Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:30, курсовая работа
Проблема востребованности молодого специалиста в образовательной среде наиболее актуальна в настоящее время в связи с модернизацией системы образования, повышением требований к качеству подготовки и уровню квалификации педагогических кадров. Рынок труда, в особенности «интеллектуальный», предъявляет ряд требований к профессиональным характеристикам специалиста, который должен быть мобилен, самостоятелен в принятии решений, иметь активную жизненную позицию и быстро адаптироваться к условиям педагогического процесса.
В педагогическом словаре читаем: «Профессиональная компетентность учителя – это владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность е
ПРОБЛЕМА ВОСТРЕБОВАННОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. В. Овчинникова
Ноябрьский колледж
Из «Заповеди Пифагора»
Проблема востребованности
молодого специалиста в
В педагогическом
словаре читаем: «Профессиональная
компетентность учителя – это
владение необходимой суммой
знаний, умений и навыков,
В законопроекте
«Об образовании»
Специфика работы
педагогов в условиях городов
Крайнего Севера обусловлена
стабильной социально-
Плотно сотрудничая с государственным учреждением ЯНАО центр занятости населения г. Ноябрьска (далее по тексту – ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьска), констатируем, что численность граждан в возрасте 16–29 лет, обратившихся за помощью в трудоустройстве в 2010 году меньше на 16 %, чем в 2009 году, а численность безработных граждан, трудоустроенных по программам содействия занятости, возросла в два раза. В «Перечне востребованности профессий», представленном ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьска на первое ноября 2011 года, в списке самых востребованных профессий значится «преподаватель».
Руководство
колледжа, в лице директора Людмилы
Георгиевны Соломко, решает
Можно привести
несколько примеров успешных
педагогов, которые прошли
Старший мастер
колледжа – Екатерина
В нашем колледже
существует ряд программ, содействующих
профессиональной адаптации
Методической
службой уделяется особое
По данным
статистического анализа
Антон Петрович
Шевченко – мастер
Вторым мастером производственного обучения, принятым на работу в наш колледж, является Степан Станиславович Гудовщиков, который окончил наше учебной заведение в 2010 году по специальности «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» и продолжает обучение по данной специальности в Новосибирском государственном техническом университете. Степан Станиславович, будучи студентом, занял 3 место в региональной олимпиаде профессионального мастерства в 2007 году. Особую поддержку в педагогической и производственной деятельности Степан Станиславович получает от своего мастера, а теперь коллеги –Натальи Александровны Олифиренко.
Третьим мастером
производственного обучения, приглашенным
с предприятия, является
Устроившаяся
в колледж молодой
Перечисленные
профессиональные позиции
Библиографический список
1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – URL: http://www.slovo.yaxy.ru
2. Сайт Комитета Государственной Думы по образованию. – URL: http:// www.komitet8.km.duma.gov.ru
3. Сайт Президента РФ. – URL:http://www.kremlin.ru
4. Сайт Департамента Образования ЯНАО. – URL: http://www.yamaledu.org/
5. Соломко Л. Г. Научно-
6. Bowden J. and Marton F. The university of learning: beyond quality and competence in higher education. – London: Kogan Press, 1998. – С. 57.
http://sociosphera.ucoz.ru/
НА ДИПЛОМ
Содержание диссертации: Введение 3 Раздел 1 Профессиональное специалистов с высшим образованием как проблема социологической науки 16 Раздел 2 Объективные условия профессионального трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием в современном обществе 53 Раздел 3 Субъективные факторы профессионального трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием в условиях трансформирующегося общества 94 Раздел 4 Основные направления оптимизации системы профессионального трудоустройства
молодых специалистов условиях 129 Заключение 169 Библиографический список литературы 175 Приложение 188 |
Введение диссертации: Актуальность проблемы исследования. В эпоху перемен в обществе происходят масштабные смещения в социально-профессиональной структуре, образуются новые профессиональные группы, меняются статусные характеристики прежних. Меняется иерархия профессий с выделением новых рыночных профессий, на которые существует повышенный спрос на рынке труда при ощущаемом дефиците предложения, и профессий традиционных, спрос на которые либо стабилизировался, либо сильно сократился. При развитии новых форм собственности появились и новые субъекты экономического действия; государство в их лице выдвигает другие, отличные от прежних, требования к качественному составу профессионально-трудовых ресурсов, формируя тем самым и новую социально-профессиональную структуру общества, - отличную от той, что существовала в дореформенный период. Стимулируется развитие не производственной, а торгово-посреднической экономической деятельности, профессиональное трудоустройство в эти сферы в целом соответственно возрастает. Современное общество предъявляет
высокие требования к качественному
составу интеллектуально- В условиях трансформации общества вузы значительно утратили функцию распределения молодых специалистов, новые стратегии поиска работы выпускниками ещё не успели приобрести достаточно широкого распространения в обществе, что также создает определенные трудности в их профессиональном трудоустройстве. Суть проблемы профессионального
трудоустройства молодых Степень разработанности темы. Относительно понятия «профессиональное трудоустройство» в научной литературе не существует единого подхода, и в целом, на наш взгляд, оно недостаточно разработано. Потому для рассмотрения и определения данного понятия автор исходит из существующих определений и теоретических разработок смежных понятий, таких как «профессиональное самоопределение» и «профессиональное становление», которые в 5 целом не отражают сущность исследуемого (в данном контексте - исходного) понятия, но способны послужить стартовой площадкой для исследователя в понимании и трактовке понятия «профессиональное трудоустройство». В научной литературе достаточно
много работ посвящено Среди отечественных теоретиков профессионального выбора и профессионального становления можно выделить таких представителей, как М. X. Титма, В. Н. Шубкин, В. Л. Оссовский, В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, Е. И. Головаха, Н. А. Аитов, В. Подмарков, В. Асеев, А. Дикарева и М. Мирская. Проблемы профессионального
выбора и профессионального 1 См.: Борисова Е. M., Логинова
Г. П. Индивидуальность и профессия / Е.
М. Борисова, Г. П. Логинова. - М., 1991. - С. 12- 2 См.: Шубкин В. Н. Социологические
опыты / В. Н. Шубкин. - М., 1970; Головаха Е.
И. Жизненная перспектива и профес 3 См.: Подмарков В. Г. Социальные
проблемы организации труда / В. Г. Подмарков.
- М., 1969; Подмарков В. Г. Введение в влияния на профессиональный выбор молодежи также глубоко изучаются М. Титмой1. А. Дикарева и М. Мирская занимаются изучением вопросов труда и трудовой деятельности, отношения к труду и трудовой мотивации, задают тему отчуждения труда . В данных теоретических концепциях исследуются проблемы молодежи и её отношения к трудовой деятельности в эпоху 1960-х - середины 1980-х годов, поэтому в определенной мере утратили свою актуальность, хотя по-прежнему служат методологической базой многих (в том числе и данного) исследований. В современный период проблеме профессионального выбора и профессионального становления посвятили свои работы А. 3. Гильманов, Ю. Р. Хай-руллина, Л. А. Ефимова, Э. В. Клейменов, В. И. Ковалев, И. Ю. Бухалов, В. Г. Леонтьев, Г. М. Мкртчян и И. М. Чистяков, И. Р. Ильмукова, И. Ф. Нотфулли-на, Р. М. Ибрагимова, Е. А. Климов, Г. С. Никифоров, И. В. Кузнецова, Е. Щепкина, В. Ф. Сафин, Л. Закс и Г. Зборовский, М. Лисаускене, Т. Е. Зерчанинова, Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов, Е. И. Столярова. Среди прочих исследователей выбору профессии молодежью посвятил свои исследования Г. Никифоров. Он замечает: существует индивидуальная иерархия факторов выбора профессии, присущая каждому субъекту выбора. Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора зависит, какие факторы становятся доминирующими . Профессиональный выбор современной молодежи, влияние ценностей выбора на успешность освоения деятельности студентами вузов исследованы И. Столяровой, И. Кузнецовой, В. Влас4. 1 См.: Титма М. X. Выбор профессии
как социальная проблема / M. X. Титма. - М.,
1975; Титма М.Х., Тальюнайте М.Й. 2 См.: Дикарева А. А., Мирская M. И. Социология труда / А. А. Дикарева, М. И. Мирская. - М., 1989. 3 См.: Психология профессиональной
подготовки / Никифоров Г. С, Зимичев А.
М.; под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 4 См.: Столярова Е. И. Профессиональная
направленность студентов вузов: опыт
всесоюзного опроса / Е. И. Столярова // Престиж профессий конца 80-х гг. XX в. - начала XXI в. изучается Л. Ефимовой и Э. Клейменовым, М. Лисаускене1. В. Верховин широко изучает трудовое поведение личности, выделяет различные его формы в зависимости от степени активности компонентов тру-дового поведения: цели-средства . Типологию поведения личности при профес-сиональном самоопределении создает В. Сафин . В. Чирков, В. Леонтьев, Л. Закс и др. исследуют мотивацию в процессе профориентации, производят классификацию мотивов, исследуют мотивацию студентов на получение ими высшего образования4. Вопросы мотивов профессионального выбора и трудовой мотивации современной молодежи ставят в своих исследованиях Ю. Хайруллина, Е. Щепкина, Д. Зевина, Т. Зерчанинова, Е. Борисова и Г. Логинова5. Стратегии поведения выпускников вузов на рынке труда изучаются Е. Омельченко.6 Профессиональную идентичность и отчуждение труда исследуют в своих работах И. Мартынюк, В. Шедяков, 3. Сергеева, 3. Галиуллина . Е. Ермолаева ставит проблему профессиональной идентичности и маргинализма, выделяет основные тенденции и причины последнего, составляет типологию маргиналов. «В основе любого профессионального становления, - утверждает она, - лежат 1 См.: Ефимова Л., Клейменов
Э. Психологическая подготовка учащихся
к труду и их профессиональное самоопределение
/ 2 См.: Верховин В. И. Содержание,
структура и функции трудового поведения
/ В. И. Верховин // Социол. исслед. - 1991. - 3 См.: Сафин В. Ф. Психология
самоопределения личности: учеб. пособие
/ В. Ф. Сафин [и др.]. / Свердловский пед.
ин-т.- 4 См.: Психология формирования
и развития личности: сб. науч. ст. / Под
общ. ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1981; Психо 5 См.: Хайруллина Ю. Р. Система
базовых ценностей личности в сфере труда
в условиях модернизации: факторы влияния
и 6 См.: Омельченко Е. Л. Стилевые
стратегии занятости и их особенности
/ Е. Л. Омельченко // Социол. исслед. - 2002.
- №11. 7 См.: Мартынюк И. О. Проблемы
жизненного самоопределения молодежи:
опыт прикладного исследования / И. О. Марты 8 вопросы идентификации; вопрос состоит в том, с кем идентифицирует себя человек, выбирающий ту или иную профессию... и какие жизненные задачи он решает посредством профессии»1. Проблемы высшего образования изучаются М. Руткевичем, он проводит глубокий сравнительный анализ систем высшего профессионального образования по регионам СССР и странам Зарубежья2. Анализ использования интеллек-туального потенциала советского общества провела О. Раковская . Т. Лопухова анализирует качество подготовки специалиста в современном российском обществе4. А. Гильманов проводит анализ современного состояния системы высшего образования, качества подготовки специалистов в вузах5. Производственная мотивация, адаптация и профессиональное становление молодых специалистов в современном обществе изучаются И. Нотфулли-ной, Р. Ибрагимовой, И. Ильмуковой6. Все перечисленные современные
исследователи достаточно широко изучают
профессиональное самоопределение
и трудовую мотивацию молодежи, трудовое
поведение и отчуждение, но они
в основной своей массе не затрагивают
непосредственно проблемы профессионального
трудоустройства молодых Цит. по: Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. -Т.22. - №4. - С. 52. 2 См.: Руткевич М. H. Социология образования и молодежи. Избранное / М. Н. Руткевич. - М., 2002. 3 См.: Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / О. А. Раковская. - М., 1993. 4 См.: Лопухова Т. Диагноз
качества подготовки специалиста / Т. Лопухова
// Высшее образование в России. - 2001. - №4.
- 5 См.: Гильманов А. 3. Стиль
жизни современного студенчества: методологические
аспекты (постановка проблемы) / А. 3. 6 См.: Нотфуллина И. Ф. Особенности
становления социальной группы молодых
специалистов с высшим образованием в 9 Л. Бойко, Г. Мкртчяна и И. Чистякова: они анализируют основные тенденции трудоустройства молодежи, каналы рекрутирования студентов, т. е. будущих специалистов, стратегии выхода выпускников на рынок труда, степень их активности в поиске работы1. На наш взгляд, данные Л. Бойко и Г. Мкртчяна также несколько несистематизированы, фрагментарны. Имеющиеся теоретические разработки - это скорее лишь постановка проблемы, но не построение схемы ее" решения. В целом, анализ современной
литературы по проблеме профессионально цель диссертационной работы - выявить особенности профессионального трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием в современном российском обществе и обосновать основные направления оптимизации системы профессионального трудоустройства. Задачи исследования: конкретизировать понятие
«профессиональное рассмотреть структуру и основные функции профессионального трудоустройства; произвести типологию
моделей профессионального проанализировать объективные
условия профессионального 1 См.: Мкртчян Г. M., Чистяков И. М. Молодёжь Москвы на рынке труда / Г. M. Мкртчян, И. M. Чистяков // Социол. исслед. - 2000. - №12. - С. 42-49; Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества / Л. И. Бойко // Социол. исслед. - 2002. - №3. - С. 78-83. |