Прогресс и регресс как социальные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

«Люди непрерывно находятся в фокусе беспорядочно наслаива¬ющихся друг на друга процессов: экономических, политических, соци¬альных, экологических, культурных, инновационных и пр. И если одни процессы могут служить предметом их внимательного изучения, то другие — создают фон для решения людьми их повседневных про¬блем.»1
Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда возвращающих общество вспять или уводящих в сторону от основного русла.

Содержание

Введение ..................................................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие социального процесса.................................................................... 5
Сущность социального процесса................................................................ 5
Структура понятия............................................................................................ 6
Прогресс как социальный процесс............................................................. 10
Регресс как социальный процесс................................................................. 12
Глава 2. Сравнение подходов российских и зарубежных
социологов в изучении социальных процессов...................................................... 13
Глава 3. Современные исследования социальных процессов......................... 17
Заключение................................................................................................................................. 25
Список литературы.................................................................................................................. 27

Работа содержит 1 файл

Парфенова Илона, СБ-1 (2).docx

— 124.42 Кб (Скачать)

В зависимости от времени разворачивания и протекания социальных процессов, различают кратковременные, долговременные и постоянные процессы.

  • Кратковременные процессы — социальные изменения, время протекания которых меньше времени существования социального объекта.
  • Долговременные процессы — социальные изменения, происходящие на протяжении всего времени существования объекта.
  • Постоянные процессы — глобальные социальные процессы, протекание которых не связано с существованием какого-либо одного социального объекта.

В зависимости от направленности социальные изменения и процессы могут быть прогрессивными и регрессивными. Эту классификацию социальных процессов я хотела бы более подробно разобрать в своей работе.

 

Прогресс  как социальный процесс

Под прогрессом обычно понимается совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Понятие прогресс несет в себе оценочный  характер,  ценностный смысл. Но мнения ученых по поводу допустимости оценочных  суждений в социологии разделились.   Одни из них считают, что употребление ценностных суждений очень даже уместно в социологической науке. Этого мнения придерживаются многие классики марксистского учения. Другие авторы наоборот, учитывая, что ценностные суждения имеют только субъективный характер, считают недопустимым употребление их в научном социологическом исследовании.             

Поэтому так актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей ,например, А. Сен-Симон, оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека. Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Экономическое состояние не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. 
    Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека

Прогресс имеет очень противоречивый характер. Для его рассмотрения следует  выделять некоторые сферы социальной жизни, относительно которых уже  можно сказать о неприменимости понятия прогресса к этим областям, хоть они и подвержены эволюционному развитию. Этапы в их эволюции никоим образом нельзя считать этапами прогрессивного развития от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Сюда относится прежде всего область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подвержено изменениям. Однако понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эволюции развития искусства.

Аналогичным образом следует оценивать  и эволюцию некоторых других социальных институтов и явлений. Как мне кажется, к ним относится религия. То же самое можно сказать о фундаментальных философских системах: их эволюция за время интеллектуальной истории имеет место, но понятие прогресса здесь вряд ли применимо.

Вместе с тем необходимо выделить и такие социальные институты, историческое развитие которых совершенно ясно может  быть квалифицировано как прогресс. К ним следует отнести в  первую очередь науку, технику, технологию. Каждый новый шаг, каждый новый этап в развитии науки, техники, технологии являются шагом и этапом в их прогрессе. Не случайно сложилось и такое  понятие — научно-технический  прогресс. Его проявления можно наблюдать  повсюду.

Но, пожалуй, наиболее часто социолог сталкивается с такими социальными  структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но осуществляется очень противоречиво. Здесь нужно сказать, что социология должна видеть все разнообразие типов  социального развития: ведь помимо прогресса существует еще и такой  его тип, как регресс.

 

 

Регресс как  социальный процесс.

Что же собой представляет общественный регресс, какие его  черты проявились в реальной истории? Прежде всего регресс - это не просто движение вспять, назад, это - возвратная эволюция, что совсем не одно и то же. Под регрессом следует понимать такой тип эволюции, в ходе которой рассматриваемые явления и организмы не только не поднимаются от одной, менее высокой ступени к другой, более высокой, но и, остановившись на каком-то рубеже, не остаются самими собой, а постепенно утрачивают механизмы прогресса. Они шаг за шагом деградируют в своих внутренних потенциях. Причем в ходе понижения уровня организации и утраты ряда прежних функций окончательно лишаются собственных возможностей для возвращения на путь поступательного развития, чем обрекают себя сначала на застой, движение по кругу с возвратом к изжившим себя формам и структурам и, в конце концов, оказавшись в исторической нише, могут обречь себя на полное вырождение и разложение. Такой регресс - нисходящая ветвь общественной эволюции, действительно прямо противоположная прогрессу. 

Развитие человеческого общества носит сложный, противоречивый, зигзагообразный  и полилинейный характер. В ходе этого развития те или иные конкретные социальные организмы в силу разных причин (климатических, политических, духовных и т.д.) приходят в упадок, переживают состояние деградации, регресса и, в конце концов, погибают. 
В современную эпоху человечество переживает сложные процессы прогрессивного и регрессивного характера. Некоторые страны и народы совершили резкий скачок вперед во всех сферах общественной жизни. В тоже время во многих государствах Африки, Азии и Латинской Америки наблюдаются регрессивные движения: не развиваются производительные силы, сотни миллионов людей живут в нищете, нет своего информационного пространства, не решены глобальные проблемы: экологии, здравоохранения, демографии и др.

 

 

Глава 2. Сравнение подходов российских и  зарубежных социологов в изучении социальных процессов

Социология началась с попыток разгадать «смысл» истории и установить законы социальных процессов. Основоположники социологии О. Конт и Г.Спенсер ставили своей целью достигнуть понимания того, как и почему изменяются общества. Многих современных социологов продолжают завораживать эти великие вопросы.

В отечественной социологии сложилось  несколько подходов к трактовке  социальных процессов, а так же прогресса и регресса. Для уточнения позиций необходимо обратить внимание на исходные теоретико-методологические принципы исследователей, которые занимались данной темой.

 

  1. Социальный аспект теории Ковалевского выражался в понимании им социального прогресса. О том, какое большое значение придавал Ковалевский теории социального прогресса в общей системе социологического знания, говорит не раз повторяющееся утверждение, что «без идеи прогресса не может быть и социологии». Прогресс он рассматривал как основной закон социальной жизни, а содержание прогресса — как расширение сферы солидарности, понимая солидарность не просто как психологический феномен, а как социальное единство людей. Взгляды Ковалевского на прогресс и связанную с ним солидарность формировались не только под влиянием идей О. Конта, но и под влиянием социальной обстановки, которая складывалась в России после реформ 60-70-х годов.
  2. Яркими представителями психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х гг., являются Е. В. Де Роберти и Н. И. Кареев, которые изучали важнейшие проблемы развития общества: изначальных причин и движущих сил; основного содержания и направленности развития общества; прогресса и регресса; роли масс и личности в истории и т. д. Проблемы общественного развития решались исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии.
  3. Еще одним ученым, разработавшим теорию о социальных процессах и взаимодействиях, был П. Сорокин. Большое значение в теории взаимодействия П.Сорокина придается материальным носителям социальных явлений. Если значения имеют смысловую, нематериальную природу, то для их объективации необходимы определенные материальные объекты, процессы или явления. Значение вне субъекта остается просто значением, некой идеальной реальностью. Лишь соединяясь с сознанием человека, значения приобретают характер стимулятора того или иного действия. Но для этого они должны быть определенным образом транслированы, переданы от одного субъекта действия к другому. Здесь формируется определенная коммуникационная структура, в рамках которой определяются действия и взаимодействия, где важны все элементы: значение, его материальный носитель, чувственное восприятие, рациональное осмысление, действие, взаимодействие

 

 

Теперь рассмотрим подходы зарубежных ученых к изучению социальных процессов.

  1. Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных процессов. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.
  2. Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных процессов общества в его усложнении, которое сопровождается ростом процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.
  3. Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.
  4. К. Маркс определяющим фактором социальных процессов считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономического порядка. В подходе Маркса представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.
  5. М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные процессы. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие.

Вывод:

В целом, на мой взгляд, принципиальная разница в изучении данного понятия  отечественными и зарубежными социологами  не прослеживается. Каждый предлагал свое определение и свою трактовку социальных процессов, однако общая связь прослеживается во всех теориях и подходах. Все из представленных ученых считали, что социальные процессы зависят в главную очередь от сложности развития каждого человека, который в свою очередь может создавать социальные структуры, облегчающие уже общественное развитие.

Но несколько различий все-таки присутствуют. Так, отечественные социологи 
придерживаются мнения, что прогресс является основным законом социальной жизни, который определяет все развитие общества. Они придавали большое значение материальным носителям социальных процессов, то есть людям, и искали у природы социальных процессов психологическое и биологическое начало.  Например, Ковалевский, как и большинство позитивистов, полагал, что социология в классификации наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.

Зарубежные же исследователи больше придерживались того мнения, что социальные науки не могут открывать законы развития на других уровнях, таких как  психологических и биологических, но все же признавали, что можно  делать обобщения между науками  и формулировать тенденции социальных процессов и изменений.  

 

 

 

Глава 3.  Современные  исследования социальных процессов

Как уже было упомянуто в тексте данной курсовой работы ранее, рассматриваемое  понятие вне всяческих сомнений является важнейшим элементом современного развития общества. Социальные процессы оказывают на общество прямое воздействие. Так, например, изучение социальных процессов помогает выяснить курс и вектор развития общества и технологий на несколько лет вперед.

В России действуют более двух десятков центров изучения общественного мнения, такие как ВЦИОМ, ФОМ, ЛЕВАДА-ЦЕНТР и тд. В основном именно они занимаются «наболевшими» или же выражаясь научным языком – остросоциальными вопросами общества. Под эту категорию попадают и рассматриваемое мною понятие: социальные процессы. Хотелось бы привести примеры изучения рассматриваемого понятия на примере опроса, проведенного Фондом Общественного мнения.

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г. 1500 респондентов.

 

В конце 2006 года респондентам были заданы вопросы о том, как они оценивают уходящий год, каким он был лично для них и для страны. В целом можно сказать, что тенденция к умеренному росту оптимизма, наметившаяся в 2005 году, фиксируется и в конце 2006 года.

Почти половина опрошенных граждан  утверждают, что нынешний год был  для них таким же, как и прошлый. Треть опрошенных считают, что этот год был положительнее предыдущего. Остальные отмечают, что нынешний год не принес ничего хорошего. Здесь можно отметить, что позитивное отношение россиян к событиям, происходящим в их стране, несколько выше, нежели в предыдущие года. А это значит, что россияне все больше стремятся к прогрессу, который так же влияет на их личную жизнь.

Информация о работе Прогресс и регресс как социальные процессы