланта, "интересов Эго",
выбора методов защиты в определенных
ситуациях и т.п. не могут быть решены лишь
в терминах инстинктов и конфликтов. В
области психоанализа изучение Эго началось
с раскрытия и описания защитных механизмов,
однако уже в рамках психоанализа возникла
необходимость изучения других функций
и других аспектов его активности. Согласно
Г. Гартманну, если определенный интеллектуальный
процесс (например, интеллектуализация,
которая в подростковом возрасте, согласно
А.Фрейд, выступает в качестве защитного
механизма против собственных инстинктивных
влечений личности) играет защитную роль,
то это не значит, что данная функция исчерпывает
его определение. Этот же процесс может
быть направлен на внешнюю реальность,
способствуя адаптации личности. Многие
функции Эго прямо не вовлечены в конфликты
личности, но оказывают косвенное воздействие
на защитные процессы. Развитие интеллекта
в онтогенезе Г. Гартманн считает независимым
от конфликтов и той борьбы, которую ведет
Я "на три фронта". Г. Гартманн и другие
психоаналитики проводят различие между
адаптацией как процессом и адаптированностью
как результатом этого процесса. Хорошо
адаптированным психоаналитики считают
человека, у которого продуктивность,
способность наслаждаться жизнью и психическое
равновесие не нарушены. В процессе адаптации
активно изменяется как личность, так
и среда, в результате чего между ними
устанавливаются отношения адаптированности.
Явно под влиянием эволюционной биологии
Г. Гартманн считает, что человек обладает
переформированными средствами адаптации,
которые развиваются, созревают и затем
используются в процессах адаптации. Адаптивный
процесс регулируется со стороны Эго.
Современные психоаналитики широко используют
введенные еще З.Фрейдом понятия "аллопластических"
и "аутопластических" изменений и,
соответственно, различают две разновидности
адаптации: а) аллопластическая адаптация
осуществляется теми же изменениями во
внешнем мире, которые человек совершает
для приведения его в соответствие со
своими потребностями; б) аутопластическая
адаптация обеспечивается изменениями
личности (ее структуры, умений, навыков
и т.п.), с помощью которых она приспосабливается
к среде. К этим двум собственно психическим
разновидностям адаптации он добавляет
еще один: поиск индивидом такой среды,
которая благоприятна для функционирования
организма.
Психоанализ сталкивается с проблемой адаптации в трех формах: как с проблемой эго-психологии, как с терапевтической целью и как с педагогической проблемой. Поразительно, что несмотря на то, что понятие "эго-сообразный" определено довольно хорошо, опыт показывает, что термин "сообразный реальности" является столь эластичным, что охватывает разнообразные и даже частично несовместимые точки зрения.
Психоанализ довольно рано, а возможно, даже с самого начала, выявил более узкую и более широкую цели. Он начался с исследования патологии и феноменов, которые находятся на границе обычной психологии и психопатологии. В то время его работа была сосредоточена на Ид и инстинктивных влечениях. Но вскоре возникли новые проблемы, концепции, формулировки и новые потребности в объяснении, которые выходили за рамки этой более узкой сферы в направлении к общей теории психической жизни. Решающим и, возможно, наиболее ясно очерченным шагом в этом направлении является наша современная эго-психология: работы Фрейда в последние пятнадцать лет, а затем следование теми путями исследования, которые он открыл.
Часто
высказывалось мнение, что в то
время как психология ид была и
остается "заповедником" психоанализа,
эго-психология является его общей
стыковочной площадкой с
История
развития психоаналитической психологии
объясняет, почему мы еще сравнительно
мало понимаем те процессы и рабочие
методы психического аппарата, которые
ведут к адаптивным достижениям.
Мы не можем просто противопоставить
эго как небиологическую часть
личности ид как его биологической
части; сама проблема адаптации предостерегает
против такого разделения, но об этом будет
сказано дополнительно. Однако, справедливо
и естественно, что чистое феноменологическое
описание деталей психических
Исследование
этой свободной от конфликтов сферы
эго, хотя оно определенно обладает
некоторой технической
Адаптация вовлекает в себя как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и процессы, которые имеют отношение к свободной от конфликтов сфере. Германн (1923) внес важный вклад в психоаналитическое исследование особых талантов, но он исследовал их с иной точки зрения. Конкретное исследование различных расстройств эго в психозах и в некоторых психофизических взаимодействиях также должно принимать во внимание эту свободную от конфликтов сферу. Ни одна из этих проблем не может быть полностью решена на языке инстинктивных влечений и конфликтов.
Имеются проблемы возникающие в области психоанализа, — которые делают необходимым исследование других эго-функций, а также других аспектов активности эго. Развитие эго может быть описано путем рассмотрения тех конфликтов, которые оно должно решить в своей борьбе с ид и суперэго, и если включить также конфликты с внешним миром, то увидим развитие эго на языке войны, которую оно ведет на три фронта. Но по аналогии описание страны, нации, государства, включает в себя, помимо вовлеченности в войны с соседними нациями или странами, также границы и мирное передвижение через границы. Оно также включает в себя мирное развитие населения, экономику, социальную структуру, административное устройство и т.д. Государство может также рассматриваться как система институтов, которая функционирует через законодательство, отправление правосудия и т.д. Очевидно, имеют место систематические взаимоотношения между этими различными точками зрения.
Изучая свободную от конфликтов сферу эго, можно выявить функции, которые более или менее тесно связаны с задачами овладения реальностью, то есть с адаптацией. Теперь адаптация — хоть мы не рассматривали тщательным образом ее скрытые смыслы — становится центральной концепцией психоанализа, потому что многие наши проблемы при достаточно глубоком их исследовании сводятся к ней. Концепция адаптации, хотя она представляется простой, подразумевает (или, если она непродуманно используется, скрывает) огромное множество проблем. Анализ этой концепции дает надежду прояснить много проблем обычной и патологической психологии и среди них — нашу концепцию психического здоровья. Фрейд использовал "биологические" концепции в самых существенных пунктах своей теории (хотя и не принимал на сто процентов так называемую объективную точку зрения, которая ведет к бихевиоризму). По этой причине мы полагаем, что психоаналитический подход "может быть полезен для биолога при постановке новых проблем, которые в ином случае ускользнули бы от нашего внимания" (Шильдер, 1933).
Вообще
говоря, мы называем человека хорошо адаптировавшимся,
если продуктивность его деятельности,
его способность наслаждаться жизнью
и его психическое равновесие
остаются ненарушенными. В то же время
периодически мы сталкиваемся с утверждениями,
приписывающими любую неудачу недостатку
адаптации. Такие утверждения
Функция
поведения на службе адаптации должна
отличаться от ее других возможностей
и часто даже от ее генезиса. Например,
вопрос "Каково адаптивное достижение
экспрессивных движений?" должен
отличаться от вопроса "Как возникают
экспрессивные движения?"; сходным
образом функция тревоги как
— согласно Фрейду (1926) — необходимой
биологической реакции на опасность
должна отличаться от ее онтогенеза у
индивида. Во многих случаях, естественно,
становится проблемой именно такое
соотношение с процессами онтогенеза
и филогенеза.
Писхоаналитики, особенно со времени появления книги Г.Гартманна, большое значение придают социальной адаптации личности. Г.Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Все в большей степени свою среду человек создает сам. Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации, а также (частично) и развитие Я. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию. Г.Гартманн вводит понятие "социальная уступчивость" для обозначения того явления, когда социальная среда как бы исправляет нарушения адаптации таким образом, что неприемлемые в одних социальных условиях формы поведения становятся приемлемыми в других. Возможности удовлетворения потребностей и развития, предоставляемые обществом взрослым и детям, различны и оказывают неодинаковое влияние на них. Социальная уступчивость проявляется в первую очередь в отношении к детям, а также страдающим неврозами и психозами. Исходя из этого, Г.Гартманн считает процесс адаптации человека многослойным, причем представление об уровне адаптации лежит в основе концепции здоровья человека.
Один психоанализ не в состоянии решить проблему адаптации. Она также является предметом исследования для биологии и социологии. Однако, те важные глубинные прозрения (инсайты), которые дал и будет давать психоанализ относительно адаптации, вряд ли могли быть получены при других подходах и методах. Поэтому мы вправе ожидать, что все ученые, исследующие проблему адаптации, примут во внимание фундаментальные факты и отношения, открытые психоанализом. Возрастание нашего интереса к проблемам адаптации обусловлено, главным образом, теми продвижениями в психоанализе, которые сосредоточивают наше внимание на его функциях; но оно также питается нашим растущим интересом ко всей личности, а также нашей озабоченностью относительно определенных теоретических формулировок о психическом здоровье, которые используют "приспособление к реальности" в качестве критерия.