Проблема востребованности молодого специалиста в учереждениях среднего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема востребованности молодого специалиста в образовательной среде наиболее актуальна в настоящее время в связи с модернизацией системы образования, повышением требований к качеству подготовки и уровню квалификации педагогических кадров. Рынок труда, в особенности «интеллектуальный», предъявляет ряд требований к профессиональным характеристикам специалиста, который должен быть мобилен, самостоятелен в принятии решений, иметь активную жизненную позицию и быстро адаптироваться к условиям педагогического процесса.
В педагогическом словаре читаем: «Профессиональная компетентность учителя – это владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность е

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМА ВОСТРЕБОВАННОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 40.47 Кб (Скачать)

ПРОБЛЕМА ВОСТРЕБОВАННОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. В. Овчинникова

Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий, г. Ноябрьск, Россия

 

                                          …Не пекись о снискании великого знания:

                                          из всех знаний нравственная  наука, 

                                          быть может, есть самая нужнейшая, 

                                          но ей не обучаются.

 

Из «Заповеди Пифагора»

 

     Проблема востребованности  молодого специалиста в образовательной  среде наиболее актуальна в  настоящее время в связи с  модернизацией системы образования,  повышением требований к качеству  подготовки и уровню квалификации  педагогических кадров. Рынок труда,  в особенности «интеллектуальный», предъявляет ряд требований к  профессиональным характеристикам  специалиста, который должен быть  мобилен, самостоятелен в принятии  решений, иметь активную жизненную  позицию и быстро адаптироваться  к условиям педагогического процесса. 

     В педагогическом  словаре читаем: «Профессиональная  компетентность учителя – это  владение необходимой суммой  знаний, умений и навыков, определяющих  сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [1].

     В законопроекте  «Об образовании» прописываются  основные положения, касающиеся  профессиональной деятельности  педагогов. В то же время,  законопроект гарантирует реальную  поддержку педагогам в решении  материальных проблем. Например, в пункте 6 статьи 48 говорится о  праве на предоставление педагогам,  нуждающимся в жилых помещениях, внеочередного жилья, что стимулирует  молодых специалистов работать  в системе образования, а в  пункте 11 статьи 48 говорится, что  педагоги, «проживающие и работающие  в сельской местности, рабочих  поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление  компенсации расходов на оплату  жилых помещений, отопления и  освещения» [2]. Позиция президента  РФ Д. Медведева и председателя  правительства РФ В. Путина, озвученная  на заседании правительства от 30. 09. 2011 года, направлена на повышение  базового оклада педагога и  стимулирующих выплат с применением  дифференцированного подхода к  оплате труда педагогов в зависимости  от результатов работы [3].

     Специфика работы  педагогов в условиях городов  Крайнего Севера обусловлена  стабильной социально-экономической  ситуацией, поэтому проблема квалифицированных  педагогических кадров стоит  не так остро, как во многих  регионах России. На пресс-конференции,  состоявшейся 08. 11. 2011 года в департаменте образования ЯНАО, директор департамента И. К. Сидорова говорила о модернизации системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе, о важности профессии учителя, о достойной заработной плате, о привлечении молодых специалистов в образование [4].

     Плотно сотрудничая с государственным учреждением ЯНАО центр занятости населения г. Ноябрьска (далее по тексту – ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьска), констатируем, что численность граждан в возрасте 16–29 лет, обратившихся за помощью в трудоустройстве в 2010 году меньше на 16 %, чем в 2009 году, а численность безработных граждан, трудоустроенных по программам содействия занятости, возросла в два раза. В «Перечне востребованности профессий», представленном ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьска на первое ноября 2011 года, в списке самых востребованных профессий значится «преподаватель».

     Руководство  колледжа, в лице директора Людмилы  Георгиевны Соломко, решает задачу  нехватки компетентных специалистов, помогая студентам реализоваться  в своей профессии.

     Можно привести  несколько примеров успешных  педагогов, которые прошли путь  от студента до специалиста  высшей квалификационной категории.  Алина Александровна Богачёва  обучалась по профессии «повар, кондитер» в 1997 году. Закончив  колледж с отличием, Алина Александровна  пришла работать в качестве  педагога и мастера производственного  обучения, параллельно получая высшее  педагогическое образование. Познавательная  обеспокоенность, креативность, научно-исследовательский  склад ума позволили Алине  Александровне и ее студентам  завоевывать призовые места на  региональных и всероссийских  конференциях и занять I место  в 2010 году в окружном конкурсе  «Лучший мастер производственного  обучения».

     Старший мастер  колледжа – Екатерина Владимировна  Мануева – начала свою педагогическую деятельность после окончания обучения в колледже в 2003 году по специальности «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Екатерина Владимировна не раз становилась «Лучшим мастером колледжа», активно участвовала со своими студентами в жизни колледжа, принимала участие в конференциях российского и международного уровней, является победителем конкурса по Ямало-Ненецкому автономному округу в 2011 году «Лучший преподаватель специальных дисциплин».

     В нашем колледже  существует ряд программ, содействующих  профессиональной адаптации молодых  специалистов. Изучая работы зарубежных (И. Ансофф, А. Вайсман, Ф. Вудкок) и отечественных ученых (Э. Ф. Зеер, В. А. Сластенин, В. В. Сериков и др.) по проблеме конкурентоспособности персонала, администрация колледжа совершенствует управленческие технологии, «формируя единое творческое пространство и инновационное поле в коллективе колледжа» [5, с. 22], где практически каждый педагогический работник участвует в научно-экспериментальной деятельности. Администрация учебного заведения активно помогает молодым специалистам, выполняя Постановление ЯНАО № 56А от 04. 02. 2009 года и Постановление ЯНАО № 512/п от 25. 07. 2011 года, согласно которым молодой специалист получает при поступлении на работу единовременное пособие в размере десяти базовых окладов и ежемесячно повышающий коэффициент к заработной плате равняется 0,37 на период до трех лет.

     Методической  службой уделяется особое внимание  формированию необходимых личностных  качеств и соответствующих компетенций  у молодых специалистов. Заместителем  директора по научно-методической  работе – Луизой Ринатовной Малицкой – разработана программа «Школы педагогического мастерства», которая посвящена педагогической адаптации специалистов, приступивших к работе в колледже. Помимо этого, уделяется внимание повышению квалификации на краткосрочных курсах, развитию компетенций педагогов колледжа в соответствии с Профессиональным стандартом. Каждый молодой педагог относится к одной из восьми методических кафедр колледжа. Председатель кафедры является наставником молодого специалиста, помогает в разработке учебно-программной документации, программы саморазвития педагога, адаптации в учебном заведении, участии в конкурсах различных уровней, транслирует педагогический опыт на мастер-классах.

     По данным  статистического анализа колледжа, на 01. 11. 2011 года тридцать семь  выпускников колледжа успешно  трудятся в нашем учреждении. Роль молодых специалистов неуклонно  растет. В сентябре 2011 года на  работу в качестве мастеров  производственного обучения приняты  три выпускника колледжа.

     Антон Петрович  Шевченко – мастер производственного  обучения по профессии 131003.04 «машинист на буровых установках». Для студентов данной группы Антон Петрович разрабатывает индивидуальную карту саморазвития при помощи воспитательной службы колледжа, где отражены цели и задачи для каждого студента, пути решения проблемных ситуаций, проведение индивидуальных консультаций по предметам, помощь в адаптации в студенческой среде. В семье Шевченко прослеживается преемственность поколений, отец – Петр Андреевич – работает в колледже мастером производственного обучения уже в течение 15 лет.

     Вторым мастером производственного обучения, принятым на работу в наш колледж, является Степан Станиславович Гудовщиков, который окончил наше учебной заведение в 2010 году по специальности «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» и продолжает обучение по данной специальности в Новосибирском государственном техническом университете. Степан Станиславович, будучи студентом, занял 3 место в региональной олимпиаде профессионального мастерства в 2007 году. Особую поддержку в педагогической и производственной деятельности Степан Станиславович получает от своего мастера, а теперь коллеги –Натальи Александровны Олифиренко.

     Третьим мастером  производственного обучения, приглашенным  с предприятия, является Евгений  Александрович Родионов, наш выпускник,  обучавшийся по профессии «сварщик (электросварочные и газосварочные  работы)». Свою педагогическую  деятельность Евгений Александрович  строит в группе на основе  профессионально-компетентностного подхода. Отвечая на вопрос о конкурентоспособности молодого специалиста, базируется на коммуникабельности личности, мобильности, на совершенствовании своего профессионального мастерства и обязательно – активности.

     Устроившаяся  в колледж молодой преподаватель  истории Анастасия Андреевна  Медведева, окончившая в этом  же году Омский государственный  университет им. Ф. М. Достоевского, уже столкнулась с проблемой  трудоустройства в родном городе  Омске. Директор колледжа –  Людмила Георгиевна – позитивно  относится к молодым специалистам, поэтому педагогу была предложена  работа по специальности. Работа  с молодыми специалистами в  нашем колледже проводится планомерно  и систематично, что подтверждается  высокими показателями педагогической  деятельности наших педагогов.  Средний возраст педагогов по  колледжу составляет 36,2 года. По  данным статистического анализа,  в нашем учебном заведении  насчитывается 19 педагогических  работников, имеющих стаж от 1 года  до 5 лет, что составляет 14,62 % от  общего числа педагогических  кадров колледжа.

      Перечисленные  профессиональные позиции наших  молодых специалистов приводят  к выводу о том, что главная  проблема конкурентоспособности  и востребованности молодых специалистов  на рынке труда базируется  на профессиональном карьерном  росте, активности и мобильности,  саморазвитии личности, повышении  квалификации, прогнозировании своей  деятельности. Поэтому до сих  пор остается актуальным высказывание  Джона Бауэна: «Если Вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться Ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях» [6, с. 57].

 

Библиографический список

 

1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – URL: http://www.slovo.yaxy.ru

2. Сайт Комитета Государственной  Думы по образованию. – URL: http:// www.komitet8.km.duma.gov.ru

3. Сайт Президента РФ. –  URL:http://www.kremlin.ru

4. Сайт Департамента Образования  ЯНАО. – URL: http://www.yamaledu.org/

5. Соломко Л. Г. Научно-методические  основы профессиональной подготовки  работников квалифицированного  труда в муниципальных образовательных  учреждениях. – Ноябрьск, 1998. –  С. 22.

6. Bowden J. and Marton F. The university of learning: beyond quality and competence in higher education. – London: Kogan Press, 1998. – С. 57.

http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2011/podgotovka_konkurentosposobnogo_specialista_kak_cel_sovremennogo_obrazovanija/problema_vostrebovannosti_molodykh_specialistov_v_uchrezhdenijakh_srednego_professionalnogo_obrazovanija/56-1-0-1221

НА ДИПЛОМ

 

 

 

 

 

 

Содержание диссертации:

Введение 3

Раздел 1

Профессиональное трудоустройство  молодых

специалистов с высшим образованием как проблема

социологической науки 16

Раздел 2

Объективные условия профессионального  трудоустройства

молодых специалистов с высшим образованием в

современном обществе 53

Раздел 3

Субъективные факторы  профессионального

трудоустройства молодых  специалистов с высшим образованием в условиях трансформирующегося

общества 94

Раздел 4

Основные направления  оптимизации системы

профессионального трудоустройства  молодых специалистов 
с высшим образованием в современных

условиях 129

Заключение 169

Библиографический список использованной

литературы 175

Приложение 188


 

 

Введение диссертации:

Актуальность  проблемы исследования. В эпоху перемен в обществе происходят масштабные смещения в социально-профессиональной структуре, образуются новые профессиональные группы, меняются статусные характеристики прежних. Меняется иерархия профессий с выделением новых рыночных профессий, на которые существует повышенный спрос на рынке труда при ощущаемом дефиците предложения, и профессий традиционных, спрос на которые либо стабилизировался, либо сильно сократился. При развитии новых форм собственности появились и новые субъекты экономического действия; государство в их лице выдвигает другие, отличные от прежних, требования к качественному составу профессионально-трудовых ресурсов, формируя тем самым и новую социально-профессиональную структуру общества, - отличную от той, что существовала в дореформенный период. Стимулируется развитие не производственной, а торгово-посреднической экономической деятельности, профессиональное трудоустройство в эти сферы в целом соответственно возрастает.

Современное общество предъявляет  высокие требования к качественному  составу интеллектуально-профессиональных трудовых ресурсов. Многие про-* фессиональные направления, престижные ранее, утратили свою прежнюю популярность, специалисты этих профессиональных сфер стали попросту невостребованными; несоответствие спроса и предложения на рынке труда приобрело непропорционально большие размеры. В социально-профессиональной структуре резко возросло количество экономистов, финансовых и банковских работников, менеджеров, бухгалтеров, юристов, т. е. специалистов торгово-посреднической деятельности и сферы услуг. Рост предложения рабочей силы со стороны специалистов, имеющих профессии для занятий в данных сферах, уже опережает рост спроса на неё. В первой половине 1990-х годов сформировалось чрезмерное ожидание благоприятных возможностей трудоустройства и оплаты труда в некоторых сферах, что привело к неоправданному увеличению подготовки соответствующих специалистов.

В условиях трансформации  общества вузы значительно утратили функцию распределения молодых  специалистов, новые стратегии поиска работы выпускниками ещё не успели приобрести достаточно широкого распространения  в обществе, что также создает  определенные трудности в их профессиональном трудоустройстве.

Суть проблемы профессионального  трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием в современном  российском обществе состоит в масштабном несоответствии объективных потребностей общества в интеллектуально-профессиональных трудовых ресурсах субъективным моделям  профессионально-трудового поведения  молодых специалистов. Объективные  потребности имеют как количественную, так и качественную сторону. В  количественном отношении это заказ  общества на определённые виды профессиональной деятельности на определенный временной  период, имеющие принципиальное; значение для развития общественной системы. В качественном отношении это  соответственно заказ общества на производство качественных интеллектуально-профессиональных ресурсов, способных создать и  развить конкурентоспособную экономику  государства. В социальном масштабе несоответствие между объективными потребностями общества и субъективной профессиональной направленностью  молодежи способно привести к непредсказуемым  последствиям. Проблема профессионального  трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием в современном  обществе имеет несколько аспектов, которые сформулированы в основных положениях данной научной работы, выносимых на защиту.

Степень разработанности  темы. Относительно понятия «профессиональное  трудоустройство» в научной литературе не существует единого подхода, и  в целом, на наш взгляд, оно недостаточно разработано. Потому для рассмотрения и определения данного понятия автор исходит из существующих определений и теоретических разработок смежных понятий, таких как «профессиональное самоопределение» и «профессиональное становление», которые в

5 целом не отражают сущность исследуемого (в данном контексте - исходного) понятия, но способны послужить стартовой площадкой для исследователя в понимании и трактовке понятия «профессиональное трудоустройство».

В научной литературе достаточно много работ посвящено проблемам  профессионального выбора, профессиональной ориентации, профессионального становления, выделяются специфические теории профессионального  выбора и профессионального становления: эволюционная (Ш. Бюлер, П. Лазерфельд, В. Гинзбург, К. Сьюпер), психоаналитическая (А. Ро, Джон Л. Холанд, Р. Шон-ди и К. Мозер), социально-психологическая (Т. Шарманн и П. Блаум) и социальная теории1. Все перечисленные концепции несколько редуцированно рассматривают процесс профессионального выбора, детерминируя его воздействием одного или двух факторов (психическими склонностями, различными видами интеракции индивидов и конкретной средой, воздействием на жизнь человека общественных институтов и изменений, происходящих в экономике, политике, образовательной системе, социальной структуре).

Среди отечественных теоретиков профессионального выбора и профессионального  становления можно выделить таких  представителей, как М. X. Титма, В. Н. Шубкин, В. Л. Оссовский, В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, Е. И. Головаха, Н. А. Аитов, В. Подмарков, В. Асеев, А. Дикарева и М. Мирская.

Проблемы профессионального  выбора и профессионального становления  советской молодежи широко исследованы  В. Шубкиным, Е. Головахой, В. Ос-совским2. Вопросам отношения к труду, мотивации трудовой деятельности и удовлетворенности трудом молодежи 1960-1980-х г.г., формированию шкалы престижа профессий посвящены исследовательские работы В. Подмаркова, В. Ядова, А. Здравомыслова, В. Асеева . Вопросы престижа профессий и его

См.: Борисова Е. M., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. - М., 1991. - С. 12- 
13; Психология труда / Пер. со словацкого Г. В. Матвеевой - Муниповой. - М., 1979. - С.161-163.

См.: Шубкин В. Н. Социологические опыты / В. Н. Шубкин. - М., 1970; Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профес 
сиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. - Киев, 1988; Оссовский В. Л. Престиж профессий и проблема 
профориентации молодежи / В. Л. Оссовский. - Киев, 1981.

См.: Подмарков В. Г. Социальные проблемы организации труда / В. Г. Подмарков. - М., 1969; Подмарков В. Г. Введение в 
промышленную социологию (социальные проблемы социалистического промышленного производства) / В. Г. Подмарков. - 
М., 1973.; Человек и его работа / Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рогожина, В. А. Ядова. - М., 1967; Асеев В. Г. Моти 
вация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - М., 1976.

влияния на профессиональный выбор молодежи также глубоко  изучаются М. Титмой1. А. Дикарева и М. Мирская занимаются изучением вопросов труда и трудовой деятельности, отношения к труду и трудовой мотивации, задают тему отчуждения труда . В данных теоретических концепциях исследуются проблемы молодежи и её отношения к трудовой деятельности в эпоху 1960-х - середины 1980-х годов, поэтому в определенной мере утратили свою актуальность, хотя по-прежнему служат методологической базой многих (в том числе и данного) исследований.

В современный период проблеме профессионального выбора и профессионального  становления посвятили свои работы А. 3. Гильманов, Ю. Р. Хай-руллина, Л. А. Ефимова, Э. В. Клейменов, В. И. Ковалев, И. Ю. Бухалов, В. Г. Леонтьев, Г. М. Мкртчян и И. М. Чистяков, И. Р. Ильмукова, И. Ф. Нотфулли-на, Р. М. Ибрагимова, Е. А. Климов, Г. С. Никифоров, И. В. Кузнецова, Е. Щепкина, В. Ф. Сафин, Л. Закс и Г. Зборовский, М. Лисаускене, Т. Е. Зерчанинова, Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов, Е. И. Столярова.

Среди прочих исследователей выбору профессии молодежью посвятил свои исследования Г. Никифоров. Он замечает: существует индивидуальная иерархия факторов выбора профессии, присущая каждому  субъекту выбора. Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора зависит, какие факторы становятся доминирующими . Профессиональный выбор современной молодежи, влияние ценностей выбора на успешность освоения деятельности студентами вузов исследованы И. Столяровой, И. Кузнецовой, В. Влас4.

См.: Титма М. X. Выбор профессии как социальная проблема / M. X. Титма. - М., 1975; Титма М.Х., Тальюнайте М.Й. 
Престиж профессий / M. X. Титма, M. Й. Тальюнайте. - Вильнюс, 1984.

См.: Дикарева А. А., Мирская M. И. Социология труда / А. А. Дикарева, М. И. Мирская. - М., 1989.

См.: Психология профессиональной подготовки / Никифоров Г. С, Зимичев А. М.; под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 
1993.

См.: Столярова Е. И. Профессиональная направленность студентов вузов: опыт всесоюзного опроса / Е. И. Столярова // 
Социол. исслед. - 1992. - №3. - С. 77 - 85; Профессиональная ориентация и обучение (теоретические и прикладные пробле 
мы): межвуз. сб. науч. тр. / Ярославский гос. пед. инст-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 1988; Влас В. Г Социально- 
психологические проблемы подготовки молодежи к труду / В. Г. Влас. - Кишинев, 1991.

Престиж профессий конца 80-х гг. XX в. - начала XXI в. изучается  Л. Ефимовой и Э. Клейменовым, М. Лисаускене1.

В. Верховин широко изучает трудовое поведение личности, выделяет различные его формы в зависимости от степени активности компонентов тру-дового поведения: цели-средства . Типологию поведения личности при профес-сиональном самоопределении создает В. Сафин .

В. Чирков, В. Леонтьев, Л. Закс и др. исследуют мотивацию в процессе профориентации, производят классификацию мотивов, исследуют мотивацию студентов на получение ими высшего образования4. Вопросы мотивов профессионального выбора и трудовой мотивации современной молодежи ставят в своих исследованиях Ю. Хайруллина, Е. Щепкина, Д. Зевина, Т. Зерчанинова, Е. Борисова и Г. Логинова5. Стратегии поведения выпускников вузов на рынке труда изучаются Е. Омельченко.6

Профессиональную идентичность и отчуждение труда исследуют  в своих работах И. Мартынюк, В. Шедяков, 3. Сергеева, 3. Галиуллина . Е. Ермолаева ставит проблему профессиональной идентичности и маргинализма, выделяет основные тенденции и причины последнего, составляет типологию маргиналов. «В основе любого профессионального становления, - утверждает она, - лежат

См.: Ефимова Л., Клейменов Э. Психологическая подготовка учащихся к труду и их профессиональное самоопределение / 
Л. Ефимова, Э. Клейменов // Психологические условия повышения качества трудовой и профессиональной подготовки мо 
лодежи: межвуз. сб. науч. тр. / Новосибирский гос. пед. инст-т. - Новосибирск, 1989. - С. 42-45; Лисаускене М. На образова 
тельном рынке / М. Лисаускене // Высшее образование в России. - 2001. - №4 - С. 34-42.

См.: Верховин В. И. Содержание, структура и функции трудового поведения / В. И. Верховин // Социол. исслед. - 1991. - 
№11. — С. 25-36; Верховин В. И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации / В. И. Вер 
ховин.-М., 1991.

См.: Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие / В. Ф. Сафин [и др.]. / Свердловский пед. ин-т.- 
Свердловск, 1986.

См.: Психология формирования и развития личности: сб. науч. ст. / Под общ. ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1981; Психо 
логические условия повышения качества трудовой и профессиональной подготовки молодежи: межвуз. сб. науч. тр. / Ново 
сибирск, гос. пед. ин-т. - Новосибирск, 1989; Закс Л., Зборовский Г., Кощеева И. Негосударственное образование в оценках 
студентов / Л. Закс [и др.] // Высшее образование в России. — 2002. - №6. - С. 95-105.

См.: Хайруллина Ю. Р. Система базовых ценностей личности в сфере труда в условиях модернизации: факторы влияния и 
пути оптимизации (на материалах Республики Татарстан): сб. науч. тр. / ИСЭПН АН РТ. - Казань, 2001. - Том XVI. - С. 56 - 
67; Борисова Е. M., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия / Е. M. Борисова, Г. П. Логинова, - М., 1991; Щепкина Е. 
Студент в России и Америке: социологический портрет / Е. Щепкина // Высшее образование в России. - 2002. - №2. - С. 83- 
87; Зевина Е. Цель или средство? / Е. Зевина // Высшее образование в России. - 2002. - №2. - С. 87-91; Зерчанинова Т. Е. 
Социальные потребности молодежи Севера / Т. Е. Зерчанинова // Социол. исслед. - 2002. - №9. - С. 128-131.

См.: Омельченко Е. Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности / Е. Л. Омельченко // Социол. исслед. - 2002. - №11. 
- С. 36.

См.: Мартынюк И. О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи: опыт прикладного исследования / И. О. Марты 
нюк. - Киев, 1993; Галиуллина 3. X. Маргиналы: понятие и эмпирическая реальность: дисс... канд. социол. наук: 22.00.04 / 
3. X. Галиуллина. - Казань, 1995; Сергеева 3. X. Маргинальная личность: эволюция концепций / 3. X. Сергеева. - Казань, 
1998; Шедяков В. Е. Человек в обществе отчужденного труда / В. Е. Шедяков. - Харьков, 1991.

8 вопросы идентификации; вопрос состоит в том, с кем идентифицирует себя человек, выбирающий ту или иную профессию... и какие жизненные задачи он решает посредством профессии»1.

Проблемы высшего образования  изучаются М. Руткевичем, он проводит глубокий сравнительный анализ систем высшего профессионального образования по регионам СССР и странам Зарубежья2. Анализ использования интеллек-туального потенциала советского общества провела О. Раковская . Т. Лопухова анализирует качество подготовки специалиста в современном российском обществе4. А. Гильманов проводит анализ современного состояния системы высшего образования, качества подготовки специалистов в вузах5.

Производственная мотивация, адаптация и профессиональное становление  молодых специалистов в современном  обществе изучаются И. Нотфулли-ной, Р. Ибрагимовой, И. Ильмуковой6.

Все перечисленные современные  исследователи достаточно широко изучают  профессиональное самоопределение  и трудовую мотивацию молодежи, трудовое поведение и отчуждение, но они  в основной своей массе не затрагивают  непосредственно проблемы профессионального  трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием. Кроме того, среди них лишь некоторые выделяются попыткой построения единой теории; как  правило - это лишь набор эмпирических данных, стремление описать, а не систематизировать  и теоретизировать полученный «сырой»  материал. Непосредственно проблема профессионального трудоустройства  молодых специалистов ставится в  работах

Цит. по: Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. -Т.22. - №4. - С. 52.

См.: Руткевич М. H. Социология образования и молодежи. Избранное / М. Н. Руткевич. - М., 2002.

См.: Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / О. А. Раковская. - М., 1993.

См.: Лопухова Т. Диагноз качества подготовки специалиста / Т. Лопухова // Высшее образование в России. - 2001. - №4. - 
С. 28-35.

См.: Гильманов А. 3. Стиль жизни современного студенчества: методологические аспекты (постановка проблемы) / А. 3. 
Гильманов // Социально-экономическая, правовая и политическая модель Республики Татарстан: сб. науч. тр. / ИСЭПН АН 
РТ. - Казань, 2000. - С. 27-30.

См.: Нотфуллина И. Ф. Особенности становления социальной группы молодых специалистов с высшим образованием в 
трансформирующемся обществе (на материалах ОАО «Нижнекамскнефтехим»): автореф. дисс... канд. соц. наук / И. Ф. 
Нотфуллина. - Казань, 2003; Гильманов А. 3., Ильмукова И. Р. Производственная адаптация молодежи: социологический 
аспект / А. 3. Гильманов, И. Р. Ильмукова // Сб. науч. тр. / ИСЭПН АН РТ. - Казань, 2001. - Т. XVI. - С 135-139; Ибрагимо 
ва Р. М. Адаптация молодежи в сфере труда (на примере КСИ) / Р. М. Ибрагимова // Сб. науч тр. / ИСЭПН АН РТ. - Казань, 
2001.-Т. XVI.-С 171-175.

9 Л. Бойко, Г. Мкртчяна и И. Чистякова: они анализируют основные тенденции трудоустройства молодежи, каналы рекрутирования студентов, т. е. будущих специалистов, стратегии выхода выпускников на рынок труда, степень их активности в поиске работы1. На наш взгляд, данные Л. Бойко и Г. Мкртчяна также несколько несистематизированы, фрагментарны. Имеющиеся теоретические разработки - это скорее лишь постановка проблемы, но не построение схемы ее" решения.

В целом, анализ современной  литературы по проблеме профессионально 
го трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием позволяет 
сделать вывод: данная проблема лишь поверхностно затрагивается в исследо 
ваниях современных ученых; нет единой четкой концепции изучения профес 
сионального трудоустройства как системы, равно как отсутствует единая кон 
цепция решения данной проблемы. Исходя из этого, f

цель диссертационной  работы - выявить особенности профессионального трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием в современном российском обществе и обосновать основные направления оптимизации системы профессионального трудоустройства.

Задачи исследования:

конкретизировать понятие  «профессиональное трудоустройство  молодых специалистов с высшим образованием»;

рассмотреть структуру и  основные функции профессионального  трудоустройства;

произвести типологию  моделей профессионального трудоустройства, выделить идеальную (прогностическую) модель;

проанализировать объективные  условия профессионального трудоустройства  молодых специалистов с высшим образованием в контексте современного общества;

См.: Мкртчян Г. M., Чистяков И. М. Молодёжь Москвы на рынке труда / Г. M. Мкртчян, И. M. Чистяков // Социол. исслед. - 2000. - №12. - С. 42-49; Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества / Л. И. Бойко // Социол. исслед. - 2002. - №3. - С. 78-83.

Информация о работе Проблема востребованности молодого специалиста в учереждениях среднего профессионального образования