Проституция как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 09:29, реферат

Описание работы

Социальная сущность проституции в общественной и научной мысли XIX – начала ХХ вв.
Проблема проституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Сложность, но вместе с тем и интерес к данной проблеме обусловлены тем, что проституция - чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями наименований.

Работа содержит 1 файл

Социальная сущность проституции.docx

— 27.60 Кб (Скачать)

Тюменский государственный  Нефтегазовый университет

Федоренко Мария  Андреевна

Социальная сущность проституции в общественной и научной мысли XIX – начала ХХ вв.

Проблема проституции  уже много лет привлекает внимание исследователей. Сложность, но вместе с тем и интерес к данной проблеме обусловлены тем, что проституция - чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями наименований.

В историографии данной темы имеется немало работ, посвященных  изучению правовой и медицинской  регламентации проституции. Однако, вопрос об определении сущности и  содержания категории "проституция" в современной историографии  разработан весьма слабо. Из немногочисленных работ, затрагивающих этот вопрос, можно  выделить статьи С.И. Голода и И.С. Кона. Большинство современных исследователей к данной проблеме подходят с социально-экономической, а не культурологической точки зрения.

В XIX - начале ХХ вв. вопрос о  сущности и роли проституции был  одним из дискуссионных в исторической, социально-политической и медицинской  литературе. Проституция, по мнению многих ученых, разрушает социальный строй жизни, разрушает народное здоровье, распространяет венерические болезни.

В официальных документах проституция понималась как "разврат или непотребство, именуя таковыми торговлю своим телом, предложение плотской связи или согласие на таковую за известное вознаграждение, с каждым, того пожелавшим" и "снискивающая себе пропитание"(1).

Официальные документы XIX в. определяют следующие основные признаки проституции: продажность, публичность, профессиональность. Тем не менее, это понятие не охватывало большую часть продажных женщин (содержанок, временных и других). По мнению А. Флекснера, оно имело чисто полицейский характер, так как в это определение входили только зарегистрированные, профессиональные женщины, занимающиеся проституцией, которые кроме данного вида деятельности не имели других источников дохода.

Официальная точка зрения на проституцию оказала влияние  на общественную мысль. С 15 по 22 января 1897 г. в Петербурге проходил съезд "по обсуждению мер против сифилиса в России", участники которого приняли ряд постановлений. В этих документах проституция определялась как "неискоренимый элемент социального строя, как промысел, дающий индивиду средства к существованию", вместе с тем в определение (1) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, издания 1885г. СПб., 1908. Ст. 44, п. 7. С. 185-186; Грацианов П.А. По поводу нового проекта "Положения о Санкт-Петербургском врачебно-полицейском комитете" // Русский медицинский вестник. СПб., 1904. Т. VI. N 1. С. 11.

"проститутки" включались  как женщины профессионально  занятые, так и временные (случайные), для которых проституция была  источником побочного заработка.  В это определение, по требованию профессора Томского университета Е.С.Образцова, был включен пункт, согласно которому к женщинам, занимающимся проституцией причислялись как городские, так и сельские представительницы этой профессии. По его словам "Сельская распространена в Сибири также как и городская. Она не случайная, а в большей своей части профессиональная"(2).

В 1903 г. второе отделение  Русского общества охранения народного  здравия постановило создать  комиссию для обсуждения вопроса  о врачебно-полицейском надзоре  за проституцией в связи с общим  вопросом о борьбе с нею. Член комиссии, присяжный поверенный П.П. Соколов  в своем докладе говорил о  том, что "современное законодательство относительно проституции носит  двойственный характер: с одной стороны, оно не только отрицает возможность  заниматься проституцией, но даже карает лиц, как женщин, так и мужчин, за соблазнительный образ жизни; а с другой стороны - существует особый порядок и организация способов надзора за нею и порядок открытия и содержания публичных домов", то есть законодательство XIX - начала ХХ вв. относилось к проституции отрицательно, "признавая ее деяния преступными"(3). Комиссия разбирала несколько предложенных определений сущности проституции, но четких решений не смогла принять. На рассмотрение было предложено следующее определение термина: "Проституткой именуется женщина, занимающаяся продажей своего тела, как промыслом, - единственным или побочным при других каких-либо занятиях". Это определение оспаривалось многими на том основании, что в нем отсутствует понятие о публичности. Другое определение, предложенное для анализа "проститутка есть женщина, добывающая средства публичной продажей своего тела", так же было подвергнуто критике на том основании, что понятие о публичности не всем одинаково понятно, так как некоторые подразумевают под публичностью то, что делается на глазах у всех, а также, что в нем отсутствует указание о занятии проституцией. С.Ф. Платонов высказал мысль, что проституция "есть продажа своего тела", но данное понятие "не имеет смысла и не пройдет в законодательном порядке. Торговлей тела будет, например, и такой случай, как пересадка кожи одного человека другому". Каждый исследователь категории "проституция" выделял свой главенствующий (по его мнению) признак.

Э. Шперк главным признаком проституции считал профессиональность. Он писал: "публичная женщина та, которая избрала своим ремеслом проституцию и не имеет и не желает другим путем приобретать средства к существованию", а проституция - это "ремесло, законный, скоротечный и

  (2) Труды высочайше разрешенного съезда по обсуждению мер против сифилиса в России. СПб., 1897. Т. 2. С. ХVI-ХVII, 53, 55, 86, 255.

(3) Манасеин М.П. Отчет о деятельности комиссии для обсуждения вопроса о врачебно-полицейском надзоре за проституцией в связи с общим вопросом о борьбе с нею, состоящей при II отделении Русского общества охранения народного здравия // Русский медицинский вестник. СПб., 1904. N 10. С. 334-345; N 11. С. 401-408.

острый вид брака"(4).

Р. Вардлоу определял проституцию как "всякие недозволенные сношения между полами". Он отвергал различие между развратом и проституцией и называл публичной женщиной "всякую, которая за деньги, или безвозмездно, добровольно жертвует своей добродетелью". На женщину "накладывает печать проституции только добровольное повторение полового акта"(5).

Вслед за Р. Вардлоу некоторые авторы в своих рассуждениях доходили до абсурда. Они полагали, что публичная женщина - "это та женщина, которая по меньшей мере в течение 20 часов отдавалась в публичном доме мужчинам"(6).

Аналогично определял  проституцию и М. Кузнецов: "Проститутка, или, как привыкли выражаться у нас, "публичная женщина", обыкновенно употребляется в слишком широком плане; в сущности же проститутка есть женщина, отдающая за деньги свое тело для удовлетворения полового инстинкта мужчины"; "В этом смысле проституция есть торговля человеческим телом с преследованием развратных целей, в обширном смысле, у нас иногда принимается за проституцию вообще все внебрачные половые отношения"(7).

По М. Рабюто, решающий признак проституции заключается в следующем: "истинной проституткой мы называем ту женщину, которая под влиянием вынужденной или свободной воли вступает в половые сношения без всякого выбора, без симпатии или хотя бы и чувственной страсти. Как только существует известный выбор, - на основании только импульсов половой страсти - мы имеем перед собой разврат, распущенность, извращения, но не проституцию в истинном смысле этого слова, ...отсутствие индивидуального выбора, отдача себя безразлично всем и каждому - вот самый существенный и универсальный признак"(8).

Подобно М. Рабюто, Л. Мартино называет публичной женщиной, ту "женщину, которая не выбирает своего покупателя", но и не опровергает мысли, что публичной женщиной может быть и та, "которая его выбирает, но уже в другом роде, с крайним равнодушием к нему." Проституцию в целом он определяет как "торговлю чувственных наслаждений для других"(9). В определение "проституция" по мнению М. Чистякова нужно включать только самые существенные признаки, а именно: "женщина, которая открыто продает свою любовь за деньги и ищет известности, как таковая и есть всегда проститутка", т.е. в это понятие не должен входить критерий о ее здоровье, а

  (4) Шперк Э. О мерах к прекращению сифилиса у проституток // Архив судебной медицины и общественной гигиены. СПб., 1869. Кн. 3. Сентябрь. Отд. III. С. 76; он же. Ответ на статью // Там же. 1870. Кн. 1. Март. Отд. V. С. 6-10.

(5) Вардлоу Р. Lectures on famale prostitution. Glasgow. 1853. P. 17-18.

(6) Блох И. Указ. соч. С. 17.

(7) Кузнецов М. Историко-статистический очерк проституции в Петербурге с 1852 по 1869 гг. // Архив судебной медицины и общественной гигиены. СПб., 1870. Кн. 1. Март. Отд. III. С. 50; он же. Проституция и сифилис в России. Историко-статистическое исследование. СПб., 1871. С. 5.

(8) Рабюто М. Проституция в Европе с древнейших времен до конца ХVI в. // Проституция и ее жертвы. М., 1873. С. 95-98.

(9) Мартино Л. La prostitution clandestine. Paris. 1885. P. 36.

 

также то, "проституирует  она с ведома администрации или  нет"(10).

Еще один немаловажный аспект вносит в это определение А. Поспелов: тайность проституции. Он писал: "проститутка это девица или замужняя женщина, которая открыто или тайно и по привычке отдается мужчине для удовлетворения его полового влечения"(11).

Д.Д. Ахшарумов в своем докладе "Проституция и ее регламентация" заявляет о том, что проституция - это "совокупность известных аномальных явлений в половой сфере жизни человека, часть явлений его же жизни, но в патологических уклонениях от нормы", а женщина, занимающаяся проституцией "есть бедная женщина, продающая свое тело всякому, - за какую-либо небольшую плату; продающие его дорого - за тысячи, сотни или хотя бы десятки рублей не могут считаться таковыми. Это совсем особое привилегированное существо, и таковую никогда не называют проституткой. Ею может считаться только женщина, живущая в доме терпимости, сама себя таковою объявившая"(12). Таким образом, здесь приоритет принадлежит продажности, причем из этого понятия выпадают женщины из "высшего общества, но занимающиеся ею, а также всякая свободная, тайная или явная одиночка". В противовес этому определению Д.Д. Ахшарумов говорит, что публичная женщина - это "высокий идеал женщины, губящей свою жизнь для всеобщего блага".

Приведенные выше определения  имеют один общий недостаток: они не включают в себя мужскую и детскую проституцию во всех ее проявлениях. Только В.Ф. Дерюжинский охватил эти формы проституции. Он говорил о том, что под проституцией "в широком смысле разумеются вообще всякого рода внебрачные половые отношения, причем в это понятие войдут также и так называемые противоестественные отношения, как-то: мужеложество и скотоложество, а также детская форма". В более узком смысле под проституцией им разумеется половой разврат, принимающий характер регулярной профессии, - "постоянное занятие, которое в качестве такового выделяет предающихся ему женщин в особую общественную группу"(13). Другое характерное для того времени определение проституции предложил немецкий ученый И. Блох в своей работе "История проституции". По его мнению, "проституция - есть определенная форма внебрачных половых отношений, отличающаяся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публично отдается более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела для совокупления

  (10) Чистяков М. Доклад собранию членов русского сифилидологического и дерматологического общества // Военно-медицинский журнал. СПб., 1887. С. 145.

(11) Поспелов А. Санитарный надзор за проституцией в Париже и Брюсселе // Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины. СПб., 1890. Т. 8. Кн. 3. Декабрь. Отд. II. С. 130.

(12) Ахшарумов Д.Д. Проституция и ее регламентация. Доклад обществу русских врачей в Риге. Рига, 1889. С. 66-67.

(13) Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. Б.м. и г. С. 332.

или вообще провоцируя их половое  возбуждение и удовлетворяя его; причем проституирующий субъект, вследствие своего развратного промысла, приобретает  определенный постоянный тип"(18).

Таким образом, он выделяет 9 признаков проституции в ее развитии. Но данное определение имеет некоторыми недостатками. Во-первых, из него исключаются лица, не профессионально занимающиеся проституцией, т.е. те, у которых проституция выступала как бы второстепенным промыслом; во-вторых, он не относит сюда "случайную проституцию и жизнь на содержании", иначе говоря, женщин, занимающихся развратом с определенным кругом мужчин и получающих от них не деньги, а подарки;

в-третьих, исключается и  тайная, нерегламентированная проституция, а также то, что публичные женщины могли оставить свое занятие и перейти к честному образу жизни: статистика подтверждает, что такие случаи происходили часто. Проституция использовалась ими для скопления определенных сумм.

Таким образом, рассмотренные определения категории "проституция" в общественной и научной мысли XIX - начала XX вв. отражали такие основные признаки проституции: продажность, публичность, профессиональность. При этом некоторые авторы выделяли один из них как главный признак, объявляя остальные два второстепенными. Это связано с пониманием проституции, с одной стороны, как промысла, с другой - как преступления; то есть авторы определений рассматривали категорию "проституция" с точки зрения правового понимания социальной природы явления или с точки зрения общественно-трудового понимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(18) Блох И. История проституции. СПб., 1913. Т. 1. С. 30.


Информация о работе Проституция как социальное явление