Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.
2. Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.
3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Система социальной политики
Сущность социальной политики государства .………………….............4
Основные направления социальной политики государства ………….5
2 Социальная политика Казахстана
2.1 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан ……..7
2.2 Социальное страхование …………………………………………………10
2.3 Социальная защита граждан ……………………………………………12
2.4 Здравоохранение, образование и культура ……………………………22
Заключение ……………………………………………………………..…..
Список использованной литературы ………………………………...…

Работа содержит 1 файл

Айжан курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

По существу настоящий Закон определил правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан а РК, регламентировал участие государственных органов, физических и юридических лиц в реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и стал основой для разработки дальнейших нормативно-правовых актов в области здравоохранения. В последующие годы в соответствии с этим Законом была подготовлена государственная программа «Здоровье народа», которая включает в себя подпрограммы по туберкулезу, профилактике СПИДа, иммунопрофилактике, охране материнства и детства, первичной медико-санитарной помощи, здоровому образу жизни. Также подготовлена Государственная программа развития медицинской и фармацевтической промышленности.

В Послании народу Казахстана Президент выделил основные задачи в области здравоохранения, которые следует реализовать:

- добиться результативности  и повышения качества медицинских  услуг путем пересмотра механизмов  управления, финансирования, координации  и контроля в сфере здравоохранения. Следует также внедрить систему отчетности медицинских учреждений, открытую для общества, и систему внутреннего контроля и внешнего аудита.

- подготовить  программы для повышения средней  продолжительности жизни, снижения  показателей детской и материнской смертности, уровня заболеваемости туберкулезом и темпов роста заболеваемости ВИЧ/СПИДом;

- начальная медицинская  подготовка должна стать обязательной  частью всех школьных и университетских  учебных планов. В этой связи  также нужно повысить уровень  знаний и информированности населения по вопросам здорового образа жизни;

- в ближайшие  три года надо построить с  использованием механизма государственно-частного  партнерства 100 больниц в регионах  Казахстана;

- должны быть  созданы стимулы для развития  конкурентного рынка медицинских услуг и услуг медицинского страхования, доступных населению. [7, II]

2) Образование

Одним из первых нормативно – правовых актов стал Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, заложивший правовую основу происходящих условий в системе образования республики. В Законе были сформулированы основные задачи образования, главной из которых является создание необходимых условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Основными принципами государственной политики в области образования согласно статьи 3 были определены:

- равенство прав  всех граждан РК на получение  образования;

- бесплатность  образовательных услуг в пределах  государственных стандартов образования;

- разнообразие учреждений образования по видам собственности, направлениям деятельности, формам воспитания и обучения;

- непрерывность  процесса образования, обеспечивающего  преемственность его ступеней;

- научный характер, правовая и экологическая направленность;

- опережающее  развитие образования;

- светский характер  образования в государственных  учреждениях;

- независимость  образования от политического  и идеологического воздействия,  препятствующего получению объективных  знаний.   

Государство, как  определено Законом «Об образовании», проявляет заботу о своих гражданах, всячески содействуя на всех ступенях непрерывного образования: семейного воспитания, дошкольного воспитания, общего среднего образования, внешкольном воспитании и обучении, при получении профессионального – технического, среднеспециального, высшего, послевузовского (аспирантура, докторантура), дополнительного образования.

Следующим правовым актом стала первая Конституция  РК, принятая 28 января 1993 года. Так, статьей 24 этого Закона страны было определено, что каждый гражданин республики имеет право на образование, которое обеспечивается бесплатным средним, среднеспециальным, высшим образованием в государственных учебных учреждениях. Закон РК «О высшем образовании», принятый в 1993 году, в соответствии с Конституцией 1993 г. и Законом «Об образовании», определяет принципы государственной политики в области высшего образования. Этот Закон, развивая конституционные положения об основных направлениях развития высшего образования, конкретизировал ее цели: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и культурном развитии, приобретении высокой квалификации в избранной области, а также организацию и проведение фундаментальных, прикладных научных исследований, подготовку и переподготовку специалистов, научно – педагогических кадров высшей квалификации для преподавательской работы в вузах на основе полной перестройки всей работы высшей школы.

Правовые основы образовательного процесса свое дальнейшее развитие получили в новой Конституции  РК, принятой 30 августа 1995 г. Так, статьей 30 этой Конституции, гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных учреждениях. Получение среднего образования является обязательным для всех. Каждый гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном учреждении. Решительные шаги были сделаны к возрождению казахского языка, развитию казахских школ, созданию национальных образовательных систем, к многоукладности, открытости образования, к дифференциации, деполитизации и демилитаризации учебных заведений.

Развитие сферы  образования является одним из главных  приоритетов укрепления суверенитета и государственности страны. Для  независимого Казахстана высшим приоритетом развития стало сохранение достигнутого уровня и дальнейшее развитие образования. Статистика образования – отрасль статистики, изучающая деятельность дошкольных, общеобразовательных организаций, организаций технического и профессионального и высшего образования. Дошкольное воспитание и обучение. В 2007г. в республике действовало 1500 постоянных дошкольных организаций, в которых воспитывалось 232,9 тысяч детей. Общее число дошкольных организаций в стране уменьшилось с 8881 в 1991г. до 1500 в 2007г. За последние годы в республике наблюдается увеличение численности воспитанников дошкольных организаций. Так, в 2007г. Она составила 232,9 тыс. детей против 133,2 тыс. – в 2000г. Среднее образование занимает особое место в системе образования, оно является уровнем непрерывного образования и включает среднее общее и техническое профессиональное обучение. На начало 2007/08 учебного года в республике действовало 7958 дневных общеобразовательных школ, с численностью учащихся в них 2627,3 тыс. человек. В 1991 – 1992г.г. учебном году число дневных общеобразовательных школ составляло 8575 с численностью учащихся 3147,4 тыс. человек. За последние 17 лет число школ сократилось на 7,1%. На начало 2007 - 2008гг. система среднего и технического профессионального образования республики насчитывает 313 профессиональных школ (лицеев) и 460 колледжей с численностью учащихся 106,8 и 499,6 тыс. человек. По сравнению 1991-1992гг. число профессиональных школ (лицеев) уменьшилось на треть, в то время как число колледжей увеличилось почти на 2 раза. Высшее образование на начало 2007-2008гг. в республике действовало 167 высших учебных заведений с численностью студентов 717,1 тыс. человек. За годы независимости число высших учебных заведений увеличилось в 2,7 раза (61 в 1991-1992гг.), численность студентов в ВУЗах имеет положительную динамику, что свидетельствует о престижности и значимости статуса высшего образования. (288,4 тыс. чел в 1991-1992гг.).

В то же время  сложные условия переходного  периода, социально – экономические  перемены породили ряд негативных факторов и в области образования. Принятые Конституция РК (1993 г.), Законы «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О собственности в Казахской ССР» и другие законодательные акты вступили в противоречие с действующим законодательством республики в области образования. К концу 90-х годов, изменившиеся реалии в жизни казахстанского общества выявили несоответствие нормативно – правовой базы образования ее дальнейшему развитию.

Новые образовательные  и информационные технологии, стандарты  обучения и воспитания молодежи потребовали  целесообразность принятия единого  Закона «Об образовании», которые  был принят 7 июня 1999 г. Парламентом  РК. Он рассматривал несколько вопросов:

- в рамках уровня дошкольного воспитания и обучения предусматривается обязательная предшкольная подготовка 5 (6)-летних детей;

- законодательно  закреплено то, что окончившие 9-й  класс будут иметь право поступать  в колледж, что значительно  сократит количество безработных среди подростков и расширит их возможности в получении образования;

- сокращение  нормативного срока обучения  в вузе для лиц, имеющих среднее  профессиональное образование по  однородной специальности, аналогичные  льготы предусматриваются и для  обучающихся в магистратуре;

- по новому  законопроекту в систему образования  страны включаются также негосударственный  сектор образования, международные  и иностранные учреждения образования  и их филиалы;

- принципиально  решаются вопросы информатизации, интеграции образования, науки и производства, а также внедрения в учебный процесс триязычия (казахский, русский, иностранный языки).

- в связи с  ростом количества духовных организаций  образования потребовалось определить  принцип формирования их контингента.  Прием в них теперь будет осуществляться только из числа граждан, получивших среднее образование;

- законодательно  закреплено право специалистов  на бесплатное  - один раз в  пять лет, повышение квалификации  в учреждениях дополнительного  образования;

- более четче излагаются вопросы лицензирования образовательной деятельности: подлежат лицензированию филиалы вузов иностранных государств, расположенных на территории РК; впервые лицензированию подлежит деятельность дошкольных и внешкольных учреждений образования.

В соответствии с новым Законом обучение и организация учебно – воспитательной работы должна строиться по образовательным программам и по следующим направлениям:

- воспитание  казахстанского патриотизма, осуществляемое  через познание национальных, этнокультурных традиций и обычаев, через обучение родному языку, привитие уважения к историческому прошлому своего народа;

- правовое образование,  формирующее высокую правовую  культуру и правовое сознание;

- гражданское  образование, опирающееся на концепцию  гуманитарного образования;

- воспитание  экономического, экологического, нравственного,  художественно – эстетического  мышления.

Таким образом, новый Закон предусматривает  несколько краеугольных новшеств, по которым углубляется процесс  демократизации управления сферой образования. [14 С.136]

В Послании народу Казахстана Президент задал новую  ступень в реформировании системы  образования. Это приближение системы  начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к  мировым стандартам, развитие практики обучения в режиме он-лайн и создание в стране учебного телевидения, введение в учебные планы дополнительные часы по естественным наукам, привлечение в школы зарубежных преподавателей английского языка, внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования. [7, III, 17]

3) Культура

Развивая конституционные  гарантии, Концепция социокультурного развития РК, утвержденная 17 ноября 1993 года Национальным советом по государственной политики при Президенте РК, во главу государственной культурной политики поставила задачу духовного обогащения людей, высокой культуры труда, быта, досуга, всесторонней развитости личности и внутренней интеллигентности личности, подлинного гармоничного взаимоотношения между людьми и народами, обществом в целом и средой его обитания, а также обеспечение сбережений многовекового культурного наследия народов Казахстана, гарантированного представления свободы творчества и самовыражения с сфере литературы, культуры и искусства.

В социокультурном  развитии государства должное внимание уделяется также самобытности культур  всех народов, проживающих в республике, ибо любая культура – неповторимая, незаменимая ценность и именно через  нее тот или иной народ наиболее полно показывает себя миру. Эти их конституционные права по обеспечению и развитию культурной самобытности получили свое дальнейшее законодательное закрепление в законах об охране и использовании историко-культурного наследия, об авторском и смежных правах, о культуре, о языках в РК. Особое место в Законе занимает положение о принятии мер по выявлению, сохранению и возвращению на историческую родину культурных ценностей, находящихся за пределами республики, признанных историко-культурным достоянием казахского народа и народов, проживающих в РК.

Также следует  отметить, что культура, как никакая  другая сфера оказалась в переходный период в правовом вакууме. За 1991-1995 гг. в сфере культуры был принят всего один Закон – «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Проект же Закона «О культуре» разрабатывался с 1991 года и был окончательно принят 24 декабря 1996 года. Поэтому отсутствие фундаментальных законодательных актов в этой сфере существенно повлияло на социокультурную ситуацию. [14 С.139] 

Информация о работе Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан