Проблемы наркомании среди молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы
Изучить теоретические основы проблемы профилактики наркомании среди подростков, а также отношение подростков к наркотикам и причины употребления наркотических веществ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Наркомания как социальная проблема 6
1.2 Направления социальной работы по профилактике наркомании среди подростков 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 20
2.1 Обобщение опыта социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах РФ 20
2.2 Ход и результат исследования. Разработка рекомендаций по совершенствованию профилактической работы с подростками в школе 25
2.3 Предложения по созданию муниципальной личностно-ориентированной программы профилактики наркомании среди детей и подростков 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ=).doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Досуг - одна из важнейших составляющих структуры  свободного времени. По результатам исследования почти все подростки большую часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет. 8% - на занятие спортом, 4% - чтение книг. Посещение клубов и дискотек занимает у подростков 30% свободного времени. На организацию досуговой деятельности оказывают влияние множество факторов, в том числе, общекультурные тенденции, экономический, образовательный статус семьи.

На вопрос по какой причине молодые люди чаще всего пробуют наркотики 90% опрошенных поставили четыре предложенных варианта ответа. Это были: 1) чтобы не отставать  от сверстников, 2) для снятия напряжения, ухода от проблемы, 3) из любопытства, 4) это модно. На сегодняшний день подростки подвергаются огромному влиянию моды. В магазинах продавцы предлагают аксессуары с наркосимволикой, наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек. Федеральный закон РФ «О наркотических и психотропных веществах» гласит, что «запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, в том числе пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья; реклама наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается; нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Наркотики входят в нашу жизнь, становятся совершенно нормальной и обоснованной ее частью, они входят в моду, как в неотделимую часть медиа-индустрии, шоу- и кинобизнеса, несмотря на то, что популяризация образов всех популярных наркотиков запрещена (28).

Негативное, осуждающее отношение подростков к людям, употребляющим наркотики отмечают 26%, 70% относятся безразлично, 4% испытывают жалость к людям, больным наркоманией. (диаграмма 1)

У 38% опрошенных есть знакомые, употребляющие наркотики  – это говорит о том, что  настоящая проблема сильно затрагивает  наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет. (диаграмма 2)

Средний возраст  начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14-14,5 лет. Наше исследование показывает, что 30% опрошенных попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики, из них 60% мальчиков и 40% девочек. (диаграмма 3)

В качестве причин, которые способствовали употреблению наркотиков, школьники указывают любопытство и веяние моды. 24% респондентов впервые попробовали наркотики на дискотеках, именно в клубах бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу.

98% детей на  вопрос о том, куда бы они  обратились при возникновении проблем с наркотиками, выбрали три варианта: друзьям, родителям, врачам. Подростку нужен кто-то, к кому можно прийти за пониманием, одобрением и советом.

Проанализировав результаты проведенного мною исследования можно сказать, что несмотря на проводимую в школе профилактическую работу, 30% опрошенных нами учеников хотя бы раз пробовали наркотики в виду различных причин. Я предлагаю помимо осуществляемых мер ввести следующие:

1) предоставить  взрослым возможность познакомиться  с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ;

2) убедить родителей  в необходимости активного обсуждения  этой проблемы в семье;

3) применять  приём, когда к проведению тематических  мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. ученик обучает ученика, что решает сразу несколько задач: - охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних; - формирование устойчивых антинаркотических установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; - развитие чувства самоуважения и ответственности; - формирование навыков, важных для взрослой жизни;

4) постоянно  развивать систему дополнительного  образования, где ребята смогут  посещать кружки по интересам,  спортивные секции, художественно-музыкальные студии;

5) регулярно  на базе школы для учащихся, родителей и педагогов проводить  просмотр видеофильмов и антирекламных роликов по данной проблеме;

6) каждую четверть  библиотекарем школы проводить  обзор новых журналов, книг, специальной  литературы, посвящённых профилактике  наркомании.

На мой взгляд эти весьма простые рекомендации не только усовершенствуют профилактическую работу с подростками в школе, но и принесут весьма положительные результаты.

 

2.3 Предложение по созданию муниципальной личностно-ориентированной программы профилактики наркомании среди детей и подростков 

Задача сохранения одного из самых быстро истощающихся ресурсов - трудового потенциала страны - определяет необходимость разработки и совершенствования форм и методов профилактики, направленной на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.

Павлом Николаевичем Москвитиным была создана Новокузнецкая психотерапевтическая школа, которая разработала метод позитивной психодрамы.

Метод позитивной психодрамы, как личностно-ориентированный  подход в превентивной наркологии, соответствует современной концепции  первичного предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков. Разработанный метод позволяет поставить в центр профилактических усилий личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его социализирующая жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение и неформальные референтные группы сверстников.  
     В соответствии с пониманием задач первичной профилактики была определена генеральная цель: разработать научно-обоснованную модель личностно-ориентированной профилактики наркомании и критерии для изучения ее эффективности. Метод системного анализа и прием декомпозиции позволил уточнить приоритеты и выделить первоочередные меры по реализации разработанной модели личностно-ориентированной профилактики наркомании.  
 
     Таким образом, все многообразие проблем, связанных с реализацией территориальной программы личностно-ориентированной профилактики употребления психоактивных веществ сводится к пяти блокам: 

1. Необходим мониторинг проблемы наркомании. Достигается путем изучения заболеваемости - общая заболеваемость наркоманией; первичная заболеваемость; накопленная (распространенность), заболеваемость наркоманией в структуре нервно-психических расстройств, смертность, инвалидность и коморбидная заболеваемость, связанная с наркоманией.  
2. В социуме отсутствует понимание методологии личностно-ориентированного подхода в профилактике наркомании. В то время, когда образовательная и медицинская модели профилактики не достаточны, специалисты не знакомы с современными методами групповой личностно-ориентированной психопрофилактической работы. Необходимо проведение конференции и издание муниципальной программы в области превентивной наркологии. В муниципальной программе должна быть описана модель личностно-ориентированной профилактики наркомании, даны рекомендации по изучению результатов апробации и методик расчета ее эффективности, в т.ч. по медико-социальным, экономическим и демографическим критериям.  
3. Объект профилактики должен включать не только подростков группы риска по употреблению психоактивных веществ, но в каждом образовательном учреждении в каждом 8-10 классе необходимо предусмотреть до 3 часов в месяц для проведения групповых тренингов. Для привлечения подростков к участию в профилактических программах необходимо предусмотреть телевизионный проект позитивной психодрамы на муниципальном канале.  
4. Необходим муниципальный гранд на проведение научно-исследовательской работы по разработке профилактических мероприятий. Необходим мониторинг индивидуального нервно-психического здоровья в группе риска, изучение субкультуры подростков и молодежи; уровень и распространенность тревожных, невротических и депрессивных расстройств. Данные позволят структурировать персональную профилактическую антинаркотичекую работу и изучить индивидуально-психологическую эффективность метода по когнитивным, эмоциональным и поведенческим характеристикам.  
5. Необходимо сформировать и придать легитимности субъекту профилактики (педагог, психолог и т.д.): его правоспособность не определена, специальными полномочиями по проведению целенаправленной профилактической работы не наделен, более того, он не обучен методам личностно-ориентированной профилактики, отсутствуют навыки групповой психотерапевтической работы, недостаточный уровень профессионализма, кроме того, у него отсутствует материальная заинтересованность в участии в долгосрочных профилактических программах. Необходимо комплексное экономическо-правовое решение на территориальном уровне, стимулирующее заинтересованность субъекта профилактики в систематической антинаркотической деятельности, в т.ч. и в вопросах обучения методам личностно-ориентированной профилактики, которое достигается путем принятие территориальной программы и определение источников финансирования по оплате профилактической работы. 
6. Необходимо одномоментное обучение некой «критической массы» школьных психологов и психокоррекционных педагогов, а затем систематическое дообучение выбывающих специалистов технологии личностно-ориентированной профилактики по утвержденным учебным программам. Достигается путем сертификации специалистов, которая определяет их специальную правоспособность для реализации мероприятий личностно-ориентированной профилактики. Путь решения проблемы состоит в предоставлении образовательной услуги по обучению методологии и методам личностно-ориентированной профилактики употребления психоактивных веществ, которая может оказываться в территориальных государственных и муниципальных учреждениях дополнительного профессионального образования, работающих по лицензированной образовательной программе. 
Таким образом, первоочередными задачами личностно-ориентированной психопрофилактики наркомании и употребления психоактивных веществ является разработка новой модели превентивной наркологии и психокоррекционной психологии на основе группового метода «позитивная психодрама».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Вопросы борьбы с наркоманией выходят сегодня  на первый план. Проблема наркомании в  России давно приняла характер эпидемии и государство начало серьезную борьбу с наркоманией. Огромных усилий и колоссальных финансовых затрат требует профилактика наркомании. Ни одна семья уже не уверена в том, что их ребенок не попробовал хоть раз наркотик. Теперь наркотики можно купить везде, даже в школах. Способы вовлечения стали более агрессивны. Первая доза предлагается, как правило, бесплатно, а потом, когда возникнет зависимость, нужны уже будут деньги. Поэтому наркоманы идут добывать деньги на следующие дозы любыми способами: воровством, распространением наркотиков, проституцией. Сегодня борьба с наркоманией - это крайне важная задача.

Проанализировав научную литературу, мы изучили понятие, причины, факторы и тенденции  роста подростковой наркомании. Такие  авторы как Аменд А. Ф., Дюндик Н. Н., Курек Н. С, Лапко А. Н.,Медведева Е. В., Чернышова В. Н. выделяют социальные и индивидуально-психологические факторы, влияющие на формирование наркотической зависимости. Основными причинами, приводящими к употреблению наркотиков, становятся любопытство и скука, компания сверстников и уход от реальности и проблем.

Я изучила направления социальной работы по профилактике наркомании в подростковой среде. Основными являются: педагогическая, социальная, медицинская, правовая профилактика, антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика.

Способы борьбы с наркоманией различны. Среди  основных - социальный, медицинский и информационный. Социальный способ борьбы с наркоманией нацелен на устранение социально-экономических, бытовых, социально-психологических причин и условий отклоняющегося поведения. Медицинский способ борьбы с наркоманией помогает пациенту медикаментозно и психологически избавиться от зависимости. Наркологи ищут новые эффективные, методики лечения наркомании. Чтобы лечение было более эффективным, его нужно проводить стационарно. Наркомания требует длительного лечения. Борьба с наркоманией на личностном уровне - сложный и длительный процесс, требующий колоссальных усилий со стороны человека, но и со стороны его близких.

Обобщив опыт социальной работы по профилактике наркомании среди  подростков в регионах РФ можно сказать, что региональные общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения. В настоящее время практически во всех регионах РФ осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.

Я разработала и провела анкету, результаты которой показали, что 30% опрошенных хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет. Таким образом, наркомания – тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям. Наркомания является социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления борьбы с ней должны носить социальный характер. Необходимо первостепенное внимание уделять профилактике. Огромную роль в профилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача – показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого – ориентир на здоровый образ жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Федеральный Закон «О наркотических средствах  и психотропных веществах».
  2. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
  3. Аксенова А. С. Профилактика зависимостей в условиях однократной встречи со слушателями / А. С. Аксенова // Психотерапия. – 2007. - № 2. – С. 6-7.
  4. Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. – 2004. - №4.-С.19-29.
  5. Андреева М. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // СОЦИС. – 1989. - № 4.
  6. Врублевский А. Г. Наркомании и токсикомании: общие представления // Лекции по наркологии под. ред. Н. Н. Иванца, М., 2000.
  7. Двойменный И. А. Незаконный оборот наркотиков// СОЦИС. – 1999.-№ 5
  8. Димов В. М., Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №1. - С. 166-179
  9. Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. - 2000. - №7.
  10. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ. - 2007. — 416 с.
  11. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении //Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, М., 2000.
  12. Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001.- 220с.
  13. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. - 2001. - №9. - С. 15 - 18.
  14. Люрссен Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т.2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2001.
  15. Медведева Е. В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е. В. Медведева // Наука-вуз-школа: сб. науч. Трудов молодых исследователей. – Нижневартовск, 2004.-Вып. 9. – С.134-136.
  16. Мирошниченко Л. Д., Пелипас В. Е., Рыбакова Л. Н. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. - 2000. №3.
  17. Мосенкова О. Г. Химическая зависимость / О. Г. Мосенкова // Современные проблемы науки и образования : тез. докл. XLIII внутривуз. науч. конф. Преподавателей МаГУ.- Магнитогорск, 2005. – С. 76-77.
  18. Плющ И. В. Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде / И. В. Плющ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008.- №4.- С. 41-52.
  19. Пузыревская Н. П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. -2001. - №7. - С. 54-58.
  20. Пятунин В. А. Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивных веществ / В. А. Пятунин // Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.III.Аддиктивное поведение. – Нижневартовск, 2000.-Гл.I.-с. 6-39.
  21. Рубан Л. С. Девиация как проблема безопасности // СОЦИС. -1999. - № 5.
  22. Соловов А. В. Варианты психопатологии у подростков при начальных формах химической зависимости / А. В. Соловов // Школа здоровья.- 2000. -№1.- С. 79-82.
  23. Социальные проблемы современной молодежи : сборник материалов международной научно-практической конференции, 3-4 декабря 2008 г., г. Магнитогорск / под ред. Ф. А. Мустаевой (отв.ред.), С. Н. Испуловой, Г. А. Кудрявцевой, О. Л. Потрикеевой.- Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 476с.
  24. Фролова Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить / Г. Фролова // Народное образование. – 2000. - №7. - С.114-122.
  25. Фурсова Ю. А. Профилактика наркомании – дело общее / Ю. А. Фурсоа // NOTA Bene. – 2002. - №4. – С. 11-14.
  26. Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. - 2007. - №6.- С.4-11.
  27. Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  28. Анохина И. П., Векшина Н. Л., Веретинская А. Г. Центральные механизмы предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ // Журнал неврологии и психиатрии. – 1997. - № 12.
  29. Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» — Изд. «Гроссмедиа», 2008
  30. Боев Б. Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий // Вестник высшей школы. - 2002. - №3.
  31. Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. – 1999. - №2. - С.46-53.
  32. Иванец Н. Н., Винникова М. А. Клинические особенности постабстинентных нарушений при героиновой наркомании и некоторые подходы к их лечению // Журнал неврологи и психиатрии. – 1999. - № 9.
  33. Козлов А. А. Бузина Т. С. Психологические особенности больных наркоманиями // Журнал неврологи и психиатрии. -1999. - №10.
  34. Козлов А. А., Рохлина М. Л. «Наркоманическая» личность // Журнал неврологии и психиатрии. – 2000. - № 7. - С. 23-27.
  35. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркология.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркология
  36. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркомания.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания
  37. Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РФ [Электронный ресурс]: http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6383.html -2009.
  38. Наркомания и общество [Электронный ресурс]: http://www.inter-tel.ru/narkomania-i-obschestvo.php-2008-2010.
  39. Наркотики как бренд [Электронный ресурс]:

Информация о работе Проблемы наркомании среди молодежи