7 исследованию, треть
опрошенных мужчин имели сексуальные
связи с проститутками. Не удивительно,
что именно мужчины более чем
терпимо относятся к сексуальной
коммерции, несмотря на угрозу
распространения ВИЧ и СПИДа, вовлечение
в проституцию детей и торговлю людьми
в целях сексуальной эксплуатации. Причины
проституции. По мнению 67% опрошенных,
развитию проституции как сферы секс-бизнеса
способствует неограниченная реклама
этого бизнеса в СМИ. Региональными изданиями
публикуются объявления с явно выраженными
предложениями об интимных услугах, трудоустройстве
на работу девушек для работы в сфере досуга,
телефоны фирм, занимающихся организацией
досуга, так называемых "агентств по
оказанию интимных услуг", "массажных
кабинетов" и салонов, сексуальным обслуживанием
в саунах, нелегальных публичных домах
и пр. Другой причиной, содействующей процветанию
на территории области индустрии платного
секса, респонденты называют слабую работу
правоохранительных органов по профилактике
проституции. Проводимые работниками
милиции рейды и профилактические мероприятия
признаны населением области малоэффективными.
Опрос продемонстрировал убежденность
в коррумпированности правоохранительных
органов, тотальном контроле коммерческого
секса на территории г. Саратова органами
правопорядка и организованной преступностью.
При этом подавляющее большинство опрошенных
полагает, что никакие меры в условиях
крышевания проституции сотрудниками
милиции и криминальными структурами,
не могут ее искоренить. В качестве примера
коррупции респондентами указывается
активное внедрение в эту сферу отдельных
сотрудников правоохранительных органов,
которые подрабатывают в свободное от
службы время охранниками проституток,
их водителями, сутенерами, а иногда, как
показывает практика, осуществляют покровительство
досуговых фирм, их руководителей и проституток
[11]. Убежденность населения в коррумпированности
препятствует работе органов правопорядка
с гражданами и получению информации о
проституирующих
8 лицах, притонах по
оказанию сексуальных услуг, лиц, занимающихся
сутенерством. О легализации проституции.
Население Саратовской области не готово
к правовой регламентации проституции
и признанию сексуального бизнеса одним
из видов предпринимательской деятельности.
Подобное решение проблемы в первую очередь
не соотносится с нравственным сознанием
наших сограждан. Результаты опроса саратовцев
показывают, что население негативно оценивает
такой шаг, как возможная легализация
проституции (64,2%). Главным аргументом
является то, что проблемы, порожденные
этим социальным явлением, решены не будут.
Кроме того, подавляющее большинство респондентов
не верит в то, что нелегальная проституция
и контроль организованной преступности
за ней будут устранены, а проститутки
будут добросовестно платить налоги в
казну государства в обмен на гарантии
личной безопасности и социального статуса.
О криминализации занятия проституцией.
Преодоление тенденции катастрофического
роста лиц, вовлеченных в сексуальную
коммерцию, респондентами видится исключительно
в ужесточении наказания. Для снижения
роста числа работников коммерческого
секса и искоренения проституции необходимо
криминализировать занятие проституцией
и установить уголовную ответственность
для потребителей платных сексуальных
услуг, усилить ответственность за преступления,
посягающие на нравственные устои общества,
в том числе за распространение порнографических
материалов, венерических заболеваний
и др. В ходе опроса за тот или иной вид
усиления ответственности как способ
решения проблемы проституции высказались
более 80% респондентов. Об административной
ответственности за проституцию. Принцип
немотивированного нарушения неприкосновенности
частной жизни, попрания автономии и приватности
человеческой жизни стал фактором, определяющим
не только государственную политику, но
и обыденное сознание граждан. Система
духовных ценностей, сложившаяся в советский
период, основанная на принципах беспрекословного
подчинения государству и идеологии вторжения
в личную
9 жизнь, запрета
на семейную тайну, привели
к деградации семейных устоев,
традиций и морали в обществе.
Это отразилось на мировоззрении
респондентов, не признающих административного
преследования за занятие проституцией,
фактически нарушающего право
проституирующих лиц на свободный
выбор рода деятельности или
занятий, вмешательством в личную
жизнь. Проблема проституции в
перспективе. Одним из выводов
социологического исследования
является прогноз значительного
пополнения индустрии коммерческого
секса за счет временных работников,
подвизавшихся в проституцию
в поисках дополнительного или
альтернативного заработка. Как
показал опрос, доминирующей причиной
при принятии решения стать
сексуальным работником является
потребность в деньгах. 16,7% участвующих
в анкетировании признали, что
рассматривают в качестве одного
из способов заработка временное
занятие проституцией и оказание
сексуальных услуг постоянным
клиентам. Речь идет о так называемой
скрытой проституции, когда проституирующие
лица конспирируют свое занятие.
В обоснование своей позиции
респонденты называют социально
одобряемые ценности, ради достижения
которых приемлем указанный способ
получения необходимых материальных
средств (получение образования,
оказание помощи близким, приобретение
собственного жилья и др.). Данной
группой респондентов изначально отвергаются
иные, социально приемлемые способы улучшения
собственного материального благосостояния,
а в качестве аргументации решения проблем
материального характера подобным образом
приводится низкий уровень заработка
в других отраслях и сферах общественной
жизни. Таким образом, у части населения
укоренилось представление о проституции
как наиболее простом и доступном способе
извлечения дохода, прослеживается готовность
участия в сексуальном бизнесе взамен
на получение материального благополучия,
невзирая на заведомые аморальность и
безнравственность такого рода деятельности.
В последние годы становится традиционной
установка на получение материальных
благ путем нахождения на содержании у
состоятельных мужчин и женщин, периодически
оказывающих материальную поддержку за
предоставление
10 интимных услуг.
Особенно популярен такой вид
заработка среди женщин, притязания
которых сводятся к получению
эпизодических выплат материального
характера на приобретение одежды,
косметики, продуктов питания,
но не признающих такие отношения
завуалированной проституцией. Как
показало социологическое исследование,
в более чем 32% изученных нами
анкет респонденты выразили желание
зарабатывать деньги подобным
образом. О дальнейшем росте
числа проституирующих лиц и
потребителей сексуальных услуг
свидетельствует содержание ответов
на вопрос о том, допускают
ли респонденты в будущем возможность
обращения к услугам лиц, занимающихся
коммерческим сексом. По имеющимся
данным более 22% такую возможность
не исключили, ответив утвердительно.
По заявлениям респондентов, ведущей
мотивацией отказа от сексуальных
услуг за плату служит не
осознание аморальности такого
поведения, а опасение огласки
этого факта по месту работы
или жительства, осведомленность
об этом партнера по браку
или фактическим брачным отношениям,
боязнь заразиться венерической
болезнью или ВИЧ- инфекцией, СПИДом
и отсутствие денег. Респонденты, осознавая
аморальность и безнравственность обращения
к работникам сферы коммерческого секса,
испытывают гораздо больший страх порицания
со стороны ближайшего социума, нежели
боязнь заражения болезнями, передаваемыми
половым путем, ВИЧ или СПИДом. Остается
с сожалением констатировать, что опрошенные,
отказываясь от обращения к сексуальным
работникам, руководствуются при этом
не морально-этическими нормами и принципом
нравственности, а ориентированы на общественное
мнение и ощущают страх перед возможным
причинением ущерба собственному авторитету
и репутации. Итак, масштабы проституции
и ее социальные последствия в России
еще не осознаны в полной мере, а законодатель
не всегда последователен в реализации
конституционного положения о высшей
ценности человека. Об этом свидетельствует
отсутствие социальных программ, соответствующих
разделов, посвященных проблематике защиты
жертв принудительной сексуальной эксплуатации,
отсутствие проявления тревоги в органах
государственной власти и
11 правопорядка, призванных
осуществлять борьбу с проституцией
и координировать действия по
ее профилактике, по поводу заметно
возросшего числа детей, вовлеченных
в эту сферу, насилия в отношении
лиц, предоставляющих платные
сексуальные услуги. Вероятно этим
объясняются и противоречия, выявленные
в массовом сознании: население осознает
общественную опасность проституции и
явлений, сопровождающих ее, однако занимает
оправдательную позицию по отношению
к проституирующим лицам, признавая их
жертвами сексуальной дискриминации.
Суждения о невиновности проституток,
оправдание их образа жизни социальными
причинами никоим образом не соотносится
с позицией респондентов о введении карательных
мер против проституток и лиц, эксплуатирующих
их сексуальные способности, криминализации
занятия проституцией, о расширении сферы
уголовной репрессии в отношении всех
посягательств на нравственность. 1 United
Nations, 2002. Global Programme Against Trafficking in Human Beings.
New York. Office for Drug Control and Crime Prevention. 2 Статистический
ежегодник Саратовской области. Статистический
сборник. Саратов, 2004. С. 142; Российский
статистический ежегодник. Статистический
сборник. М., 2004. С. 274-275. 3 Не является новостью,
что проститутки могут выступать в двух
качествах: и как потерпевшие, и как соучастницы
преступлений. Более характерным для них
является соучастие в совершении преступлений
в качестве наводчиц, "подсадных уток"
и т. д. 4 См. подробнее: Ткачев Н. Видео:
эротика или порнография? // Социалистическая
законность. 1991. 6; Анурин В.Ф. Сексуальная
революция: двойной стандарт // Социологические
исследования. 2000. 9; Дроздов А.Ю. Агрессивное
телевидение: социально-психологический
анализ феномена // Социологические исследования.
2001. 4. 5 На сегодняшний день с участием
Российской Федерации ратифицированы
следующие международные документы: Международная
конвенция о пресечении обращения порнографических
изданий и торговли ими от 12.09.1923 г. (с изменениями
от 12.11.1947 г.), Соглашение относительно
пресечения обращения порнографических
изданий от 4.05.1910 г. (с изменениями от 4.05.1949
г.), Протокол об изменении Договора о борьбе
с распространением порнографических
изданий, подписанный в Париже 4.05. 1910 года,
4 мая 1949 г. К сожалению, ни один из международных
актов, регулирующих вопросы пресечения
оборота порнографической продукции,
и законодательство России не содержат
определения порнографии, что вызывает
определенные трудности при разграничении
понятий порнография и эротика. 6 Об актуальности
проблемы детской сексуальной эксплуатации
свидетельствует вступление в 2002 году
в силу Протокола ООН о борьбе с торговлей
детьми и с детской проституцией. Документ
подписали 89 стран-членов ООН, а ратифицировали
его только 16, в частности, - Ватикан, Куба,
Казахстан, Норвегия, Румыния, Катар, Испания,
Вьетнам. Страны, которые подписали и ратифицировали
Протокол ООН, обязаны каждые 2 года представлять
в Комитет ООН по правам детей в Женеве
подробные отчеты о проделанной работе.
По непонятным причинам до настоящего
времени Российская Федерация указанный
Протокол не подписала и ратифицировала.
По-видимому, проблемы детской проституции
в нашем государстве не стоят так остро.
7 Так, для противодействия торговле женщинами
и детьми были приняты нижеследующие международные
акты: Международный договор от 18 мая 1904
года о борьбе с торговлей белыми рабынями
с изменениями, внесенными в него Протоколом,
утвержденным Генеральной Ассамблеей
Организации Объединенных Наций 3 декабря
1948 года; Международная конвенция от 4
мая 1910 года о борьбе с торговлей белыми
рабынями с изменениями, внесенными в
нее упомянутым выше Протоколом; Международная
конвенция от 30 сентября 1921 года о борьбе
с торговлей женщинами и детьми с изменениями,
внесенными в нее Протоколом, принятым
Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных
Наций 20 октября 1947 года; Международная
конвенция от 11 октября 1933 года о борьбе
с торговлей совершеннолетними женщинами
с изменениями, внесенными в нее указанным
Протоколом; Конвенция о борьбе с торговлей
людьми и с эксплуатацией проституции
третьими лицами от 21