Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:36, реферат
В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они
охватывают все периоды жизни человека: от детства до старости. В своем реферате
мы остановимся всего лишь на одной возрастной группе – учащихся (от 12 до 18
лет), которая особенно для нас как педагогов актуальна.
Социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияю как
физиологические, так и психологические изменения личности. Данный процесс
чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и
преступности.
Введение.
1. Социализация учащихся и ее проблемы.
2. Проблема курения.
3. Проблема ранней алкоголизации.
3.1. Причины ранней алкоголизации.
3.2. Особенности алкоголизации учащихся.
3.3. Сравнительный анализ распространенности и характера ранней
алкоголизации.
4. Проблема наркомании.
4.1. Развитие проблемы наркомании.
4.2. Наркомания среди учащихся.
4.3. Сравнительный анализ распространенности наркомании.
5. Меры превенции курения, алкоголизации и наркомании.
5.1. Общественность в профилактике наркомании.
5.2. Педагогические меры профилактики.
Выводы.
Литература.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Социализация учащихся и ее проблемы.
2. Проблема курения.
3. Проблема ранней алкоголизации.
3.1. Причины ранней алкоголизации.
3.2. Особенности алкоголизации учащихся.
3.3. Сравнительный анализ распространенности и характера ранней
алкоголизации.
4. Проблема наркомании.
4.1. Развитие проблемы наркомании.
4.2. Наркомания среди учащихся.
4.3. Сравнительный
анализ распространенности
5. Меры превенции курения, алкоголизации и наркомании.
5.1. Общественность в профилактике наркомании.
5.2. Педагогические меры профилактики.
Выводы.
Литература.
Приложения.
3
5
7
9
9
11
13
15
16
19
22
25
25
26
29
31
33
ВВЕДЕНИЕ
Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во
всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя
водкой, вином, табаком и опиумом.
В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они
охватывают все периоды жизни человека: от детства до старости. В своем реферате
мы остановимся всего лишь на одной возрастной группе – учащихся (от 12 до 18
лет), которая особенно
для нас как педагогов актуальн
Социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияю как
физиологические,
так и психологические
чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и
преступности.
Проблема употребления учащимися никотина, алкоголя и наркотиков очень
актуальна в наши дни. Сейчас потребление табака, спиртных напитков и
наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами. Например, в
международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ,
указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000
человек.
Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и
настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую
очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки,
молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь все эти вещества особенно
активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При
систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные
болезни – алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья
человека, но и практически неизлечимы.
Таким образом, все это наносит большой урон обществу, его культурным,
материальным и духовным ценностям.
Цель работы – раскрыть проблемы социализации учащихся: курение, алкоголизм
и наркоманию.
Задачи:
·
Выявить особенности
· Изучить теоретический материал и результаты различных
исследований по данной проблеме;
· Сравнить положение данных проблем в России, Литве и в
частности в нашем городе Шяуляй;
· Доказать необходимость применения различных профилактических
мер для остановки развития данных проблем.
В работе руководствуюсь работами литовских, российских и зарубежных
авторов: П. Петрониса, Л. Булойтайте, М. Черниаускене, А.
Давидавичене, Л. Стонене, М. Хардиман, А. Ганери, Ф. Кендалл, И. Пятницкой, С.
Карагановой, И. Малашенко, А. Федоровой, различными публикациями о проблеме
наркомании в Литве, а также международной информативной сетью Интернета.
Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы и приложений.
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ
Социализация – (от лат socialis - общественный), процесс становления
личности, усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм,
ценностей и установок, образцов поведения, позволяющих ему функционировать в
качестве полноценного члена общества.
(Краткий словарь по социологии. с. 318)
Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в
какой то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с
одной стороны
и как процесс
Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на
протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте
человек может, лишь изолировав себя от общества, однако в реальной жизни это
сделать практически невозможно.
На процесс социализации личности влияет всякого рода
факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От
того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие,
особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются
гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается
человек. [22]
Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше
ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает
«улица», школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала
в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается
на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию
человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в
целом. [13]
Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего
общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и возможностью
получения информации со всего мира, и всего человечества.
Процесс социализации учащихся имеет ряд особенностей, они связаны
и с гормональными изменениями в организме, черты порывистости, неустойчивости
желаний, нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к жертвам и т.д.,
усугубляемые переживаниями
неуверенности и
социального статуса учащегося-подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый).
Перед учащимся стоит ряд социальных задач: освоить новые роли, перенять
семейно-брачные установки, подготовиться к экономически самостоятельной жизни,
интернализовать ряд ценностей и норм как основу убеждений и социально
ответственного поведения.
Для учащихся с их социальной неуверенностью характерно объединение в однородные
по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников с особой молодежной
субкультурой. Ценностные ориентации и нормы группы адаптируют подростка к
самостоятельной жизни, удовлетворяя одновременно и специфически молодежные
потребности в стиле поведения, моде, досуге, коммуникации. Факторы, отдаляющие
подростковую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм
взрослой жизни,
резкими культурными и
одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации,
неустойчивостью социальной среды. В таких условия группы учащихся-подростков и
молодежи тяготеют к различным формам отклоняющегося поведения – от социально
отчужденных форм до агрессии, фанатизма. Сюда входят и такие формы поведения
как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Данные формы поведения становятся проблемой не только определенной
рассматриваемой нами группы, но и всего общества в целом. Поэтому далее в
своей работе остановимся на каждой из проблем подробнее.
2. ПРОБЛЕМА КУРЕНИЯ
Курить – втягивать в себя дым измельченного тлеющего табака как
возбуждающее средство; иметь соответствующую привычку.
О проблеме курения и его вреде сказано немало. Однако беспокойство ученых,
педагогов и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки,
растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным
для здоровья.
Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это
настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез.
Курение является социальной проблемой общества, как для его
курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить
курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их
привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку
вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того,
если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что
входящее в зажжённую сигарету.
Первые курильщики завезли семена табака из Южной Америки во времена Колумба и
стали его культивировать.
Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции