Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа
Основной целью, на рассмотрение которой направлено данное исследование, является профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации концепции «Независимой жизни инвалидов».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретико-методологические основы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов…………………………………………………………6
1.1..Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий………………………6
1.2.Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество……….13
Глава 2. Особенности профессионально-трудовой реабилитации в России...17
2.1.Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов…………………………………………………………………….…..17
2.2. Квотирование рабочих мест………………………………………………..20
2.3. Занятость инвалидов в России…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32
2.3. Занятость инвалидов в России.
В законе "О социальной защите инвалидов
в РФ" дается понятие реабилитации инвалидов:
"Реабилитация инвалидов – система
медицинских, психологических,
переподготовке их к показанным видам труда. На данном этапе особое значение приобретает профессиональное обучение, являющееся основой дальнейшего трудоустройства для инвалидов детства. Профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов как правило проводится в комплексе с мерами медицинской реабилитации, которые, в свою очередь, играют немаловажную роль в дальнейшем трудоустройстве инвалидов. Основные принципы реабилитации инвалидов –комплексность, раннее начало мероприятий и их непрерывность, индивидуальный подход и осуществление мер реабилитации в коллективе – в полной мере относятся и к трудоустройству.
Организационной основой
1) соответствие требований, которые предъявляет инвалиду рекомендованный и выполняемый труд, ограниченным возможностям его организма и жизнеобеспечивающих систем;
2) соответствие профессионально значимых качеств, необходимых для успешного выполнения трудового процесса, личностным качествам инвалида;
3) соответствие содержания
1.Психологическая
2.Статистическая
3.Дискриминация по требованиям – работодатель сознательно завышает критерии к работникам для выполнения определенного вида работы под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы.
4.Чистая дискриминация –
тех, кого считают "ненормальными".
5.Дискриминация,
6.Дискриминация по критерию "возражение других" – работодатель не принимает на работу инвалидов, так как другие работники отказываются трудиться рядом с ними.
4. Анализ нормативной базы,
регулирующей вопросы
занятости инвалидов.[11]
В целях снижения социальной напряженности на рынке труда, создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства Правительством РФ принято несколько законов.
Закон Российской Федерации "Об образовании" 2 гласит: "Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ". В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся всоциальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.
Федеральный закон "О
В законе "О социальной защите инвалидов в РФ" государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования. Согласно закону, для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, должны создаваться специальные профессиональные учреждения различных типов или особые условия в профессиональных учреждениях общего типа.
В практике работы следует учитывать, что в соответствии с законом "О занятости населения" безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку и переподготовку, повысить квалификацию по истечении шестимесячного периода выплаты пособий.
Следует отметить, что в осуществлении профессиональной реабилитации имеются серьезные недостатки. Об этом свидетельствует ежегодное снижение одного из показателей эффективности реабилитационного процесса – численности лиц, признанных при переосвидетельствовании в органах МСЭК трудоспособными.
Таким образом, хотелось бы пожелать всем, кто определяет социальную политику в отношении инвалидов, проживающих в России:
во-первых,
придерживаться выработанных мировым
сообществом прогрессивных
во-вторых, научиться спокойно воспринимать и учитывать при принятии решений тот факт, что обществу и государству экономически выгоднее иметь работающего инвалида-налогоплательщика, чем неработающего инвалида-иждивенца;
в-третьих, учитывать, принимая решения в отношении инвалидов, особенно тех, кто стал инвалидом в трудоспособном возрасте, что эти граждане России уже сделали значительный вклад в развитие страны, в том числе и выплатив в виде налогов в бюджет государства огромные суммы, а потому имеют полное право на внимание к своим нуждам со стороны государства и общества;
в-четвертых,
постоянно помнить о том, что
инвалидность – такая же стадия
жизни человека, как и молодость,
зрелость, старость и при прочих
условиях все люди становятся инвалидами,
просто в силу тех или иных причин
это происходит в разные сроки
жизни, а значит, у всех, в том
числе и у тех, кто сейчас принимает
эти решения, имеется большая
перспектива пополнить ряды инвалидов
и в полной мере вкусить, как и
нам, все «прелести жизни» в этом
качестве.[5]
Заключение
Инвалидность,
как и другие социальные проблемы,
детерминируется множеством тесно
связанных между собой причин.
К ним можно отнести
В данной работе инвалидность рассматривалась с позиции процесса профессиональной реабилитации, то есть с позиции профессионального становления инвалида, включения его в активную трудовую деятельность.
Для человека с ограниченными возможностями, как и для обычного здорового человека, возможность работать и иметь постоянный доход, тем самым осознавать себя свободным и независимым, очень важна. Необходимо также подчеркнуть, что имея возможность работать, инвалид не только получает материальную выгоду, но и включается в процесс общения, что для него является немаловажным условием полноценной независимой жизнедеятельности.
Однако, в настоящее время инвалидам становится все труднее найти для себя подходящую работу. Этому много причин: нежелание работодателей принимать на работу людей с ограниченными возможностями, низкий уровень оплаты труда, плохие условия труда и др.
Возможным вариантом решения данной проблемы является совершенствование процесса профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями посредством реализации концепции «Независимой жизни» и создания отделения профессиональной реабилитации для подготовки специалистов из числа инвалидов с последующим их трудоустройством.
Следует отметить, что проводимое исследование подтвердило выдвинутую в самом начале гипотезу, касающуюся совершенствования процесса профессиональной реабилитации.
Кроме
того, были выполнены все задачи.
Именно выполнение всех задач и достижение
цели исследования позволяет сделать
вывод о том, что для людей
с ограниченными возможностями
процесс профессионального