Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:33, курсовая работа
В качестве цели курсовой работы мы поставили изучение проблемы бедности в РФ, выявление различных вариантов касательно того, как можно измерить уровень бедности в стране.
Исходя из цели определим следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать накопленные знания по проблеме бедности.
2. Рассмотреть основные показатели уровня жизни.
3. Описать социально-демографический портрет бедного населения в России.
4. Описать подходы к изучению и измерению бедности.
5. Выявить причины бедности.
6. Описать технологии по борьбе с бедностью.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность бедности. История изучения бедности………………....5
1.1 Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом….6
1.2 Типология бедности…………………………………………………………8
Основные показатели уровня жизни населения……………….………………12
Бедность в России……………………………………………….………………14
3.1 Социально-демографический портрет бедных…………….……………...14
3.2 Причины бедности………………………………………….……………….15
3.3 Восприятие бедности в сознании людей………………….………………..17
3.4 Межрегиональная дифференциация бедности………….………………....17
3.5 Измерения бедности………………………………………………………...18
3.5.1 Концепции бедности в соответствии с уровнем удовлетворения потребностей…………………………………………………………………….20
3.5.2 Депривационный подход. Ступени депривации………………………..23
3.5.3 Зарубежный подход к измерению уровня бедности: оценка для
России……………………………………………………………………………25
Стратегии борьбы с бедностью………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.Г.БЕЛИНСКОГО
Факультет
социологии и социальной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория социальной работы»
на тему:
«Проблемы
измерения бедности
и особенности бедности
в России»
Выполнил: студентка ФССР
гр. СР-31, Иващенко О.О.
Проверил: ассистент
Силантьева
Г.А.
Пенза, 2009г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие и сущность бедности. История изучения бедности………………....5
1.1 Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом….6
1.2 Типология бедности…………………………………………………………
Основные показатели уровня жизни населения……………….………………12
Бедность в
России……………………………………………….……………
3.1 Социально-демографический портрет бедных…………….……………...14
3.2 Причины бедности………………………………………….……………
3.3 Восприятие бедности в сознании людей………………….………………..17
3.4 Межрегиональная дифференциация бедности………….………………....17
3.5 Измерения бедности……………………………………………………….
3.5.1 Концепции бедности
в соответствии с уровнем удовлетворения
потребностей………………………………………………
3.5.2 Депривационный подход. Ступени депривации………………………..23
3.5.3 Зарубежный подход к измерению уровня бедности: оценка для
России………………………………………………………………
Стратегии борьбы
с бедностью………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в России этот вопрос стоит особенно остро, так как в условиях бедности, включая состояние нищеты, сегодня в нашей стране живет почти каждый четвертый.
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения РФ к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи и др.
И в настоящей курсовой работе нам хотелось бы показать, насколько сложна по своей структуре бедность, и сколько имеется различных подходов к ее измерению. Важно также определить пути решения данной проблемы применительно к особенностям российского общества.
Объектом данной работы является категория населения, живущие за чертой бедности.
Предметом курсовой работы является особенности социального положения населения, относящегося к бедному классу.
В качестве цели курсовой работы мы поставили изучение проблемы бедности в РФ, выявление различных вариантов касательно того, как можно измерить уровень бедности в стране.
Исходя из цели определим следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать накопленные знания по проблеме бедности.
2.
Рассмотреть основные
3. Описать социально-демографический портрет бедного населения в России.
4. Описать подходы к изучению и измерению бедности.
5. Выявить причины бедности.
6. Описать технологии по борьбе с бедностью.
В соответствии с целью и задачами исследования выдвигается гипотеза:
Бедность
как социальное явление полностью
искоренить невозможно, но можно снизить
степень ее остроты с помощью социальных
программ и социальной политики государства.
Понятие бедности. История
изучения бедности
Бедность - понятие сложное, исторически обусловленное, многофакторное. Строгого, однозначного и общепринятого определения бедности не существует. Это понятие постоянно конкретизируется и модифицируется.
Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.
Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.
Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. (При этом данное определение не является совсем точным, так как непонятно, что из себя представляют те или иные потребности, и какое значение они имеют для человека. Это мы осветим в дальнейшем.)
Амартья Сен, удостоенный за свой труд «Политэкономия голода» Нобелевской премии по экономике, показывает, что бедность не связана с количеством товаров (шире — благ), а определяется социально обусловленными возможностями людей получить доступ к этим благам.
В своем докладе о бедности в Британии, проведенном в 1960 - 70-х гг., П. Таунсенд дал следующее определение бедности: «Можно сказать, что индивиды, семьи и группы населения живут в бедности, если им не хватает средств на питание, вести ту же деятельность, что и большинство населения, иметь жилищные условия и предаваться прелестям жизни, доступным большинству людей. Иными словами, если они не могут жить в обществе, к которому они принадлежат, так, как живет большинство населения».
Можно также выделить определение, данное в 1963 г. известным экономистом Г. Мюрдалем. Он определил низший класс как "ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов".
То
есть, можно сделать вывод, что к определению
бедности можно подходить с различных
позиций и точек зрения.
1.1
Формирование интереса
к проблеме бедности
в России и за рубежом
Интерес к бедности вполне объясним - она считается одной из самых глубоких социальных проблем. И исследования причин и места бедности в обществе начались с XVIII века. Проблемой бедности интересовались многие видные ученые - А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э.Реклю, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ч. Бут, С. Раунтри. Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их.
Англичане Ч. Бут и С. Раунтри, исследовавшие бедность в конце XIX века, за точку отсчета в определении бедности брали возможность индивида удовлетворить свои основные потребности в еде, одежде и жилище.
Чарльз Бут был одним из первых, кто предпринял попытку установить и обосновать величину прожиточного минимума при абсолютной бедности, то есть ту грань, ниже которой отсутствуют основные средства обеспечения физического существования человека — питание и кров, без которых невозможно нормальное функционирование организма. Бут полагал, что такие потребности должны быть более или менее одинаковыми для людей определенного возраста и телосложения, независимо от страны, где они живут. Эта концепция до сих пор чаще всего используется при анализе бедности во всем мире.
В России исследования бедности начались в 1908-1909 гг., наиболее известное из которых - проведенное А.М. Стопани в 1909 г. и опубликованное в 1913 г. - касалось бюджета нефтепромышленного рабочего. По этому обследованию самые низкодоходные группы (ниже 250 руб.) тратили на физиологические потребности более трех четвертей всех доходов, в то время как самые высокодоходные (более 900 руб.) чуть больше половины; специально исследовались бюджеты безработных. В послевоенное время в СССР была опубликована единственная работа сотрудников Института труда Г.С. Саркисяна и Н.П. Кузнецовой, касавшаяся проблем бедности, но при употреблении только термина малообеспеченности.
По мнению Ржаницыной Л., доктора экономических наук, в СССР проблемы бедности официально были признаны в 70-х гг., с введением пособия на малообеспеченных людей. Но и до того низкооплачиваемые и малообеспеченные учитывались при периодических повышениях минимальных размеров заработной платы и пенсий, установлении тех или иных социальных льгот и выплат для населения. Бедными был довольно узкий круг людей, в основном по демографическим признакам: возрасту, здоровью, потере кормильца. По социальным основаниям определенную роль играла низкая квалификация, хотя она не обязательно сопровождалась низкими доходами. Некоторое значение имели территориальные различия в уровне жизни: из-за неравенства в экономическом развитии регионов, а также в городе, на селе и т.п. Тем не менее социально-экономические факторы определения зоны бедности в тех весьма выравненных условиях явно уступали семейно-демографическим.
То
есть можно предположить, что как
и в прошлые года, так и в
настоящее время не существовало
единого подхода к определению
бедности. И каждый автор волен был брать
за основу то, что считал основополагающим
в выделении такой категории населения,
как бедные.
1.2
Типология бедности
Бедность в современной России не гомогенна и имеет несколько уровней, которые различаются и по материальному положению, и по социально-профессиональной деятельности, и по досуговым предпочтениям людей.
В бедности достаточно отчетливо выделяются два уровня - просто бедность и нищета. И существует дискуссия по поводу того, каких граждан относить к бедным, а каких – к нищим. Мы выделим три точки зрения, касательно этого вопроса. Тихонова в своей статье отмечает тот уровень и образ жизни, соответствующие скорее понятию «нищета», чем «просто бедность», которого отличают следующие характеристики: накопившиеся долги, в том числе по квартплате, отсутствие таких предметов домашнего имущества (пусть даже очень старых), как пылесос, мебельная стенка или мягкая мебель, ковер, цветной телевизор, а также плохие жилищные условия. Добавим к этому недоступность любых платных услуг, плохие взаимоотношения в семье, в среднем более низкие, чем у просто бедных, доходы. В целом можно сказать, что на уровне нищеты в настоящее время сконцентрированы в основном семьи «старых» бедных, которые и в советское время относились к самым неблагополучным слоям общества, а на уровне собственно бедности - семьи «новых» бедных, которые до начала реформ относились к вполне обычным семьям.
В статье Н. М. Давыдовой и Н. Н. Седовой фигурирует несколько иной «общепризнанный набор предметов, отсутствие которых определенно свидетельствует о скатывании за черту бедности в современной России». «В обязательном порядке» к этому набору авторы относят холодильник, цветной телевизор, ковер или палас, стиральную машину, пылесос и любой мебельный гарнитур, включая стенку, кухню, мягкую мебель; «при этом отсутствие как минимум двух предметов из вышеперечисленных видов имущества (например, холодильника и телевизора) - отчетливый признак существования на уровне нищеты».
С этими двумя точками зрения не вполне соглашается Л.И. Чинакова. Прежде она проводит определенную цепочку рассуждений: «если отсутствие указанных предметов домашнего имущества (пылесоса, мягкой мебели и др.) - один из отличительных признаков нищеты от «просто бедности», то выходит, что наличие названных предметов в домашнем хозяйстве - это признак немного более приличного имущественного положения, чем нищета, т.е. «просто бедности».» При этом Чинакова, как нам кажется, права, говоря, что авторы не учитывают качественное состояние этих предметов длительного пользования, ибо «для оценки уровня жизни населения с позиций нахождения за чертой бедности достаточно уже самого факта их наличия или отсутствия в семье». Если отсутствие перечисленных домашних вещей в хозяйстве семьи действительно является одним из признаков нищеты, то наличие в домашнем хозяйстве этих предметов, безотносительно к их качеству и степени износа, например, облысевшего от старости ковра, с трудом показывающего одну программу телевизора, дивана с давно уже истершейся и продырявившейся обивкой и т.п., на наш взгляд, нельзя считать признаком (или одним из признаков) принадлежности к несколько более высокой социальной группе, нежели нищие, к «просто бедным». Кроме того, вызывает сомнения отвлечение не только от качественного состояния, но и от общественно-экономических условий и способов приобретения этих предметов длительного пользования при оценке уровня жизни населения в аспекте нахождения за чертой бедности.
Информация о работе Проблемы измерения бедности и особенности бедности в России