Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 03:28, реферат
Имиджелогия как научно-технологическая дисциплина пользуется спросом во многих сферах человеческой жизнедеятельности. К ней проявляют интерес родители, педагоги, предприниматели, государственные служащие, менеджеры, врачи, артисты, работники сервиса и другие.
Огромна её роль в политической жизни. Разработкой имиджелогии занимаются немало исследователей. В ней появились такие направления, как инструментальная имиджелогия, персональная имиджелогия, национальная имиджелогия и другое.
Подразделения имиджелогии по социальным сферам и отраслям, то это подтверждает факт прикладного разнообразия имиджелогии.
Проблемы современной имиджелогии:
Имиджетворческие элементы тела
2012
Имиджелогия как научно-технологическая дисциплина пользуется спросом во многих сферах человеческой жизнедеятельности. К ней проявляют интерес родители, педагоги, предприниматели, государственные служащие, менеджеры, врачи, артисты, работники сервиса и другие.
Огромна её роль в политической жизни. Разработкой имиджелогии занимаются немало исследователей. В ней появились такие направления, как инструментальная имиджелогия, персональная имиджелогия, национальная имиджелогия и другое.
Подразделения имиджелогии по социальным сферам и отраслям, то это подтверждает факт прикладного разнообразия имиджелогии.
Современный период развития общества характеризуется кризисными явлениями, которые, по справедливому замечанию С. Гессена, мультиплицирует в наибольшей степени, как никакой другой, социальный институт образования. Именно образование должно ответить на вызов времени и жизни подготовкой качественно нового специалиста, способного жить и действовать в условиях самостоятельного и ответственного выбора, способного к саморазвитию, уверенно чувствующего себя в любой ситуации. Достижение этих целей в немалой степени обеспечивается с помощью имиджелогии – сравнительно новой отрасли знания о человеке, построенной на антропологической составляющей ряда наук: философии, психологии, педагогики, культурологии, политологии и др., а также интегрирующей разработки некоторых прикладных отраслей научного знания: дизайна внешности и одежды, фитнесса, ортобиотики, физиогномики, кинесики и проксемики, этики и этикета и др.
Имеющая небольшую историю развития имиджелогия завоевала признание в силу своей актуальности и той потребности, которую испытывают в ней люди, работающие над собой, заинтересованные в обретении своего неповторимого образа, стремящиеся к самоизменению и саморазвитию. Действительно, впечатление, которое люди производят друг на друга в процессе общения и взаимодействия, является мощным средством для их развития. Признание необходимо каждому: это укрепляет его уверенность в собственных силах, делает свободным, позволяет обрести свой наиболее привлекательный образ и добиться успеха в жизни.Имиджелогия – человековедческая дисциплина, в основе которой лежит феномен, условно называемый технологией личного обаяния. Имиджелогия изучает закономерности формирования и воздействия внешнего образа на психику людей, на их поведение, она помогает овладеть реальными эффективными механизмами развивающего педагогического воздействия.
Замечательные мысли, помогающие осмыслить современные проблемы имиджелогии, принадлежат древним мыслителям: это и Конфуций, в трактате «Ли-цзы» описывающий облик ученого, это и Сократ, в 5 веке до нашей эры написавший о том, что молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие, это и Плотин, которому принадлежат следующие слова: « Прекрасны мы, когда познаем самих себя, безобразны же, когда такого знания не имеем». Широко известны в современной имиджелогии работы итальянского писателя, историка, политического и военного теоретика Николо Макиавелли, особенно преуспевшего в том, что сейчас связано с манипулятивной проблематикой в имиджелогии.
Считается, что имиджелогия пришла из западной культуры (Дж. Бруннер, М.Шерман, А.Олсен, Г.Лебон, К.Болдуинг). Но это справедливо лишь отчасти, поскольку в советские времена имиджелогия считалась буржуазной наукой и официально не развивалась. В то же время работы русских философов Н. Бердяева, С. Вернадского, В. Розанова, В.Соловьева можно было рассматривать как методологическую базу для развития отечественной имиджелогии. К сожалению, интересные работы Б.Хатунцева о социально-психологической природе власти были известны лишь узкому кругу специалистов. Не рассматривалось в данном аспекте и учение великого русского физиолога И.Сеченова о психофизиологии восприятия, не были достаточно известны исследования по формированию образа С.Рубинштейна и замечательные работы М.Чехова и К.Станиславского, имеющие непосредственное отношение к имиджелогии. Однако замалчивание проблемы не означало ее отсутствия. Она разрабатывалась на прикладном уровне для обслуживания политической элиты, государственных средств массовой информации.
Сейчас имиджелогия, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение, вызывает все больший исследовательский интерес специалистов различного профиля. Современный этап развития имиджелогии в нашей стране замечателен тем, что складывается концепция имиджелогии, основанная на достижениях отечественной философии, психологии, физиологии и, конечно же, учитывающая лучший зарубежный опыт в исследовании механизмов сенсорного восприятия и экспрессии человека, взаимодействия сознательного и бессознательного, роли невербального общения, способов гармонизации личности и социума.
В основе отечественной концепции имиджелогии лежит гуманистическая идея создания привлекательного имиджа человека путем возвеличивания его личности, высвечивании лучших личностных качеств и презентации их через внешность и поведение. О духовности как основополагающем признаке национального характера хорошо говорили русские философы, о ней в свое время замечательно сказал Ф.Шаляпин, он утверждал, что на Руси много людей внешне непрезентабельных, хотя внутренне богатых, но об этом мало кто догадывается.
В литературе сложилось довольно прочное представление об имиджелогии как о человековедческой дисциплине, систематизирующей научное знание для создания технологий гармонизации отношений человека и социума путем формирования и трансляции окружающим своего привлекательного образа. Однако не менее значимый аспект имиджелогии – это гармонизация своего внутреннего состояния и публичной самопрезентации, происходящая в результате трудного процесса согласования того и другого. Мотивом формирования имиджа для человека не всегда является необходимость признания в глазах других, а скорее неудовлетворенность, дисгармония с самим собой: человек перестал нравиться самому себе. Чаще всего с этой мысли и начинается работа над своим имиджем. Учет этого мотива актуализирует для имиджмейкера необходимость вначале понять причину и содержание рассогласования, определить направление работы, выбрать средства достижения гармоничного имиджа, приемлемые для человека, понятные ему и разделяемые им. Поэтому одной их актуальных проблем имиджелогии является выбор наиболее оптимальных технологий взаимодействия, на которые опирается имиджмейкер в работе с имиджируемым. Иногда имиджмейкеры, которые исходя из тенденций моды, собственного вкуса или жестко усвоенных образцов своей деятельности, которые можно рассматривать и как догмы, формируют имидж обратившегося к ним человека по образу и подобию принятых и расхожих образцов, лишая при этом его индивидуальности. Решить эту проблему помогает знание имиджмейкером фасилитационных технологий, в которых основным субъектом деятельности является имиджируемый, сутью которых является диалог в общении и деятельности и создание имиджмейкером условий для расцвета способностей человека, которые и будут лежать в основе построения его привлекательного имиджа.
Описанная выше концептуальная установка входит в противоречие со сложившейся и достаточно распространенной установкой на имидж как маску, которую человек надевает в зависимости от ситуации. Подобное понимание имиджа как личины, маски, внешних эффектов демонстрируют некоторые имиджмейкеры, берущиеся за счет незначительных внешних корректировок изменить имидж человека. Изменить лицо можно, но человек с новым лицом не всегда будет чувствовать себя гармонично. Новый образ требует согласования с внутренними установками личности, которые определяются его субкультурой.
Переведенное с английского как «образ, картинка» слово «имидж» в отечественной имиджелогии обретает несколько иной смысл. В словаре В.Даля имеется трактовка слова как облика – совокупности внешних характеристик, благодаря которым лучше просматривается достоинство человека. Гармоничный имидж воплощается в облике, а облик (не лицо, а лик) предполагает наличие у человека образования, которое достигается в результате глубокой работы над собой по идентификации культуры как «среды, растящей и питающей личность» (П.Флоренский). В контексте этого рассуждения представляются наивными попытки некоторых имиджмейкеров, обещая человеку создать имидж, разработав ему новый фасон платья, сделав другой макияж или рекомендовав диету. Новые внешние атрибуты образа приживаются тогда, когда у человека есть внутренние основания, культурная почва для этого – и тогда человек несет свою новую внешность, одухотворяя ее внутренней красотой. Вот тогда и достигается эффект «свечения», обаяния, о котором говорил Г.Лебон и называл его имиджем.
Именно поэтому можно говорить об имидже как о производном духовной красоты, которая не возникает сама по себе, а требует внутренних преобразований. Вслед за Г.Гегелем, имиджем можно назвать «красоту как произведение духа»: « Красота… в качестве произведения духа нуждается даже для начальных ее стадий в разработанной технике, требует многократных попыток и упражнений. Простое как простота прекрасного, идеальное величие представляет собой скорее результат. Только после многосторонних опосредований удается преодолеть разнообразное, пестрое, запутанное, чрезмерное, тягостное и в этой победе спрятать и уничтожить всю подготовительную работу, так что теперь кажется, будто свободная красота возникла совершенно беспрепятственно, как из одного слитка.» (Гегель Г.В.Ф.Эстетика: В 4-х т.т. Т.3, М., 1971. С.9).
Действительно, человек ведет себя просто, свободно и естественно и его имидж органичен, когда его манеры, речь и внешность являются результатом глубокого образования и воспитания. Этот тезис дает ответ на один часто звучащий вопрос: «Всем ли нужен имиджмейкер?». Процесс образования человека как идентификация культуре выполняет имиджеформирующую функцию, и прекрасный лик возникает в результате духовной работы человека над собой. Эти мысли подвигают к пониманию того, в чем специфика профессии имиджмейкера, каково содержание его компетентности, какими способностями он должен обладать.
К сожалению, существенной проблемой имиджелогии, влияющей на эффективность ее развития, является отсутствие профессии «Имиджмейкер» в классификаторе профессий, хотя потребность в услугах имиджмейкеров очевидна. А между тем специалистами Лиги Профессиональных Имиджмейкеров разработаны и успешно применены образовательные программы подготовки специалистов по имиджелогии. В данных программах выделен базисный блок, предполагающий изучение антропологической составляющей фундаментальных наук, профессиональный блок, представленный разделами базовой технологии самопрезентации, и специализированный блок, построенный на изучении основ менеджмента и маркетинга и видовой специализации, в которой выделены отрасли имиджелогии: персональной, социальной, политической, профессиональной. Внутри видовой профессиональной специализации необходимо и возможно вести подготовку имиджмейкеров деловой, правовой, корпоративной, политической, образовательной и медицинской сфер, сервисной службы, семьи и т.д.
Особым психотерапевтическим эффектом обладает привлекательный имидж личности, благодаря которому она пожинает плоды внимания к себе. Надо ли особо говорить о том, какое одухотворяющее воздействие оказывает на каждого из нас людское признание и симпатия!
О том, какова роль внимания в жизни людей, прекрасно сказано в книге М. Кнебель «Поэзия педагогики»: «Внимание – своеобразные щупальца, данные человеку для общения с окружающим его миром. Чем цепче внимание человека, тем больше он замечает в жизни, тем глубже проникает в суть явлений. Внимательному человеку интереснее живется. Он больше других получает, он содержателен, его внутренний мир манит окружающих людей».
Следует иметь в виду двойной эффект внимания. Благодаря вниманию человек прекрасно взаимодействует с другими. Благодаря вниманию он получает возможность обогащать свой внутренний душевный и духовный мир.
Народная мудрость подметила: чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуверенным (наклон вперёд), ни заносчивым (прогиб назад). Несмотря на это, нужно быть осторожным при интерпретации: большинство очень полных людей привыкают к позе, подавшись вперёд, так как они не хотят казаться посматривающими «сверху вниз». Точно так же некоторые очень низкие люди стараются прогибаться назад, чтобы им не приходилось постоянно задирать голову вверх. Учитывая это, поза тела (как мы стоим) может представлять собой один из сигналов, но только «один из». Когда другие аспекты усиливают полученное впечатление, можно предположить, что сигнал понят правильно. В качестве второго аспекта мы можем принять открытость или закрытость позы. Прежде всего, имеется в виду область шеи и груди. С древнейших времён живые существа в момент опасности защищают прежде всего свою сонную артерию. Человек делает то же самое: он поднимает плечи или втягивает голову. Смотря по обстоятельствам, он дополнительно прикрывается руками или предметом (например, папкой для бумаг), который использует в качестве щита. Вряд ли человек, для которого характерны подобные позы, сможет легко расположить к себе собеседника.
Посмотрите, как радуется забитому голу футболист. Его руки широко раскинуты, от счастья он готов обнять весь мир. Его поза открыта, и такое выражение радости вызовет симпатию. Этой позой футболист как бы увеличивает своё психологическое пространство. Человек в метро, сидящий, широко раскинув руки на спинку сиденья, тоже хочет увеличить своё психологическое пространство, но только за счёт других, которым отведена оставшаяся часть скамьи. Человек, стоящий на трибуне, подавшийся вперёд и будто нависший над залом, тоже захватывает больше пространства, чем ему требуется. В этой связи интересна картина М. Нестерова «И.П. Павлов», где великий физиолог изображён с руками, вытянутыми на столе, пальцы сжаты в кулак. Кстати, сотрудники Павлова характеризовали великого учёного как весьма деспотичную личность.
Информация о работе Проблемы современной имиджелогии: имиджетворческие элементы тела