Проблемы социализации учащихся: курение и наркомания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом.

Работа содержит 1 файл

Проблемы социализации учащихся курение и наркомания..docx

— 30.27 Кб (Скачать)
 
 

Реферат на тему:  
 

    Проблемы  социализации учащихся:                               курение и наркомания. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                                                       Работа: Абгарян Астхик.

                                                                                                                      20011г.

Трудно  себе представить  то благотворное изменение, которое произошло  бы во всей жизни  людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком  и опиумом.

Л.Н.Толстой.

Цель  работы – раскрыть проблемы социализации учащихся: курение, алкоголизм и наркоманию.

    1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ.

Социализация- процесс становления личности, усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и установок, образцов поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом.

Процесс социализации учащихся имеет ряд особенностей, они связаны и с гормональными изменениями в организме, черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к жертвам и т.д., усугубляемые переживаниями неуверенности и амбивалентности (двойственности) социального статуса учащегося-подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый). Перед учащимся стоит ряд социальных задач: освоить новые роли, перенять семейно-брачные установки, подготовиться к экономически самостоятельной жизни, интернализовать ряд ценностей и норм как основу убеждений и социально ответственного поведения.

Для учащихся с их социальной неуверенностью характерно объединение в  однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников  с особой молодежной субкультурой. Ценностные ориентации и нормы  группы адаптируют подростка  к самостоятельной  жизни, удовлетворяя одновременно и специфически молодежные потребности  в стиле поведения, моде, досуге, коммуникации. Факторы, отдаляющие подростковую субкультуру  от мира взрослых, связаны  с противоречивостью  норм взрослой жизни, резкими культурными  и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью  социальной среды. В  таких условия  группы учащихся-подростков и молодежи тяготеют к различным формам отклоняющегося поведения  – от социально  отчужденных форм до агрессии, фанатизма. Сюда входят и такие  формы поведения  как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

                             2.     ПРОБЛЕМА КУРЕНИЯ                                                                     

Все пороки от безделья.

Народная  поговорка.

Курить – втягивать в себя дым измельченного тлеющего табака как возбуждающее средство; иметь соответствующую привычку.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез.

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету.

Первые  курильщики завезли  семена табака из Южной  Америки во времена  Колумба и стали  его культивировать.

Распространение табака встречало  в странах сильное  противодействие. В  Турции курение табака рассматривалось  как нарушение  законов Корана, и  виноватых сажали на кол. Персидский шах  Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуравал в стену.                                                                                                                                   В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.

Но  постепенно запреты  на курение отменялись в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые  люди, подростки и  даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. Обязательно принадлежностью теле - и киногероев стала сигарета.

Статистика: курильщики всего мира (а их более миллиарда) ежегодно закупают от четырех до пяти триллионов сигарет (около 1000 сигарет на каждого жителя планеты), затрачивая на это от 85 до 100 миллиардов долларов. Ежегодно потребление сигарет в мире возрастает на 2,1%, то есть увеличивается быстрее, чем население планеты.

Если  рассматривать эту  проблему в свете  отдельной социальной группы, то одной  из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления» свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого. Детям необходимо большее внимание, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, которым надо больше наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся, - говорит о проблеме курения учащихся П. Петронис.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех  классах, где больше курящих. Курение  школьников замедляет  их физическое и психическое  развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).

Курение и школьник не совместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

                          4. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ.

Наркотик – сильнодействующее вещество, преимущественно растительного происхождения, вызывающее возбудительное состояние и парализующее центральную нервную систему.

Наркомания в медицине болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма; в социологии – вид отклоняющегося поведения.

Что такое наркомания?

Это общий термин, включающий несколько форм зависимости.

  • Толерантность (переносимость) к наркотику увеличивается по мере того, как организм привыкает к нему. С увеличением толерантности возрастает количество наркотика, необходимое для оказания на организм прежнего эффекта.
  • Зависимость – это термин, используемый для описания состояния, при котором организм привыкает функционировать под воздействием наркотика. Когда прием наркотика прекращается, наркоман испытывает крайний дискомфорт, именуемый синдромом отмены.
  • Психологическая зависимость, как широко принято думать, является потребностью или компульсивным желаниям продолжать принимать наркотик, независимо от того, есть физическая зависимость или нет. Однако весьма рискованно утверждать, что какой-то наркотик не вызывает физической зависимости. Человек после долгого применения или при специфических обстоятельствах может привязаться к на вид не вызывающему привыкания наркотику. Например, есть свидетельства того, что небольшое привыкание к марихуане после регулярного использования по вечерам в течение многих лет приводит к хронической бессоннице после отмены приема. Психология наркомании еще не понятна, но произошли важные прорывы в понимании того, как организм может стать толерантен к психоактивным наркотикам (наркотикам, которые воздействуют на мозг и восприятие).

Возраст наркоманов:

С каждым годом увеличивается  количество смертей среди наркоманов.

1998 год – 32 человека;

1999 год – 37 человек;

2000 год – 61 человек.

Педагогические  меры профилактики:

Любая профилактическая программа  должна включать в  себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

  • Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.
  • Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
  • Предоставление альтернатив наркотизации.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:

    1. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.
    2. Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
    3. Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненны неудач.
    4. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).
    5. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
    6. Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Изучив  выделенные нами проблемы социализации учащихся пришли к следующим выводам.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. Он в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Однако процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества. Процесс социализации учащихся имеет ряд особенностей, зачастую вызывающих проблемы социализации.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез. Одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Курение и школьник не совместимы, так как школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного.

Мир наркоманов сегодня  приблизился к  каждому из нас. Все  чаще мы говорим о  них, все чаще встречаем, читаем в прессе, слышим о трагедиях, произошедших в семьях знакомых, виной которых  стали наркотики. Особое беспокойство вызывает тот факт, что у наркомании – "молодое лицо". Основной контингент потребляющих наркотики ныне составляет подрастающее поколение – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.

Однако  реальным выходом  из создавшейся ситуации является привлечение  к профилактической работе педагогов  и психологов средних  школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при  проведении профилактики обладают люди, имеющие  постоянный контакт  с детьми и подростками, которые могут  уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и  специалистов наркологов.

Информация о работе Проблемы социализации учащихся: курение и наркомания