Проблемы семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка;
выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе;
раскрыть социальные и психолого-педагогические функции общеобразовательной школы в работе с семьёй.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................... 2



1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ....................... 3




2. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ................................................ 4




3. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА........................... 10


4. СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ............................................ 19



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 23




СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 25

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Помимо  падения рождаемости отмечается и такой негативный факт в институте  семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ рассматриваются  отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.

     Влияние распада семьи на детей дошкольного  возраста изучалось в частности  А.Г. Анцыферовой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями. Развод порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности. 18

     Снижение  рождаемости и высокий уровень  разводов - показатели кризиса семьи. Причины этого раскрываются в  Конвенции ООН о правах ребенка (2004), а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции - добавление по РФ, в работах социологов, демографов. К ним относятся: кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим «эхом» войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий19.

     Основная  тенденция развития семьи с детьми сегодня - это снижение среднего числа  детей до 18 лет в расчете на одну семейную группу, а также полных и многодетных семей. По данным государственного доклада «Положение семей в РФ», с 2004 по 2010 год несколько увеличилась доля семей, имеющих несовершеннолетних детей или только одного ребенка, а также состоящих из матери (отца), ребенка и других родственников.

     Согласно  переписи 2009 года, в России проживает 23.5 млн семей с детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Наиболее распространены семьи с одним ребенком (51 процент), реже - с двумя (39 процентов) и еще реже - многодетные (9.8 процентов). Микроперепись 2010 года показала, что на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала еще более явной: удельный вес однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных сократилась до 37, многодетных - до 9.4. Число детей на каждые сто семей уменьшилось за это время со 163 до 160. И все же процент домохозяйств с детьми в России остается пока по мировым меркам довольно высоким (46.6), а уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом воспроизводстве.20

     Тип российской семьи и отношение  людей к формально-юридической  стороне брака и семейной жизни  продолжают претерпевать изменения, начавшиеся в период либерализации экономики. В России уместно говорить о «старении» брачности и рождаемости при широком распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков. Популярным становится «пробный» брак в возрасте 18-25 лет. И хотя коэффициент разводимости в 1997-1998 годах уменьшился с 598 до 591 на тысячу образованных пар, треть разводов приходится на молодые супружеские пары, просуществовавшие менее 5 лет. Иными словами, семья в целом сохраняет значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт, карьеру. И подобные «подвижки» в сознании молодых людей таят в себе серьезную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или профессионального роста вместо домашнего очага и воспитания потомства часто приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. 21Развод родителей автоматически переводит ее в категорию «нетипичных» (в определении зарубежных авторов), то есть неполных, малообеспеченных, проблемных22.

     «Нетипичные» семьи в нынешней экономической ситуации фактически «повенчаны» с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные семьи живут лучше неполных, «средние» по размеру - лучше многодетных, здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами. Материальное обеспечение остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к отметке «нищета». С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Решение воспитательных задач  в процессе социального формирования личности осуществляется под воздействием многочисленных факторов стихийного характера и социальных институтов общества. Базисной основой первичной социализации личности является семья как ячейка общества, необходимая для сохранения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, являясь в то же время главным условием реализации задатков и способностей человека.

     В настоящей ситуации, как показал  анализ массовой практики, семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции.

     Причинами этого являются кризисные явления, идущие в семье. Это проявляется  в первую очередь в нестабильности ее (разводы), и наши данные подтверждают сказанное, во-вторых, наблюдается дезорганизация семьи, что находит свое отражение в увеличении количества конфликтных семей, в которых нравственно-психологический климат явно не способствует эффективной социализации личности ребенка. Отражается отрицательно на роли семьи в социализации личности детей также социально-культурный параметр родителей, бытовые условия и образ жизни, ее социальный статус. Однако определяющим все же в социализации личности в семье является ее нравственно-психологический климат.

     Отмеченные  негативные явления, происходящие в  семье, заставляют общество искать пути и средства  повышения ее роли в социализации личности.

       Современная школа все чаще использует в своей деятельности социальную работу, которая решает такие важные социальные задачи, как: содействие в создании нормальных условий для жизни человека и общества; выявление предотвращение, устранение и смягчение общественных и личных конфликтов, развитие способности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости; поиск и освоение источников помощи; выявление и раскрытие возможностей для получения образования.

     Для решения этих задач школа меняет формы и содержание своей работы с семьей, в ней начинает утверждаться понимание того, что основное воспитание ребенка происходит как в школе, так и в семье, и необходимо все усилия направлять на психолого-педагогическую поддержку стабильного состояния семьи, на установление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей. Изменение структуры школы, как показал наш опыт, вносит коррективы во взаимоотношения школы и семьи.

     Современная школа объединяет семью, внешкольные спортивные, творческие и другие учреждения, дворовые объединения, родительские и другие социальные институты в микрорайонах, направляя их на решение основной задачи — социального воспитания.

     Школа стала более активно и действенно привлекать родителей к организации различных видов деятельности учащихся: общественно-полезной, учебно-познавательной, культурно-досуговой. Это позитивно отражается на самом образе ее внутренней жизни, на развитии воспитания и обучения.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Азаров  Ю.П. Семейная педагогика. - М.,2008,186с.;
  2. Анцыферова А. Г. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование. Психологические исследования социального развития личности. — М.: Институт психологии, 2009,123с.;
  3. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании.-М.,2007,59 с.;
  4. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. - М, 2009, 207 с.;
  5. Васильева Э.В. Семья и учебные успехи школьников. Социологические проблемы образования и воспитания. — М., Педагогика, 2008, 112с.;
  6. Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. — Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М., 2008,128с.;
  7. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 2009,198с.;
  8. Конвенция ООН о правах ребёнка (2004 г.), по данным сайта www.OUN.com
  9. Куликова Т. А.  Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.-2007, 183 с.;
  10. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 2008,264 с.;
  11. Майдиков И.М. Основы социологии. - М., 2009,268с.;
  12. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям. - М.,2009,167с.;
  13. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. — В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. — М.: Просвещение, 2009,139с.;
  14. Российский статистический ежегодник - М.: Госкомстат, 2009,189с.;
  15. Сатир В.Как строить себя и свою семью. - М.Педагогика-пресс,-2008,       106 с.;

Информация о работе Проблемы семейного воспитания