Проблема трудоустройства выпускников
после окончания ВУЗов сегодня
чрезвычайно актуальна. Система
государственного распределения
– ушла в прошлое. Сегодня
молодой специалист сталкивается
с довольно жесткими условиями
рынка, из которых он не всегда
выходит победителем. В настоящее время
молодежь представляет наиболее многочисленную
группу безработных – более 30 % от общего
числа зарегистрированных безработных.
Кроме того, 25–28 % от общей совокупности
безработной молодежи составляют выпускники
учебных заведений.
Выявление причин затруднительности
данного процесса и выработка
эффективных механизмов их преодоления
– задача, требующая скорейшего
разрешения.
Сегодня социологами высказывается
мнение, что «тот факт, что студенты
в основной массе пребывают
долгое время "в безмятежном
состоянии" и не задумываются
над тем, что студенческие годы
существуют не для того, чтобы
спокойно проводить время, но,
прежде всего для получения
знаний, нужных в последующей
практической работе, — результат
влияния стереотипов, укоренившихся
в сознании и студентов, и
их родителей еще в советский
период».
Трудно однозначно с этим согласиться.
Конечно, вышеописанное явление присутствует
и, безусловно, следует преодолевать определенные
установки, которые не соответствуют действительности,
но наряду с этим есть большое количество
молодых людей, студентов, которые сегодня
довольно ответственно подходят и к выбору
специальности, и к процессу обучения,
и стараются проявить себя в различных
научных и исследовательских конкурсах,
тем самым заявляя о том, что они стремятся
к получению знаний.
Стоит обратиться к истории
и посмотреть, как решался данный
вопрос, и, возможно позаимствовать,
приобщив к современным реалиям,
удачные механизмы и способы.
Ранее, когда существовал Советский
Союз, повсеместно была внедрена
практика так называемой «работы
по распределению» — практика
трудоустройства выпускника высшего
учебного заведения, обязательного
на определённый срок, как для
самого выпускника, так и для
работодателя.
Данный процесс был и в некоторых
учебных заведениях Российской
империи (например, в Училище правоведения).
Позже перешел и в СССР, где и появляется
сам термин «распределение».
Распределение проводилось в
последние месяцы обучения в
вузе — специальная комиссия
распределяла выпускников по
рабочим местам на предприятиях
и в организациях, нуждающихся,
согласно разнарядке соответствующих
ведомств, в специалистах данного
профиля.
Выпускник был обязан отработать
«по распределению» три года,
и только после этого мог
поменять место работы по собственному
желанию. Работающий по распределению
имел особый юридический статус
«молодого специалиста» — такого
работника нельзя было уволить
без специального разрешения
министерства. В некоторых случаях
(когда предприятие или организация
были заинтересованы в удержании
этого работника), он мог получать
льготы в обеспечении жильём,
устройстве детей, если таковые
были, в детские дошкольные учреждения
и так далее. Распределяемые
на работу вне своего местожительства
обеспечивались безвозвратными
пособиями по переезду («подъёмными»),
дешёвым жильём в общежитиях (с
сохранением прописки по основному
месту жительства) и другими социальными
гарантиями. Для выпускников, прошедших
срочную службу в армии, время работы по
распределению сокращалось на величину
срока службы.
Итак, видно, что распределение,
по сути, представляло собой отчасти
отработку тех денежных средств,
что потратило государство на
обучение студента. По окончании
ВУЗа студента могли направить
в любую точку страны на
предприятие или в ту или
иную организацию.
На наш взгляд, представляется
возможным введение частично
практики распределения. В современных
условиях можно было бы сделать
подобную процедуру, только не
на три года, как было до
того, а например, в течение одного
года. Лучше предлагать распределение
по желанию, то есть не обязательно,
а по собственному обращению
молодого специалиста. При таком
распределении учитывать успеваемость,
творческие достижения. Данная мера
будет призвана гарантированно
обеспечить пусть небольшой, но все-таки
нужный и полезный срок работы по специальности.
С какими же проблемами сталкиваются
сегодня дипломированные специалисты?
Одним из главных препятствий
при трудоустройстве по окончании
ВУЗа для многих «вчерашних»
студентов является отсутствие
опыта работы. В условиях функционирования
рынка трудовых ресурсов основным
критерием в оценке выпускников
профессиональных образовательных
учреждений становится их реальная
профессиональная квалификация
и компетентность, обеспечивающие
конкурентоспособность и профессиональную
мобильность специалиста. Казалось
бы, какой может быть опыт работы у бывшего
студента по своей специальности к концу
учебы? Ведь, у него не было пока диплома,
а если и имелся опыт работы, то, скорее
всего, это был опыт курьера, разносчика,
официанта и другие специальности, обычно
предлагаемые студентам службами занятости
в качестве дополнительного заработка
в период обучения. Возникает парадокс,
но, к сожалению, зачастую данное обстоятельство
оставляет многих дипломированных специалистов
без работы и вынуждает срочно менять
сферу деятельности и работать не по специальности.
Сегодня работодатель ставит
довольно высокую планку для
соискателя, в том числе и молодым
специалистам. У каждой кампании
или предприятия свои требования,
но часто они представляют
собой большой список желательных
качеств для своего потенциального сотрудника.
Самыми основными: наличие опыта работы,
профессионализм, умение применять полученные
теоретические знания на практике, способность
принимать решения. Естественно и понятно
желание работодателей иметь у себя на
работе грамотного, компетентного и ответственного
сотрудника, но возникает вопрос: как же
приобрести опыт и соответственно наработать
профессионализм совсем еще молодому
специалисту, «вчерашнему» студенту, если
без опыта работы его не берут практически
никуда?
Более того, одной из проблем
является то, что многие выпускники
ВУЗов, получившие хорошую теоретическую
основу в своем учебном заведении,
не в состоянии применить их
на практике. Это не вопрос
только какой-то отдельной специальности
или же ВУЗа, а общая проблема.
Данный факт подтверждается материалами
интернет-конференции:
«… более 50 % руководителей-работодателей
считают уровень подготовки выпускников
филиала и других российских ВУЗов примерно
одинаковым. Среди качеств, которых не
хватает выпускникам, руководители выделили,
прежде всего, профессиональные знания.
Данное противоречие можно, скорее всего,
объяснить тем, что под нехваткой профессиональных
знаний руководители подразумевают недостаток
практических навыков, т.е. опыта работы».
К рассматриваемой проблеме нужен
системный подход. Более того, сама
по себе тематика образования
не может рассматриваться в
отрыве от, во-первых, от всей системы
работы с подрастающим поколение,
начиная с младших классов,
и во вторых, в отрыве от
того, как развивается экономика
и какие условия создаются
для самореализации молодых ребят.
Для решения проблемы, связанной
с трудоустройством выпускников
после ВУЗов, можно и даже
следует обратить особое внимание
на опыт российской столицы
— города Москвы. Как известно,
количество столичных ВУЗов огромно,
а, следовательно, каждый год
различные службы, в том числе
и государственные, сталкиваются
с проблемой большого количества
заявок по трудоустройство. Руководитель
столичного департамента труда
и занятости населения Олег
Нетеребский прокомментировал данный
вопрос и рассказал, что власти Москвы
в ближайшем будущем намереваются разработать
особую программу. Согласно ей «…выпускник
столичного вуза сможет получить работу
там, где он в период студенчества проходил
стажировку».
Более того, было также отмечено,
что «на порядок увеличена
программа стажировки выпускников
учебных заведений, а также
увеличены объемы временной занятости
студентов. В итоге из общего
количества обратившейся молодежи
в службу занятости в этом
году 24 тысячи человек нашли временную
работу в свободное от учебы время».
Итак, общий вывод из вышеперечисленного,
как пояснил и сам руководитель
столичного департамента труда
и занятости населения, это
стремление и идея объединить
два направления — поиск подработки
во время учебы и работы
для выпускников, чтобы временная
работа стала стажировкой для
будущего специалиста.
Данная задумка представляется
довольно перспективной и особенно
важной для нынешних выпускников.
Возможность прихода в качестве
работника на место своей стажировки
– это хорошее подспорье для
«новоиспеченного» специалиста.
От него смогут выиграть все:
и работодатели, и «вчерашние»
студенты.
Во-первых, проходя стажировку в
той или иной кампании студент,
ещё во время учебы, начинает
применять на практике, полученные
теоретические знания.
Во-вторых, он имеет возможность
окунуться в непосредственный
рабочий процесс и тем самым
осознать принципы своей будущей
специальности, что представляется
весьма проблематичным посредством
лишь изложения и выучивания
учебных дисциплин.
В-третьих, у студента есть
шанс проявить себя. Ответственный
подход к работе, творческое мышление,
коммуникабельность и многие
другие качества – это неоспоримые
доводы к тому, чтобы именно
такой молодой специалист позже,
после получения диплома, получил
приглашение и пришел в ту
же кампанию или организацию,
в которой себя зарекомендовал.
И, наконец, такой важный на
сегодняшний день критерий для
соискателя, который указывают многие
работодатели, — умение принимать
решения и ориентироваться в
порой довольно стремительно
меняющихся обстоятельствах –
также приобретается в ходе
практики и стажировок.
Что же касается самих работодателей,
то они безусловно будут иметь выгоду
от данного проекта.
Предоставляя в своих кампаниях
или организациях возможность
стажировок, тем самым смогут
отбирать себе заранее будущих
работников.
Кроме того, во время стажировки,
работодатель, обучая студента, показывает
какие требования именно его
организации, теоретические навыки
и качества в большей степени
нужны ему. То есть, работодатель
как бы готовит себе работника,
уже приспособленного к его
требованиям.
По данному вопросу, хотелось
бы изложить предложения по
решению проблем трудоустройства
выпускников после ВУЗа.
Во-первых, университетам следует
тесней налаживать взаимодействие с различными
предприятиями и организациями, а именно
договариваться о стажировках своих студентов
в данных организациях. Теоретическая
база, которую дает высшее учебное заведение,
подкрепленное обилием практики – это
залог успешной подготовки грамотного
молодого специалиста.
Во-вторых, подобно столичному опыту,
ВУЗам нужно развивать такую практику,
при которой место стажировки студента
в дальнейшем может стать его местом работы
по окончании учебного заведения. Для
этого стоит, на наш взгляд, в первую очередь
поощрять студентов с хорошей успеваемостью
и тех, которые проявили себя с положительной
стороны во время стажировки в той или
иной организации.
В-третьих, для повышения заинтересованности
как крупных и средних, так и малых частных
кампаний в приеме к себе на работу молодых
специалистов следует ввести льготное
налоговое обложение. Ведь не секрет, что
многие работодатели не хотят брать к
себе «вчерашних» выпускников, аргументируя
это тем, что у них нет опыта и их нужно
учить всему «с нуля». Но сами же себе противоречат,
так как лишают выпускников получить тот
самый бесценный и необходимый опыт работы.
А при действии такого механизма, как льготные
ставки по налогам, скорее всего, найдется
много кампаний желающих принять к себе
молодых специалистов, тем самым удовлетворив
свои кампании в новых кадрах и обеспечив
занятость молодых людей.
В-четвертых, следует принять закон
о квотировании рабочих мест, за теми,
кто впервые ищет работу по специальности.
С таким предложением выступил Российский
студенческих союз. Согласно информации,
размещенной на его сайте, Союз предлагает
улучшить законодательство и принять
Федеральный закон «О квотировании первого
рабочего места». Предлагается установить
следующую квоту на трудоустройство молодежи:
1 % — при списочной численности работников
организации до 100 человек; 2 % — при списочной
численности работников организации от
100 до 300 человек; 3 % —— при списочной численности
работников от 300 и более человек». Трудно
не поддержать данное предложение, так
как, на наш взгляд, это действительно
поможет в разрешении проблемы трудоустройства.
Сам Российский студенческий союз считает,
что «квотирование рабочих мест должно
касаться в первую очередь предприятий
и организаций, которые финансируются
из федерального, регионального бюджетов
или бюджета местного самоуправления
или в капитале которых не менее 25 % составляет
государственная доля или доля муниципалитетов,
или которые 50 % своей выручки получают
за счет реализации государственного
или муниципального заказа».