Проблема социализации подростоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:36, реферат

Описание работы

В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они
охватывают все периоды жизни человека: от детства до старости. В своем реферате
мы остановимся всего лишь на одной возрастной группе – учащихся (от 12 до 18
лет), которая особенно для нас как педагогов актуальна.
Социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияю как
физиологические, так и психологические изменения личности. Данный процесс
чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и
преступности.

Содержание

Введение.
1. Социализация учащихся и ее проблемы.
2. Проблема курения.
3. Проблема ранней алкоголизации.
3.1. Причины ранней алкоголизации.
3.2. Особенности алкоголизации учащихся.
3.3. Сравнительный анализ распространенности и характера ранней
алкоголизации.
4. Проблема наркомании.
4.1. Развитие проблемы наркомании.
4.2. Наркомания среди учащихся.
4.3. Сравнительный анализ распространенности наркомании.
5. Меры превенции курения, алкоголизации и наркомании.
5.1. Общественность в профилактике наркомании.
5.2. Педагогические меры профилактики.
Выводы.
Литература.

Работа содержит 1 файл

социология здоровья.docx

— 26.33 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

   

    

     Введение.

     1.           Социализация учащихся  и ее проблемы.

     2.           Проблема курения.

     3.           Проблема ранней  алкоголизации.

3.1.    Причины  ранней алкоголизации.

3.2.    Особенности  алкоголизации учащихся.

3.3.    Сравнительный  анализ распространенности и  характера ранней

алкоголизации.

     4.           Проблема наркомании.

4.1.     Развитие  проблемы наркомании.

4.2.     Наркомания  среди учащихся.

4.3.    Сравнительный  анализ распространенности наркомании.

     5.            Меры превенции курения, алкоголизации и наркомании.

5.1.    Общественность  в профилактике наркомании.

5.2.    Педагогические  меры профилактики.

     Выводы.

     Литература.

     Приложения.

     3

     5

     7

     9

9

11

13

     15

16

19

22

     25

25

26

     29

     31

     33

    

        

ВВЕДЕНИЕ 

     Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во

всей  жизни людской, если бы люди перестали  одурманивать и отравлять  себя

водкой, вином, табаком и  опиумом.

                                                                            

                                                            Л.Н.Толстой.

В современном  обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они

охватывают все  периоды жизни человека: от детства  до старости. В своем реферате

мы остановимся  всего лишь на одной возрастной группе – учащихся (от 12 до 18

лет), которая особенно для нас как педагогов актуальна.

Социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияю  как

физиологические, так и психологические изменения  личности. Данный процесс

чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и

преступности.

Проблема употребления учащимися никотина, алкоголя и наркотиков очень 

актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков и

наркотических веществ  в мире характеризуется огромными  цифрами.  Например, в

международном  антинаркотическом  центре  в  Нью-Йорке  существует  документ,

указывающий  на  число  наркоманов  на  земном  шаре  -  1 000 000 000

человек.

Особенно гибельно  злоупотребление  в  молодежной   среде - поражается  и

настоящее,  и  будущее  общества. От этого страдает все общество, но в первую

очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки,

молодежь, а также  здоровье будущих матерей. Ведь все  эти вещества особенно

активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При

систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные

болезни – алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья

человека, но и  практически неизлечимы.

Таким образом, все  это наносит большой урон обществу, его культурным,

материальным и  духовным ценностям.

     Цель работы – раскрыть проблемы социализации учащихся: курение, алкоголизм

и наркоманию.

     Задачи:

·              Выявить особенности социализации учащихся;

·              Изучить теоретический материал и результаты различных

исследований по данной проблеме;

·              Сравнить положение данных проблем  в России, Литве и в

частности в нашем  городе Шяуляй;

·              Доказать необходимость применения различных профилактических

мер для остановки  развития данных проблем.

В работе руководствуюсь работами литовских, российских и зарубежных

авторов: П. Петрониса, Л. Булойтайте, М. Черниаускене,          А.

Давидавичене, Л. Стонене, М. Хардиман, А. Ганери, Ф. Кендалл,  И. Пятницкой, С.

Карагановой, И. Малашенко, А. Федоровой, различными публикациями о проблеме

наркомании в  Литве, а также международной  информативной сетью Интернета.

Работа состоит  из введения, пяти глав, выводов, списка литературы и приложений.

                  1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ                 

Социализация  – (от лат socialis - общественный), процесс становления

личности, усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм,

ценностей и установок, образцов поведения, позволяющих  ему функционировать  в

качестве  полноценного члена  общества.

(Краткий словарь  по социологии. с. 318)

Процесс восхождения  от индивида через индивидуальность к  личности можно, в

какой то мере, рассматривать  и как процесс социализации (влияния  общества) с

одной стороны  и как процесс самосовершенствования  человека изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на

протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте

человек может,  лишь изолировав себя от общества, однако в реальной жизни это

сделать практически  невозможно.

     На процесс социализации личности влияет всякого рода 

факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От

того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие,

особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются

гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается

человек. [22]

     Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше

ребенок, тем менее  он зависим от семьи, и тем большее  влияние на него оказывает

«улица», школа  и т. д. Причем очень важно наличие  и женского и мужского начала

в процессе первичной  социализации, когда большая часть  информации закладывается

на подсознательном  уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию

человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в

целом. [13]

Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего

общества, а в  настоящее время,  в связи с  открытость границ  и возможностью

получения информации со всего мира, и всего человечества.

     Процесс социализации учащихся имеет ряд особенностей, они связаны

и с гормональными  изменениями в организме, черты  порывистости, неустойчивости

желаний, нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к  жертвам и т.д.,

усугубляемые переживаниями  неуверенности и амбивалентности (двойственности)

социального статуса  учащегося-подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый).

Перед учащимся стоит  ряд социальных задач: освоить новые  роли, перенять

семейно-брачные  установки, подготовиться к экономически самостоятельной жизни,

интернализовать ряд ценностей и норм как основу убеждений и социально

ответственного  поведения.

Для учащихся с  их социальной неуверенностью характерно объединение в однородные

по возрасту и  социальной принадлежности группы сверстников  с особой молодежной

субкультурой. Ценностные ориентации и нормы группы адаптируют подростка к

самостоятельной жизни, удовлетворяя одновременно и  специфически молодежные

потребности в  стиле поведения, моде, досуге, коммуникации. Факторы, отдаляющие

подростковую субкультуру  от мира взрослых, связаны с противоречивостью  норм

взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями,

одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации,

неустойчивостью социальной среды. В таких условия  группы учащихся-подростков и

молодежи тяготеют к различным формам отклоняющегося поведения – от социально

отчужденных форм до агрессии, фанатизма. Сюда входят и  такие формы поведения

как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Данные формы  поведения становятся проблемой  не только определенной

рассматриваемой нами группы, но и всего общества в целом. Поэтому далее в

своей работе остановимся  на каждой из проблем подробнее.

                           2. ПРОБЛЕМА КУРЕНИЯ                          

                                                  Все пороки от  безделья.

                                                                                                      

                                                     Народная поговорка.

     Курить – втягивать в себя дым измельченного тлеющего табака как

возбуждающее  средство; иметь соответствующую  привычку.

О проблеме курения  и его вреде сказано немало. Однако беспокойство ученых,

педагогов и врачей, вызванное  распространением этой пагубной привычки,

растет, так как  пока еще значительное число людей  не считает курение вредным

для здоровья.

     Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это

настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез.

     Курение является социальной проблемой общества, как для его

курящей, так и  для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить

курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их

привычкой, а также  – сохранить своё здоровье от продуктов  курения, поскольку

вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того,

если бы человек  сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что

входящее в  зажжённую сигарету.

Первые курильщики завезли семена табака из Южной Америки  во времена Колумба и

стали его культивировать.

Распространение табака встречало в странах сильное  противодействие. В Турции

Информация о работе Проблема социализации подростоков