Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 02:00, реферат
Цель исследования – повышение эффективности профилактики безнадзорности и беспризорности, направленной на их активную социализацию.
Объект исследования- профилактика беспризорности и безнадзорности в условиях мегаполиса.
Предмет исследования- особенности профилактики безнадзорности и беспризорности в условиях мегаполиса.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА.
1.1 Безнадзорность и беспризорность, ка социально-педагогическое явление.
1.2 Становление профилактики безнадзорности и беспризорности.
1.3 Состояние безнадзорности и беспризорности на современном этапе развития.
1.4 Формы и методы профилактики беспризорности и безнадзорности.
ГЛАВА II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1 Развитие нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.2. Система и организация профилактической работы в городе.
2.3. Координация деятельности субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.4. Психолого- педагогические условия совершенствования профилактики безнадзорности и беспризорности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Санкт-Петербургский Университет МВД России
Факультет заочного обучения
Профилактика безнадзорности и
беспризорности в условиях мегаполиса
Специальность – социальная педагогика
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА.
1.1 Безнадзорность и беспризорность, ка социально-педагогическое явление.
1.2 Становление профилактики безнадзорности и беспризорности.
1.3 Состояние безнадзорности и беспризорности на современном этапе развития.
1.4 Формы и методы профилактики беспризорности и безнадзорности.
ГЛАВА II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1 Развитие нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.2. Система и организация профилактической работы в городе.
2.3. Координация деятельности субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности.
2.4. Психолого- педагогические условия совершенствования профилактики безнадзорности и беспризорности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Защита детей, их благосостояния, является одной из центральных, приоритетных задач любого демократического государства, которое должно обеспечивать максимально возможную степень выживания и здорового развития ребенка. Происходившие в 90-е годы социальные преобразования вызвали ряд негативных явлений: утрата нравственных ценностей, стремление к быстрому обогащению, культ грубой силы и жестокости, распространение различных форм дискриминации. Это способствует быстрому росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации в стране, в том числе и в подростковой среде. Изучение судебной практики свидетельствует о том, что под влияние указанных факторов в основном попадают несовершеннолетние, на которых внимание общества и государства не сосредоточено в должной мере.
По данным органов внутренних дел и суда по Санкт-Петербургу криминальная обстановка в подростковой среде стабилизируется. В 2010 году несовершеннолетними (лицами до 18 лет) совершено 783 уголовных преступлений. В то же время доля тяжких и особо тяжких преступлений с 2005-2009 года возрос удельный вес несовершеннолетних, привлекавшихся к уголовной ответственности. Большая часть из них- это лица ранее судимые, условно осужденные.
По-прежнему большая доля правонарушений совершается беспризорными и безнадзорными детьми. Многие из них несоциализированы в обществе, теряют здоровье. Поэтому профилактике беспризорности и безнадзорности государством уделяется значительное внимание. На государственном уровне принят целый ряд законов, регламентирующих деятельность субъектов воспитания, в том числе Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые раскрывают основные понятия профилактики беспризорности и безнадзорности.
Отдельные аспекты профилактики беспризорности и безнадзорности в условиях мегаполиса рассматривались в работах М.А. Галагузовой (2002), Тищенко Н.Г. (2005), Кочина А.А., Змановской Е.В.
Однако эта работа имеет свои особенности в разных условиях, в том числе в крупных городах (мегаполисах). Недостаточность научного обеспечения профилактики беспризорности и безнадзорности в мегаполисах требует уточнения, раскрытия особенностей.
Цель исследования – повышение эффективности профилактики безнадзорности и беспризорности, направленной на их активную социализацию.
Объект исследования- профилактика беспризорности и безнадзорности в условиях мегаполиса.
Предмет исследования- особенности профилактики безнадзорности и беспризорности в условиях мегаполиса.
Гипотеза исследования. Профилактика безнадзорности и беспризорности будет эффективной, если:
- систематизировать группы безнадзорных и беспризорных детей по степени риска их противоправного поведения и затруднений в социализации;
- дифференцировать безнадзорных и беспризорных детей в соответствии с особенностями выделенных групп;
- меры по профилактике безнадзорности и беспризорности будут скоординированы на уровне города, района и микрорайона.
Задачи исследования.
1. Определить понятие безнадзорности и беспризорности и систематизировать виды безнадзорности и беспризорности в условиях мегаполиса.
2. Определить систему организации профилактической работы с безнадзорными и беспризорными.
3. Определить пути координации деятельности субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности.
4. Выявить условия совершенствования профилактики безнадзорности и беспризорности.
Методы.
- теоретические- изучение и анализ психолого-педагогической и юридической литературы по проблеме исследования, моделирование системы профилактической работы с подростками, проектирование результатов исследования на различных его этапах;
- эмпирические- диагностические методы (анкетирование, интервью, беседы), изучение педагогической документации, диагностический и формирующий эксперимент по исследованию;
- статистические – ранжирование, шкалирование, статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
1.1 Создание правового государства, идея которого провозглашена Конституцией Российской Федерации, предполагает наличие стабильной и мощной системы государственных органов, способной решать задачи предупреждения преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних при одновременном обеспечении прав и законных интересов личности.
Характеризуя масштаб проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Основополагающие понятия предупредительной деятельности сформулированы впервые в Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1] в соответствии с которым основные понятия раскрываются следующим образом:
– Безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Количество безнадзорных детей, по оценкам всех ведомств, составляет около 1 млн. человек.
– Беспризорным является безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
– Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении представляет лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
– Под семьей, находящейся в социально опасном положении понимается семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
– Индивидуальная профилактическая работа включает в себя деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
– Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Основными функциями системы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
–социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
– выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Предупреждение правонарушений несовершеннолетних – большая комплексная проблема, в которой должны принимать участие не только органы внутренних дел, но и органы Министерства образования и Министерства юстиции, Министерства культуры, Прокуратура Российской Федерации, органы местного самоуправления, различные общественные формирования, научно-исследовательские институты.
В построении единой системы профилактики социальных отклонений несовершеннолетних существует несколько подходов. Ряд криминологов, социологов и психологов указывают на необходимость активизации сотрудничества социальных структур с органами внутренних дел в предупреждении подростковой преступности. Другие специалисты настаивают на отказе от вмешательства правоохранительных органов в судьбы подростков-правонарушителей, полагая целесообразным возложить определение мер воздействия в отношении малолетних преступников только на социальные и иные учреждения (специальные учебные заведения для детей с девиантным поведением, центры социальной реабилитации подростков). Третьи – предлагают радикально изменить действующее уголовное законодательство в отношении нерадивых родителей или воспитателей. Возникают разногласия о приоритетности направлений в профилактической деятельности и между представителями служб и подразделений органов внутренних дел. Также возникают определенные противоречия между субъектами государственной системы профилактики подросткового отклоняющегося поведения и субъектами отправления правосудия, также предлагающими для решения вышеозначенной проблемы различные средства и методы.
К настоящему времени было проведено большое количество исследований в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Ученые, занимающиеся данной проблемой, отмечали, что на конкретном территориальном уровне этой задачей занимаются 40 различных по своему характеру и ведомственной подчиненности государственных органов, учреждений, предприятий, общественных формирований, отдельных должностных лиц и граждан. Они планируют и реализуют разнообразные профилактические функции, включая вопросы материально-ресурсного обеспечения этой деятельности, выявляют несовершеннолетних, в отношении которых необходимо применение профилактических мер, выявляют граждан, отрицательно влияющих на их воспитание, осуществляют индивидуальную работу по исправлению и перевоспитанию правонарушителей, профилактическую работу с их родителями и иными лицами, отрицательно влияющими на воспитание детей и подростков.
Довольно большие количественные показатели общей численности участников воспитательно-профилактической деятельности, на первый взгляд, дают основание предполагать высокую обеспеченность необходимым потенциалом сил и средств. Однако отсутствие сколько-нибудь заметных сдвигов в состоянии и динамике преступности несовершеннолетних дает право еще раз в рамках нашего исследования обратиться к этой теме.
Сегодня ученые отмечают сокращение на треть числа субъектов профилактики социальных отклонений несовершеннолетних. При этом их сфера деятельности стала больше специализированной, чем профилактической. Некоторые направления работы с подростками стали осуществляться на коммерческой основе (этическое, культурное, оздоровительно-развивающее и информационное воздействие).
В проведенных исследованиях представлен также широкий спектр классификаций субъектов профилактической деятельности. Признаки, лежащие в основе распределения субъектов профилактики по блокам, секторам, ядрам, различны. Так, Г.И. Забрянский распределил государственные и общественные организации, выполняющие профилактические функции, по четырем уровням-ступеням. В основу предложенного им распределения положен принцип соотношения воспитательно-педагогических методов с «карательно-устрашающими». Г.И. Забрянский определяет систему профилактики как инфраструктуру и дает следующее разделение ее «ядра»:
1. Институты общего социального предупреждения (в настоящее время
в России действуют отделы по делам семьи и детей, органы управления образованием, комитеты по делам молодежи, службы занятости населения, государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, центры молодежного досуга, подростковые клубы, молодежные биржи труда, объединения родителей детей, обучающихся в одной школе, центры содействия освобожденным из воспитательных колоний и специальных воспитательных учреждений, центры обучающих технологий), деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализацию их прав и законных интересов.
Информация о работе Профилактика безнадзорности и беспризорности в условиях мегаполиса