Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа
Анализ проблемы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), говорит о том, что эта проблема приобретает массовое распространение во всем мире и создает не только угрозу личной, общественной, государственной безопасности, но и угрозу существованию человечества. Коварство этой болезни состоит, прежде всего, в том, что она поражает людей в репродуктивном и наиболее трудоспособном возрасте, имеет пожизненный характер и протекает с потерей трудоспособности в течение нескольких лет. Отсутствие эффективных лекарственных препаратов и вакцин обрекает ВИЧ-инфицированных на неизбежный летальный исход. Семьи, общины и целые страны уже сегодня несут невосполнимые потери, которые во многих странах мира уже в ближайшее время могут привести к упадку экономики и социальной нестабильности.
Введение…..............................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики ВИЧ-инфекции как технологии деятельности социального работника
1.1. ВИЧ-инфицированные люди как объект социальной работы.....................7
1.2. Особенности профилактики ВИЧ-инфекции как технология социальной работы …………………….…………………………………………………......12
Выводы по I главе……………………………………………………..……….36
Глава II. Практические аспекты профилактики ВИЧ-инфекции как технологии деятельности социального работника
2.1. Анализ деятельности Центра профилактического сопровождения «Компас» по реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции среди населения (г. Челябинск)………………………………………………………..39
2.2. Комплексная программа деятельности социального работника с ВИЧ-инфицированными людьми в условиях центра профилактического сопровождения ………………………………………………….……………..
Выводы по II главе…………………………………….....................................64
Заключение……………………………………………………………………...68
Библиографический список…………………………………………………..73
Приложение…......................................................................................................77
В данном вопросе большинством
опрошенных человек был
Таким образом, в нашем исследовании мы выяснили, что данная категория опрашиваемых людей, а именно молодежь, довольно хорошо информирована о том, что такое ВИЧ-инфекция. Опрошенные знают различные способы и пути заражения вирусом, представляют, какие категории населения более всего подвержены риску заражения ВИЧ-инфекцией. Так же можно сказать о том, что, по оценкам респондентов, не только молодежь хорошо информирована о данной проблеме общества, но и старшее поколение на достаточном уровне имеет представление о данном заболевании.
Респонденты из наиболее эффективных на их взгляд способов профилактики ВИЧ-инфекции выделяют пропаганду среди школьников и студентов, пропаганду против наркомании, широкое использование СМИ.
Выявлено
отношение респондентов к ВИЧ-инфицированным
в обществе, и важно то, что
изоляцию больных никто не рассматривает
как способ защиты от ВИЧ/СПИДа.
1.3.
Программа деятельности
социального работника
по профилактике ВИЧ-инфекции
в условиях центра профилактического
сопровождения «Компас»
В данном параграфе мы будем решать вторую задачу нашей практической работы – разрабатывать программу по профилактике ВИЧ-инфекции. В рамках реализации этой программы считаем необходимым опираться на системный, деятельностный и аксиологический подходы, что связано, во-первых, при разработке программы видеть в программе единое целое – систему взаимосвязанных между собой компонентов и частей, объединенных целю профилактики данного заболевания; во-вторых, учитывать, что помощь предполагает активную деятельность социального работника, направленную на инициирование деятельности ВИЧ-инфицированных, возведение их в позицию субъекта деятельности; в-третьих, в при разработке программы считаться с тем, что здоровье – это главная ценность человека, нужно бороться за его сохранение и поддержку.
В качестве собственной разработки мы предлагаем программу под названием «Береги себя», направленную на предупреждение возникновения, распространения и профилактики ВИЧ-инфекции среди учащихся общеобразовательных школ города Челябинск. Рассмотрим данную программу более подробно.
Цель программы: снижение уровня инфицированности ВИЧ, увеличение продолжительности жизни и снижение летальности больных ВИЧ/СПИД путем проведения комплекса различных профилактических мероприятий среди школьников.
Задачи программы:
Основные функции программы заключаются в следующем:
Реализация данной программы основывается на идеях системного, деятельностного и аксиологического подходов, а также на теории межличностного взаимодействия; на особенностях индивидуального и личностного поведения человека в обществе; на выборе конкретных методов личностной диагностики.
Реализация программы по профилактике ВИЧ-инфекции основывается на следующих принципах осуществления деятельности социальным работником :
Осуществление данной программы будет проводиться среди подростков.
Методическое обеспечение программы:
Программа обеспечена методическими пособиями для учителя, рабочими тетрадями для школьников, информационными пособиями для родителей.
Комплекс материалов позволяет семье и школе придерживаться единого подхода в воспитании.
Содержание уроков по программе развивается по принципу спирали. Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний детей одни и те же темы расширяются, усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Для
превентивного обучения доказана эффективность
методов обучения в группе.
По срокам исполнения программа рассчитана на 56 дней (8 недель).
Таблица 1.
№ | Этап реализации программы | Цель этапа | Содержание этапа | Сроки реализации |
1 | Подготовительно- |
Ориентирование
в современных проблемах ВИЧ- |
- изучение в
теории основных проблем ВИЧ- - подготовка материалов программы |
7 дней |
2 | Основной | Реализация подготовленных материалов программы | Включает 3 блока программы разной направленности | 42 дня |
4 | Заключительно-аналитический | Подведение итогов | - проведение диагностик повторно с целью изучения изменений, произошедших в ходе реализации программы. | 7 дней |
Подгтовительно-
Основная часть программы состоит из трех блоков, каждый блок имеет свою цель, задачи, формы и способы реализации.
№ | Основные направления программы | Количество часов |
1. | Социальный блок | |
2. | Педагогический блок | |
3. | Нормативно-правовой блок |
Рассмотрим более подробно содержание каждого блока программы «Береги себя».
1.Социальный блок.
Программа «Береги себя» направлена на реализацию среди подростков.
Проведя исследование уровня информированности студентов, мы выяснили, что эта категория населения имеет достаточно широкий круг знаний в области ВИЧ-инфекции, путей заражения вирусом и способами предохранения от возможности быть зараженным. Мы считаем, что программа в первую очередь должна быть направлена на подростков, т.к. в силу специфики возраста подростки наиболее подвержены риску заражения ВИЧ-инфекцией [48, c. 47].
Подросток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет) [58, c. 54].
По сути, подросток, это человек, который находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями: детством и взрослостью. Он уже не имеет преимуществ ребенка, но еще не достиг возможностей взрослого.
Подростковые
поведенческие реакции часто
пугают родителей и учителей. А
между тем есть совершенно обычные,
или как говорят специалисты,
нормативные
Рассмотрим подростковые поведенческие реакции, которые могут привести к риску заражения ВИЧ-инфекцией.
Если родители жестко противостоят стремлению подростка общаться со сверстниками, то это может привести к заострению этой реакции, к её усилению, и тогда реакция из нормативной, возрастоспецифической перерастет в условно патологическую, когда по каждому удобному и неудобному поводу подросток будет демонстрировать родителям и педагогам, кто для него важнее, и чьё мнение он ценит больше всего на свете. Однако нормативная реакция группирования может и сразу принимать условно-патологический характер, когда подросток в силу тех или иных обстоятельств попадает под влияние каких-либо "неблагополучных" товарищей, которые подсаживают на наркотики, предлагают алкоголь вовлекают в криминал. В этом случае многократно увеличивается риск заражения ВИЧ-инфекцией, путем употребления наркотиков и вступления в раннюю половую жизнь.
Информация о работе Профилактика ВИЧ-инфекции как технология деятельности социального работника