Проблемы информационной безопасности в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:12, доклад

Описание работы

Нормальная жизнедеятельность общества во многом определяется состоянием
безопасности его основных систем. Многообразные компоненты общественного
организма и люди должны быть защищенными от многочисленных стихийно и
целенаправленно действующих негативных факторов: человеческих, технико-технологических, производственных, экологических и иных.

Работа содержит 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Российский  Государственный Социальный Университет

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра гендерной политики и ювенологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРОБЛЕМЫ  ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В

МОЛОДЕЖНОЙ  СРЕДЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Нормальная жизнедеятельность общества во многом определяется состоянием

безопасности его основных систем. Многообразные компоненты общественного

организма и  люди должны быть защищенными от многочисленных стихийно и

целенаправленно действующих негативных факторов: человеческих, технико-технологических, производственных, экологических и иных. Особое место среди них

занимают факторы информационной сферы.1

Информационные  ресурсы, наряду с природными, материальными,

инфраструктурными, финансовыми, трудовыми и иными, составляют важнейший

потенциал государства  и общества. В настоящее время  проблеме информационного

развития России уделяется большое внимание. В 2008 г. Президентом РФ была

утверждена  Стратегия развития информационного  общества в Российской

Федерации. Ее реализация потребует немалых усилий. В феврале 2009 г. на заседании

Совета по развитию информационного общества при Президенте России Д. А.

Медведев отметил, что по индексу развития так называемого  электронного

правительства в 2005 г. Россия была на 56 месте, а в 2007 г. опустилась на 92-е. В

рейтинге готовности стран к сетевому миру наша страна находится на 72-м месте.

Тем не менее, уже  сегодня очевидно, что активное использование  информации и

информационных  технологий практически во всех областях жизнедеятельности

человека может  привести к возникновению в информационной сфере потенциальных

угроз, которые выражаются в нарушении целостности, конфиденциальности, полноты

и доступности  информации. Соответственно нарастают  требования к обеспечению

безопасности  в сфере информационных отношений, что уже привело к

формированию  самостоятельного направления - "информационной безопасности".

Это понятие  в Доктрине информационной безопасности РФ определяется как

состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере,

определяющихся  совокупностью сбалансированных интересов  личности, общества и

государства [1]. В литературе содержится ряд разноречивых определений

упомянутого понятия, затрагивающих его различные  аспекты: правовые, технические,

психологические и др. [2]. В данной статье понятие информационной безопасности

трактуется  как состояние защищенности информационной среды, обеспечивающей

жизненно  важные интересы человека (витальные, физические, психологические,

генетические, репродуктивные, интеллектуальные и духовные) от внешних и

внутренних  угроз.

В современных  социально-экономических условиях наблюдается все большая

вовлеченность молодежи в информационную сферу. Как  социально-возрастная

группа молодежь обладает рядом особенностей. Ей присуще  неполное включение в

социально-экономические  отношения. Одновременно именно она  в наибольшей

степени мобильна, инициативна. По сути, от качества ее потенциала зависят

перспективы развития экономики, разработка и внедрение  инноваций в сферах науки,

культуры, производства, новых социальных стратегий.

Вместе с  тем информационные технологии в  молодежной среде обнаруживают

некоторые негативные стороны. Так, социологические исследования молодежи,

проводящей  за компьютером ежедневно более 4 часов, показали, что около 80%

респондентов испытывают так называемый компьютерный голод при перерывах в

работе на ЭВМ  хотя бы на один день; 25% ощущают трудности  при переключении с

компьютерной  работы на другое занятие; 17% отмечают, что им легче общаться с

компьютером, чем  с людьми (для лиц, работающих ежедневно более 8 часов, этот

показатель  увеличивается до 40%) [3]. Плодящиеся различные компьютерные

интернет-клубы  становятся не самой лучшей для молодого человека альтернативой

спортивным  секциям или просто прогулкам  на природе, на свежем воздухе. А

увлечение некоторыми компьютерными играми, как можно  видеть из сообщений

СМИ, может привести к печальным последствиям. Следует  констатировать, что,

несмотря на активное развитие в последнее десятилетие  информационного

законодательства, в России до сих пор не отлажено правовое регулирование

информационной  безопасности детей и молодежи. В  связи с этим обеспечение

информационной  безопасности различных групп молодежи приобретает, на наш

взгляд, существенное значение.

С целью выявления  представлений молодежи об информационной безопасности нами

в 2008 г. был проведен опрос студентов 2 - 5 курсов Брянского  государственного

стр. 140

университета (выборочная совокупность составила 400 человек). В выборке

учитывалось то обстоятельство, что именно после  первого курса, на наш взгляд,

студенты начинают осознанно обращаться к различным  источникам социально

значимой информации и активно использовать информационные технологии в

образовательной деятельности. А постоянно возрастающее количество электронных

информационных ресурсов (например, электронные источники информации в

Интернете, электронные  библиотеки, информационные банки данных), использование

в процессе обучения различных программных продуктов  и мультимедийных средств

вызывают необходимость  все более частого обращения студентов к компьютерной

технике.

Нас интересовало, прежде всего, какой смысл студенты вкладывают в понятие

"информационная  безопасность", видят ли они  определенные проблемы в

информационной  сфере и какие источники угроз  им представляются наиболее

существенными.

В ходе опроса выяснилось, что лишь у 33% респондентов проблема обеспечения

информационной  безопасности вызывает личный, живой  интерес. Только 17%

опрошенных  оценивают состояние обеспечения  информационной безопасности как

достаточное, 74% - удовлетворительное, 9% - неудовлетворительное__________. Никто из

респондентов  не признал состояние обеспечения  информационной безопасности как

совершенное.

На основе анализа  материалов исследования выяснены некоторые  проблемы,

представляющиеся студентам важными для развития информационной сферы. Среди

них: несвоевременность  нормативно-правового регулирования - 59% (некоторые

студенты отмечали, что вообще не имеют представления  о нормативно-правовых

актах в информационной сфере); угроза безопасности информационных и

телекоммуникационных  средств и систем - 42% (в качестве основных источников

угроз назывались недостоверность и несвоевременность  поступающей информации);

разработка  и распространение программ, нарушающих нормальное

функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных

систем - 54% (большинство  студентов при работе с компьютером  хотя бы однажды

сталкивалось  с различными видами компьютерных вирусов); усиление зависимости

политической  и экономической сферы общественной жизни от зарубежных

информационных  структур - 52 и 61% соответственно.

При определении источников угроз информационной безопасности наиболее часто

встречались ответы: отставание РФ по уровню информатизации - 56%; воздействие

"вредной"  информации - 42% (в качестве примера студентами назывались

информация, оказывающая  деструктивное воздействие на психику  людей,

недостоверная и заведомо ложная информация, пропаганда ненависти, вражды);

деятельность  преступных групп и формирований, направленная против интересов

граждан, государства  и общества в целом в информационной сфере - 39%; отказы

технических средств  связи и обработки информации - 37%; нарушение персоналом

информационных  регламентов, технологии и процедур - 36%; разрушение единого

информационного и духовного пространства России - 16%.

В качестве основных механизмов регулирования социальных конфликтов в

информационной  сфере 37% опрошенных указали на соответствующую  нормативно-

правовую базу, регулирующую процессы в информационной сфере; 21% - на

эффективную работу государственных служб и отделов по обеспечению

информационной  безопасности государства; 32% - на научное  осмысление

информационных  рисков и угроз информационной безопасности в целом; 10%

дополнительно указали на необходимость формирования соответствующего сознания

у людей, подготовки высококвалифицированных специалистов в данной области

(некоторые  респонденты посчитали целесообразным  введение специальной учебной

дисциплины  в образовательный процесс), занятия  гражданами более активной

позиции по рассматриваемым проблемам.

За оптимизацию нормативно-правовой базы в сфере информационной безопасности

высказались 62% опрошенных, имея в виду разработку новых законов с учетом

интересов всех категорий субъектов информационных отношений. Правовое регули-

стр. 141

рование информационной безопасности, по мнению респондентов, должно

основываться  на следующих принципах: комплексный  подход к совершенствованию

законодательства - 60%; обеспечение права свободно получать информацию из

общедоступных информационных систем - 42%; интеграция РФ в международные

системы информационного  обмена - 24%; создание равных условий  и устранение

Информация о работе Проблемы информационной безопасности в молодежной среде