Проблемы в организации и проведении переписи населения 2010 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:57, статья

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что перепись населения – это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого является полный учет численности населения и характеристика состава какого-либо явления, тем самым для более точного и полного сбора данных, которые будут положены в основу для определения перспектив социально-экономического развития страны, ее субъектов и выработки эффективной экономической и демографической политики, необходимо постоянное совершенствование организационных мероприятий, направленных на подготовку и проведение переписи населения.

Работа содержит 1 файл

Статья по Демографии.doc

— 68.00 Кб (Скачать)
 

     Проблемы  в организации  и проведении переписи населения 2010 года. 

     Актуальность  исследования обусловлена тем, что  перепись населения – это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого является полный учет численности населения и характеристика состава какого-либо явления, тем самым  для более точного и полного сбора данных, которые будут положены в основу для определения перспектив социально-экономического развития страны, ее субъектов и выработки эффективной экономической и демографической политики, необходимо постоянное совершенствование организационных мероприятий, направленных на подготовку и проведение переписи населения.

     Учеты населения известны с древнейших времен. Сведения о население, его численности, составе и размещении, закономерностях его изменения имеет непосредственное значение для государства. Самые точные сведения о численности населения может дать только перепись населения.

     История переписи населения в России уходит корнями в глубокую древность. Насчитывается  несколько периодов, во время которых переписчиков интересовали совершенно разные вопросы.

     Существует  множество определений переписи населения. В Энциклопедии социологии перепись населения определена как  специально организованное, отвечающее определенным научным требованиям мероприятие, проводимое с целью сбора сведений о всех жителях страны для получения данных о численности и размещении населения по территории страны [3].

       Как отмечается в Большом Энциклопедическом  словаре перепись – специально  организованный периодический или одновременный процесс сбора статистической информации [1].

     В Экономической энциклопедии «Политическая  экономия» записано: «Перепись населения  – специально организованное статистическое обследование для определения численности, размещения по территории и состава населения по полу, возрасту, семейному положению, национальности, уровню образования, занятиям и другим демографическим, социально-экономическим и этническим признакам. Переписи населения – главный источник сведений о населении» [1].

     Демограф  В.М. Медков определяет перепись населения  как процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих в определенных момент времени каждого жителя страны или территории [4].

     Перепись  населения – процесс единовременного  сбора демографической информации. Это специальная статистическая операция сбора, обобщения и анализа демографических, экономических и социальных данных. При этом собираемая информация привязана к некоторому вполне определенному моменту времени и касается каждого жителя страны или территории.

       Перепись населения позволяет  уточнить как численность, так  и получить разносторонние сведения  о его составе, то есть о  распределение по полу, возрасту, национальности, уровню образования,  жилищным условиям и целому  ряду других признаков.

     Полученные  в результате переписи данные необходимы для определения перспектив социально  – экономического развития страны, ее субъектов и  выработки эффективной  экономической и демографической  политики. По данным переписи, более точным и подробным, нежели текущая статистическая информация, планирующим органам легче готовить долгосрочные прогнозы.

     Регулярное  проведение переписей населения  является одним из важнейших признаков  демократического общества, стремящегося отразить и учесть интересы всех своих членов и всех составляющих его социальных групп.

     Перепись  населения – крупномасштабная трудоемкая операция, в которой действуют  одновременно огромные массы людей, подчиняясь общему руководству и  единым правилам. Поэтому в нашей  стране правовой базой для проведения переписей населения служили с древних времен Постановления Правительства, специально принимаемые по представлению статистических органов за некоторое время перед каждой переписью, иногда за несколько лет, иногда – месяцев.

     В Российской Федерации  сформированы и функционируют нормативно – правовая база, направленная на подготовку и проведение Всероссийской переписи населения. К основным источникам относится:

  • Федеральный закон от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»;
  • Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 23 декабря 2009 г. № 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1179 «О порядке предоставления и распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года» и т.д.

     Всероссийская перепись населения 2010 года – мероприятие, проводимое на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщённых демографических, экономических и социальных сведений. Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах перепись проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года. Цель переписной кампании — сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории Российской Федерации. Подготовка к проведению переписи начата в 2007 году. Обработка полученных сведений, формирование итогов, их публикация и распространение будут осуществлены в 20102013 годах.

     Организатором переписи является Федеральная служба государственной статистики.

     Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской  переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки  переписных листов.

     По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек. 16 декабря 2011 года «Российская газета» опубликовала окончательные данные переписи. Основные итоги:

  • Россия с показателем 142,857 млн. человек постоянного населения потеряла одну позицию в списке стран по численности населения, уступив её Бангладешу;
  • доля мужчин – 46,2 % - уменьшилась по сравнению с 2002 годом (46,6 %);
  • убыль населения по сравнению с переписью 2002 года – 2,3 млн. человек;
  • темпы ежегодного сокращения сельского населения (0,39 %) в три раза больше, чем городского (0,13 %);
  • соотношение горожан и сельских жителей 74 % и 26 %;
  • за межпереписной период ликвидировано 8,5 сельских населённых пунктов, на 48 % (до 19,4 тыс.) увеличилось число сёл и деревень, в которых никто не живёт;
  • средний возраст россиянина – 39 лет, что больше по сравнению с переписью 2002 года (37,7 лет);
  • 13 % супружеских пар состоят в незарегистрированном браке (в 2002 – 9,7 %);
  • из трёх основных национальностей России по сравнению с 2002 годом заметно сократилась доля людей, считающих себя украинцами: c 2,05 % до 1,41 %; одновременно доля русских выросла с 80,64 % до 80,90 %; доля татар осталась без существенных изменений (3,87 %);
  • помимо граждан России, на территории страны постоянно проживают 687 тыс. иностранных граждан и 178 тыс. лиц без гражданства; также было зафиксировано 489 тыс. человек, временно находившихся на территории государства.

     По  сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась  на 2,3 млн. человек, в том числе  в городских населенных пунктах  – на 1,1 млн. человек, в сельской местности – на 1,2 млн. человек. 
 

     Таблица 1 Численность населения в РФ за 2002 и 2010 гг. (чел.) 

  Тысяч человек
2002 год 2010 год
Все население 145167 142857
Городское население 106429 105314
Сельское  население 38738 37543

     [ 5 ] 

     Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

     Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

     В ходе проведения переписи населения в 2010 году были выявлены следующие  проблемы:

     1. Совпадение с выборами.

     Совпадение сроков переписи (14 – 25 октября) и выборов в местные органы власти 13 субъектов Федерации (10 октября) дезориентировало россиян и пагубно отразилось на сборе переписных данных.

     2. Преступность.

     Другая  проблема была связана с опасениями граждан по поводу проникновения в их дом преступников под видом переписчиков.  Переписчикам отказывали в даче информации 10 % респондентов. Отказывалась от переписи часть монашества. 40 % москвичей заявили в феврале 2010 года, что не пустят переписчиков в дом. Для ликвидации проблемы были организованы стационарные участки (459 тыс. в населённых пунктах и 3 112 в отдалённых и труднодоступных местностях), а также возможность для граждан проверочного звонка, удостоверяющего личность переписчика в дополнение к предъявленным им документам.

     3. Указание национальности.

     До  июля 2010 года в российском законодательстве существовала связанная с указанием  национальности правовая коллизия: чтобы  записать национальность в переписной лист, респондент должен был это  сделать собственноручно. Дело в том, что информация о национальности относится к личной, на разглашение которой требуется письменное согласие человека. Последний для этого должен указать свои ФИО, номер и дату выдачи основного документа, в то время как переписной лист полностью анонимен.

     Коллизия  была устранена 30 июля 2010 года вступлением  в силу поправок к федеральным  законам «О персональных данных»  и «О Всероссийской переписи населения». С этого дня письменное согласие респондента на получение от него данных о национальности перестало требоваться, а заполнять соответствующую графу в бланке опроса получил право переписчик.

     4. Мигранты.

     Отдельно  можно выявить проблему стопроцентного охвата части мигрантов, опасавшихся репрессивных мер в случае раскрытия информации о себе. Росстат обратился к представителям крупнейших диаспор и национальных организаций и гарантировал, что находящиеся на территории России нарушившие режим пребывания мигранты никак не пострадают из-за участия в переписи — все данные будут записаны со слов этих людей, переписчики не будут требовать у них никаких документов. Перепись мигрантов необходима для определения численности «временно пребывающих» на территории РФ, для них предназначены вопросы о стране рождения, гражданстве, цели приезда и продолжительности проживания в России.

     5. Погорельцы.

     Лишившихся  жилья и проживающих в иных местах пострадавших летом 2010 года от лесных пожаров было решено переписывать по месту их фактического проживания на момент опроса

     На  совершенствование  некоторых этапов организационной работы направлены следующие, предлагаемые мероприятия:

     1. Дата переписи при хорошем и продуманном менеджменте должна была быть отодвинута на начало или середину зимы, когда движение населения является минимальным.

     2. Увеличить кадровый резерв переписчиков.

     3. Уменьшение нагрузки на одного переписчика счетного участка до 300 человек.

     Дополнительные действия по получению достоверных данных по результатам переписи населении:

     1. Получить информацию о действительной  доле участников переписи населения среди всего населения по регионам в заданных социально-демократических группах.

     2. Уточнить действительное количество  участников переписи.

     3. Провести экстраполяцию данных  о части населения, полученных  в ходе переписи населения на все население страны.

     Для получения достоверных показателей  по итогам переписи населения необходимо провести уточняющий всероссийский  социологически опрос.

     Информация  о действительной доле участников определяется в ходе уточняющего всероссийского социологического опроса. Параллельно с проведением исследования производиться проверка и чистка собранных в ходе переписи населения данных. По результатам проведения социологического опроса определяются действительные доли жителей, принявших участие в переписи населения в различных регионах и социально- демографических группах. Полученные значения долей используются затем в качестве поправочных коэффициентов при расчете численности населения России, в целом, отдельных регионов и размеров социально-демографических групп. России существует достаточное количество социологических исследовательских центров, способных совместными усилиями выполнить подобную работу в приемлемые сроки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Богатыренко В.В. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] /  Богатыренко В.В. [и др.]. – Электрон. дан. – М.: Бао-Пресс, 2009. – http://www.vedu.ru.
  2. Борисов В. А. Демография : учебник для вузов / В. А. Борисов. – М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. – 344 с.
  3. Демография : учебное пособие [Электронный ресурс] / под ред. М.С. Клочкова. – Электрон. дан. – М.: РИОР, 2006. – http://www.booka.ru
  4. Медков В.М. Демография : учебник / В.М. Медков. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 576 с.
  5. Российская газета (Федеральный выпуск), №5660 от 16 декабря 2011 г.
  6. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009. – http://www.gks.ru.

Информация о работе Проблемы в организации и проведении переписи населения 2010 года