Проблема социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:42, реферат

Описание работы

Проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Современный человек постоянно находится под воздействием множества факторов: как техногенных, так и имеющих социальное происхождение, которые вызывают ухудшение его здоровья. Физическое здоровье личности неразрывно связано с психическим.

Работа содержит 1 файл

Проблема социализации личности.docx

— 17.61 Кб (Скачать)

Проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Современный человек постоянно находится под воздействием множества факторов: как техногенных, так и имеющих социальное происхождение, которые вызывают ухудшение его здоровья. Физическое здоровье личности неразрывно связано с психическим. Последнее в свою очередь связано с потребностью человека в самореализации, т.е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной.

Человек реализует  себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень  психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую  адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. Психическое здоровье является необходимым условием успешной социализации личности.

Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я – другие».

Однако все реже можно встретить людей, отвечающих указанным требованиям. Все чаще мы сталкиваемся с проявлениями затрудненной социализации, особенно в среде подрастающего  поколения. Как показывают результаты исследований последних лет, детей  с нарушениями в поведении, отклонениями в личностном развитии не становится меньше. Так сохраняет свою практическую значимость проблема агрессии в подростковой среде. Несомненно, агрессивность присуща любому человеку. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Однако чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности: она может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, а значит, затрудняет комфортное существование личности среди окружающих людей.  
Другой проблемой, вызывающей тревогу общественности, является нарушение подростками социальных норм и правил, нежелание им подчиняться. Это уже само по себе является проявлением нарушения процесса социализации. Все больше появляется таких детей. Современные дети имеет низкую способность к адаптации, что затрудняет освоение ими социального пространства адекватными способами. Как правило, неразрешенные трудности одного возраста влекут за собой появление других, что приводит к формированию целого симптомокомплекса, закрепляясь в личностных характеристиках.

В ходе реформирования российского общества современная  молодежь, как социальная группа, столкнулась  с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения  качественного образования. 
Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных: с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду.

Молодежь является активным субъектом социального  воспроизводства, основным инновационным  потенциалом общества и существенным гарантом его развития. При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать не только в роли объекта социальных инноваций, но и в роли активного субъекта последних, так как в противном  случае общество обречено на стагнацию  и саморазрушение. 
Какие ценности принимает и отвергает молодежь, как они соединяются с ценностями прежних поколений, господствовавшими в обществе длительное время - одна из важных проблем в сегодняшней социализации молодежи.

Сложившаяся в нашем  обществе неблагополучная социально-экономическая, политическая и нравственная среда  снижает активность молодежи, заставляет тратить много сил на выживание.

Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют  утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой  требует вмешательства социального  работника, крайне сложна и носит  многосторонний характер, а все жизненные  процессы молодежи (психосоматические, социальные, психологические и другие) взаимообусловлены. Это указывает  на целесообразность внедрения нового подхода к организации социальной работы. Отказ общества от целенаправленного  проведения воспитательной функции  через официальные институты  проводят к деформации социализации, доминированного в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта  тенденция особенно опасна для социализации молодежи, отличающейся потерей четких социальных ориентиров и норм.

Решение проблем социализации современной молодежи как стройной совокупности идей, взглядов является первостепенным. Без участия государства, его заинтересованного внимания к общественным процессам проблематично  формирование механизма социального  регулирования в этой сфере. А  это задача формирования новых норм, освоения новых ценностных ориентаций, культивирования ценностей в  обществе, их консервация в общественном сознании молодежи с помощью массовой коммуникации.

Из отмеченных проблем  социализации молодежи возникает необходимость  комплексного подхода к их решению.


Информация о работе Проблема социализации личности