Процессы социализации в сказке "Аленький цветочек"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Социализация – процесс интеграции индивида в общество. Обычно процесс социализации сопровождается агентами социализации.
Первичная социализация (социальная адаптация) – период от младенчества до раннего детства. Связана с приобретением общекультурных знаний с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Данный период длится с рождения до раннего детства.
Вторичная социализация – обычно это период социализации после выхода человека за рамки первичных контактов.

Работа содержит 1 файл

Аленький цветочек.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. О.ГОНЧАРА

ЦЕНТР ЗАОЧНОЙ  И ВЕЧЕРНЕЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

С  ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»

НА  ТЕМУ

«ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СКАЗКЕ

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»»

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                                              студентка группы СП 11- 1з                                                                      Н.В.Кишеня

 

Проверил:

к. с. н., доцент кафедры социология                                                         С.В.Легеза

 

 

 

 

Днепропетровск                                                                                                                 2013

Этапы процесса социализации

Социализация – процесс интеграции индивида в общество. Обычно процесс социализации сопровождается агентами социализации.

Первичная социализация (социальная адаптация) – период от младенчества до раннего детства. Связана с приобретением общекультурных знаний с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Данный период длится с рождения до раннего детства.

Вторичная социализация – обычно это период социализации после выхода человека за рамки первичных контактов.

Десоциализация – частичная или полная потеря усвоенных норм и принципов социального взаимодействия (пребывание в тюрьме, инвалидность, и др. изоляция от общества).

Ресоциализация – усвоение «новой» системы ценностей взамен «старой».

 

 

 

 

 

 

 

 

В своей контрольной  работе, мне бы хотелось рассмотреть процессы социализации на примере главной героине известной сказки в изложении Сергея Тимофеевича Аксакова под названием «Аленький Цветочек»

Краткое содержание сказки «Аленький  цветочек».

В этой сказке рассказывается про жизнь богатого купца и его трех дочерей. Как-то утром купец отправляется в путешествие и две его дочери просят привезти наряды и драгоценности, а младшая попросила отца привести ей аленький цветочек. Старшей он купил соболиную накидку и новое платье, средней жемчужное ожерелье, а вот аленького цветочка для младшей дочери Алёнушки он не нашел. По дороге домой, он теряет свой путь и останавливается в прекрасном замке, где невидимый хозяин накормил его и приютил на ночь. Проснувшись утром, он выходит в чудесный сад, где цветут прекрасные цветы, в том саду он увидел заветный цветок, о котором так просила его любимая дочка Аленушка, и без разрешения срывает его, чем очень разозлил хозяина замка. Тогда невидимый хозяин замка или же чудовище предрекает ему скорую смерть или заточение, но купец просит чудовище отпустить его домой, чтоб попрощаться с дочками. Чудовище отпускает его, но при одном условии, что он или одна из его дочерей до заката вернется в его замок, и проведет в его замке всю оставшуюся жизнь. Купец возвращается домой и рассказывает все своим дочерям. Младшая дочь, чувствуя свою вину, вместо отца является в замок к чудовищу и с удовольствием проводит там длительное время, наблюдая за жизнью своей семьи через волшебную серебряную тарелочку. Чудовище видит, что Аленушка очень сильно тоскует за родными, и отпускает ее повидаться с ними, взяв с нее обещание вернуться.  Аленушка возвращается домой повидать отца и сестер, привозит им подарки, рассказывает о своей жизни во дворце и о том, что обещала вернуться на закате. Старшие сестры, завидуя Аленушке, строят ей козни, закрывают ставни, переводят часы.  Аленушка не успевает вовремя вернуться в замок, и застает чудовище уже умирающим от тоски по ней. Однако ее слезы возвращают его к жизни и превращают чудовище в прекрасного принца, ведь, как оказалось, принц был ранее заколдован, и только полюбившая его девушка смогла расколдовать его в прекрасного принца. После этого они сыграли весёлую свадьбу и жили долго и счастливо.

Социализация на примере младшей дочери Аленушки.

Первичная социализация

В данной сказке не описан сам процесс первичной  социализации. Но мы можем себе его представить. Аленушку называют дочерью и сестрой, она себя ведет соответственно. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что Аленушка имеет представления о характере взаимоотношений людей. Это можно понять так же из слов сказки: «… Аленушка же пока не думала о женихах, она хотела подольше пожить с отцом в родном доме».

Агенты социализации на первичном этапе является семья девушки. Думаю, что роль отца, о матери ничего не сказано, вероятно, она умерла при рождении младшей дочери, в процессе первичной социализации довольно высока. Мне кажется, будет логично предположить, что отец своим поведением и воспитанием помог Аленушке сформировать представление о характере взаимоотношений в семье и в обществе. Старшие сестры Аленушки так же помогали ей сформировать представление о характере межличностных взаимоотношений внутри круга первичных контактов. В сказке не упоминается наличие прислуги, но я предполагаю, что у купца она была, так как ему часто приходилось уезжать из дома.   Поэтому, думаю, что роль прислуги в социализации ребенка так же присутствует, тем более, предположить, что воспитанием маленькой дочери занятого купца занималась, в основном именно прислуга.

      

 

  Вторичная социализация

После того, как  некогда богатый купец, обанкротился Аленушка «трудилась не покладая рук» в отличие от сестер белоручек, которые ни когда ей не помогали, а только то и делали, что красовались перед зеркалом, меняя наряды. Ее труды были связаны с выполнением повседневных обязанностей, помогала отцу вести хозяйство, убирала, стирала, занималась приготовлением пищи. Все выше сказанное, я отношу к профессиональной социализации. Так как в результате изменившихся обстоятельств ей пришлось овладевать некоторыми специальными навыками и знаниями. Несомненно, диапазон социальных контактов девушки расширился за счет взаимодействия с поставщиками продукции для семьи и увеличился диапазон социальных ролей, в результате чего она стала не просто сестрой и дочерью, но и, в некотором смысле, хозяйкой дома.

Агентами на данном этапе социализации думаю, можно  назвать прислугу. Прислугу, купцу пришлось рассчитать ранее, но она, несомненно, сыграла огромную роль в передаче навыков и определенных специальных знаний маленькой хозяйке. Кроме того, можно предположить, что поставщики продукции (как продуктов питания, так и различных хозяйственных принадлежностей) не просто были  поставщиками той или иной продукции, но и, в некотором смысле, играли роль консультантов.

Так же, думаю, что  к вторичной социализации, можно отнести последние события сказки – свадьбу, ведь в результате этого события, ее кругозор занятий и интересов меняется, Аленушка покидает отцовский дом, становится женой принца и непосредственно новой хозяйкой замка.

Десоциализация

По моему  мнению, процесс десоциализации Аленушки происходит в тот момент, когда она прибывает в замок, чтоб понести наказание вместо своего отца.    
Она оказывается отстраненной от всего окружающего мира.  Ее круг общения сужается, вокруг нее  растения и животные, а также она общается только с чудовищем, свою  же семью она может видеть в серебряной тарелочке.  Мне кажется, что Аленушка, будучи изолированной, после того как она попала в замок к чудовищу, от привычного для неё социального круга, если не потеряла усвоенные ранее нормы и принципы социального взаимодействия, то, по крайней мере, не могла их реализовывать и развивать. Я бы сравнил пребывание Аленушки в замке чудовища с птичкой, которую закрыли в золотой клетки. Не смотря на всю ту роскошь и красоту, что ее окружало, на хорошее отношение к ней чудовища, она тосковала за прежней жизнью, за отцом и сестрами.   
 
Ресоциализация

С процессом ресоциализацией Аленушке пришлось сталкиваться на протяжении всей жизни (впрочем, как и любому другому человеку). Упомянутый в сказке расчет прислуги, несомненно, привел к изменению ее установок, целей, норм и ценностей. Также изменились эстетические ценности Аленушки. В связи с тем, что Аленушке приходилось очень много работать и во всем помогать отцу, так как ее сестры ни чего не хотели делать, ее общение с другими людьми, отошло на задний план.

С процессом ресоциализацией, Аленушка столкнулась, пребывая в замке. Каждый день, видя чудовище, у нее меняется эмоциональная оценка объекта. Когда-то страшное и ужасное чудовище, при виде которого у нее отнимало голос, и она теряла сознание, становится ее близким и единственным другом в замке, к которому она привязывается и со временем влюбляется в него всем сердцем.

И самый яркий  пример ресоциализации происходит в  конце сказки, после того, как изолированная чудовищем от общества девушка видит в качестве гостей на свадьбе не только свою семью, но и множество гостей, приглашенных на их свадьбу. Это  говорит о том, что теперь она уже не птичка в золотой клетке, а публичная личность, а это несет за собой большие изменения в ее жизни.

 

 

 

 

Вывод

Из всего, что  было выше сказано, можно смело сделать  выводы, о том, то на протяжении всей своей жизни Аленушка проходит различные этапы социализации. Меняется ее культура, представление о мире, расширяется ее понимание о характере взаимоотношений с людьми, изменчиво и ее социальное окружение, и, конечно же, социальная роль Аленушки. Сначала роль самой маленькой и любимой доченьки, потом единственной помощницей отца и хозяйкой дома, птичкой в золотой клетке изолированной от всего общества, и в конечном итоге любящей женой. 

Думаю, что героиня этой сказки, может служить прекрасным примером для исследования всех этапов социализации на основании всего ее жизненного пути, от рождения до замужества.  

 

 


Информация о работе Процессы социализации в сказке "Аленький цветочек"