Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:51, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является раскрытие понятия эволюции брачно-семейных отношений и места неполных семей в современном обществе.
Задачи работы определить, какое значение вкладывается в термин «семья» в настоящее время, выделить и провести анализ основных функций современной семьи, на основе этого выделить наиболее актуальную проблему наших дней – проблему неполных семей и найти пути выхода из сложившегося положения.
Введение..............................................................................................3
Глава 1. Общая роль семьи в современном обществе.............................................................................................4
1.Семья как объект социологического исследования...............................................................................4
2.Типы и функции семьи..................................................................................................................8
Глава 2. Проблема неполных семей ............................................................................................................................14
2.1. О семьях с одним родителем..........................................................14
2.2. Негативные факторы воспитания.....................................................................................................19
2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации..........................................................................................................24
Заключение.........................................................................................28
В зависимости от приоритетов того или иного общества, периодов их исторического развития, менялся как характер исполнения функций, так и их иерархия. В жизнедеятельности современной семьи, прежде всего, приобретают основное значение функции, связанные с общением и эмоциями, имеющими место, как между супругами, так и детьми и родителями.
В зависимости от типа семья выполняет следующие функции:
С
точки зрения общества функция деторождения
– это воспроизводство
Сейчас
в нашей стране (да и, пожалуй,
во всем мире) наблюдается процесс массового
снижения детности семьи.
Динамика детности семьи: суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину в 1945-1997 гг. (город - село)8
Год | Всего |
1945-1949 | 2,46 |
1950-1954 | 2,20 |
1955-1959 | 2,08 |
1960-1964 | 1,98 |
1965-1969 | 1,88 |
1970-1974 | 1,86 |
1975-1979 | 1,80 |
1980-1990 | 1,64 |
1996 | 1,28 |
1997 | 1,23 |
На основе данных этой таблицы можно утверждать, что на одну женщину в 1997 году приходилось примерно по одному ребенку, тогда как в послевоенный период этот коэффициент составлял более двух детей. Суммарный коэффициент рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения.
Понятно, что современная семья по преимуществу малодетная. Средний состав российской семьи сегодня составляет 3,2 члена, т.е. сегодня в семье есть отец, мать и один, реже два ребенка.9
Отсюда можно сделать вывод, что важнейшую свою функцию современная семья не выполняет.
Панкова Л.М. говорит, что «с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного, заданного эпохой типа личности с определенным набором личных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. С точки зрения семьи как малой социальной группы функция воспитания – это весь процесс взращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития, объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опыта взросления с учетом традиций прошлого». Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения. Ребенок – явление социальное. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим воспитательная деятельность семьи – это, прежде всего, создание условий для взращивания ребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир. Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности. Она тесно связана с хозяйственно-экономической функцией.
В
настоящее время хозяйственно-
Семья связана с распределением материальных благ. Как подфункцию здесь можно рассматривать содержание детей, поддержание стариков, ведение домашнего хозяйства. Как социальный институт, осуществляя хозяйственно-экономическую функцию, семья вплетается в экономическую структуру общественного производства, становится ее подсистемой.
Как малая социальная группа, осуществляя хозяйственно-бытовую функцию, семья берет на себя часть обязанностей общества по обслуживанию населения. Сегодня это обслуживание часто осуществляется посредством семьи, в рамках семьи, за счет семьи (стирка, уборка, мелкий бытовой ремонт и т.д.).
Без осуществления семьей этой функции, невозможно было бы осуществить ни одну из указанных функций в том виде, который они сейчас из себя представляют.
Функция общения состоит из постоянных эмоционально насыщенных контактов, взаимоподдержки, взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая личности психологический комфорт.
Общение в семье – это жизнь самой семьи. Без общения семья не может существовать.
Таким
образом, подводя выводы по главе, мы
можем сказать, что положение института
семьи в современном обществе очень нестабильно,
т.к. происходит процесс дифференциации
семьи и общества в целом. Изменения затрагивают
все стороны общественной жизни, в том
числе и брачно-семейные отношения. Меняется
и роль семьи в обществе: семья начинает
рассматриваться не как производственная
ячейка, а как совокупность функционирования
социально-экономического, воспитательного,
духовного и других факторов, влияющих
на жизнедеятельность человека.
Глава 2. Проблема неполных семей
Эта глава будет полностью посвящена проблеме неполных семей. Я особенно выделю негативные факторы воспитания детей в неполной семье, влияющие на развитие личности ребенка, а также обозначу пути и способы предотвращения развития этого вида семей. Но сначала надо понять, что представляет собой семья с одним родителем.
2.1. О семьях с одним родителем
Вопрос
о неполных семьях актуален потому,
что в них сосредоточена
Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.10
Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать".
Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.
Модель
неполной семьи объективно более
соответствует
Переписи
населения последних
Неполные семьи - сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными.
Основными причинами увеличения неполных семей являются:
Развод – частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.
Фактор
развода в современных условиях
стал механизмом, понижающим ценность
брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается
сокращение доли мужчин и женщин, состоящих
в браке, рост численности разведенных
и повторно не вступивших в брак женщин.
О динамике нестабильности браков свидетельствует
таблица:
Динамика нестабильности браков12
Год | В тысячах | На 1000 населения | ||
Браков | Разводов | Браков | Разводов | |
1992 | 1053,7 | 639,2 | 7,1 | 4,3 |
1993 | 1106,7 | 663,3 | 7,5 | 4,5 |
1994 | 1180,6 | 680,5 | 7,4 | 4,6 |
1995 | 1074,4 | 665,6 | 7,3 | 4,5 |
1996 | 867 | 562 | 5,9 | 3,8 |
1997 | 928 | 555 | 6,3 | 3,8 |
В 1997 году на каждые 100 вновь заключенных браков приходилось около 60 разводов. По сравнению с 1992 годом улучшилось соотношение (на 1000) расторгаемых и заключенных браков. Однако можно отметить, что тенденция к расторжению брака растет, и будет расти за счет вероятности развестись в течение одного года супружества.
За период 1990-1997 гг. в России было расторгнуто более 2 460 000 браков, таким образом, остались без отца и реже – без матери 2 150 000 детей, жизнь которых может оказаться вследствие этого ущербной. Интересно, что чем меньше в семье детей, тем выше вероятность развода. Так, 35,9% разведенных семей были бездетными, 43% имели одного ребенка, 20,3% - двух детей.13
В социологии ситуация развода в семьях с детьми рассматривается как частный случай ситуации социальной. Ее теоретический анализ осуществляется в двух плоскостях: а) применительно к обществу, где развод выступает как социальный институт и социокультурное явление; б) для характеристики развода в семье с детьми как малой социальной группе.
Сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Однако, Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место (после США) в мире по этому показателю, существенно опережая другие державы.
Если
в конце 50-х годов число разводов
в нашей стране составляло менее
1 на 1000 населения, то в дальнейшем оно
неуклонно возрастало, о чем свидетельствует
диаграмма:
Коэффициенты разводимости в РФ (на 1000 населения)14
Отмечая рост уровня разводимости в России, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридические условия для развода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давно распавшиеся, но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого фактора на коэффициент разводимости продолжалось несколько лет.
В середине 90-х рост разводимости по стране сменился стабилизацией, но на высоком уровне – около 4,5 разводов на 1000 населения.
Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.