Программа социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:22, доклад

Описание работы

Программа социологического исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования - это, по существу, и есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта (реальный, природный или соц. Объект) или явления. Среди социологов распространено мнение о том, что разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.

Работа содержит 1 файл

Программа социологического исследования.docx

— 22.78 Кб (Скачать)

Программа социологического исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования - это, по существу, и есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта (реальный, природный или соц. Объект) или явления. Среди социологов распространено мнение о том, что разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.

По мере составления программы  решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются  конкретные методики сбора, обработки  и анализа данных. Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое  исследование приводит к ничтожным  теоретическим выводам, к малоэффективным  практическим рекомендациям и нередко  совершенно не оправдывает тех, часто  значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования. Только хорошая  программа социологического исследования может обеспечить успех всего исследования 
Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции: 

Вначале конструируется методологический раздел программы, содержание которого определяет все последующее, а в конечном счете — результаты исследования, их валидность (отвеч. Всем правилам) и качественность. Разработка этой важнейшей части исследовательской программы предполагает нахождение максимально четких формулировок:

1) темы исследования,

2)   характеристик исходных  представлений о данной теме, степени ее изученности социологией;

3)    цели исследования;

4)    задач исследования;

5)    объекта исследования;

6)    предмета анализа;

7)     исходных  теоретических понятий (категорий)  исследования;

9)  гипотез, 

Формулирование  темы исследования. Как правило, заказчик определяет не тему, а проблему исследования. Очевидно, что от того, как будет сформулирована тема исследования, зависит вся последующая работа социолога. Поэтому ему необходимо уточнить у заказчика, что же ему хочется узнать в наибольшей степени, подсказать ему возможные вариации проблемы, сообща выбрать подходящую тему и утвердить ее совместным решением.

Исходные представления  о теме исследования. Речь идет о степени ее изученности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне социологии. Не следует думать, что социолог-эмпирик изучает совершенно неопознанные вопросы. Даже в ситуациях, когда он сталкивается с проблемой, которой раньше не было в социальной жизни нашего общества , обнаруживается, что в теоретической социологии уже есть немало наработок, могущих дать ему общие ориентиры для его исследования .

Цель исследования. Цель — конечный результат, которого социолог хочет достичь в исследовании.

Задачи исследования — система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные (ориентированные на выявление сущности проблемы) и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы.

Объект исследования — конкретный фрагмент социальной реальности, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию.

Предмет исследования — наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования. Любое переформулирование объекта, цели и задач исследования ведет к видоизменению его предмета, т.е. той главной призмы, через которую исследователь будет рассматривать проблему.

Гипотезы исследования — априорные (доопытные) предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть. Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого решения задач исследования.

Процедурно-методический раздел программы

Вторая часть исследовательской  программы состоит, как минимум, из:

1)    стратегического  плана исследования;

2)    обоснования  типа выборки 

3)    обозначения  методики сбора информации;

4)    инструментария   получения информации;

5)    указаний на  методы обработки и анализа  полученной информации;

6)    рабочего плана  исследования.

Стратегический  план. Определение исследовательской стратегии зависит от глубины знаний социологов об изучаемом объекте и предмете, а также выдвинутых гипотез. Различают три основные исследовательские стратегии и разные варианты их комбинаций.

Первая  называется —разведывательная. Она используется в случаях недостатка знаний для формулирования должной системы гипотез. Разведывательный план предполагает:

•  изучение имеющихся  по данной теме литературных источников;

• беседы с компетентными  по данной проблеме людьми (их называют экспертами);

•  наблюдение за изучаемым  объектом по специальной методике

В итоге исследовательских  процедур появляется информация, позволяющая  уточнить формулировки гипотез, а иногда, и предмет, и задачи исследования.

Вторая стратегия — описательная. Она нацелена на получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик.

Третья стратегия —экспериментальная. Ее целесообразно применять лишь тогда, когда, во-первых, — цель исследования сводится к выяснению причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта; во-вторых, - гипотезы имеют объяснительный характер, т.е. содержат обоснованные предположения о причинах и следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте.

Обоснование выборки  и ее репрезентативность. Это весьма сложный компонент исследовательской программы. Его разработка по силам только квалифицированным социологам, умеющим использовать разные виды выборок — вероятностную, неслучайную, квотную, гнездовую, стратифицированную (районированную), многоступенчатую и другие.

Обозначение методов  сбора информации. Социологическая наука имеет много методов выработки научной информации и реализующих их методик. Каждый метод имеет свое предназначение и ограничение. Выбор методов исследования зависит не от желания исследователя, , а от решаемых им задач и содержания проверяемых гипотез.

Инструментарий  получения информации. набор исследовательских документов, с помощью которых проводится исследование. Вид социологических инструментов задается избранными методами сбора информации. Но их конкретное содержание определяется исследователем.

Указание на методы обработки и анализа полученной информации. Данные, произведенные на основе охарактеризованного инструментария, могут быть обработаны вручную, с применением примитивных счетных устройств (типа калькуляторов или арифмометров) либо компьютерами разных поколений. Грамотному заказчику и социологу это скажет о многом.

Рабочий план исследования. В нем намечаются этапы реализации исследовательской программы, определяются основные виды работы, указываются их календарные сроки, а также затраты (людские и финансовые), необходимые для их выполнения.

 

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда в исследовательском коллективе, налаживание контроля за ходом и процессом исследования, публикации по необходимости результатов


Информация о работе Программа социологического исследования