Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:10, доклад
Рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие маргинальности;
2. Типология маргинальности;
3. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.
1.1
Понятие маргинальности
В «Российской социальной энциклопедии» под редакцией академика РАН Г. В. Осипова термин Маргинальность обозначает состояние групп людей или отдельных личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Маргинальность возникает прежде всего при миграциях, считают редакторы данной энциклопедии. Иммигранты – самые характерные маргинальные люди. Маргинальными бывают люди, вступившие в межрасовые и межэтнические браки. Маргинальность характерна для этнических и расовых меньшинств, образовавшихся в результате миграций. Нередко возникали маргинальные типы личностей в колониях под воздействием европейских колонизаторов. Он появлялся и в развитых странах с процессом модернизации. Во всех случаях маргинальность культурная переплетается с социальной стратификацией и обуславливается социальными процессами.
Маргинальность сопряжена с дуальностью этнического самосознания. В личном плане она вызывает психическое напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психический тип во многих случаях отличается творческими потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнических групп, национальных движений, деятелями культуры.
В «Социологическом энциклопедическом словаре» маргинальность кратко определена Осиповым как пограничное, промежуточное положение индивида или группы в слое, классе, обществе, а потому не полностью включенное в данное образование.
При
всей частоте употребления в научной и,
особенно публицистической литературе
понятие «маргинальность» не отличается
пока особой ясностью. Обычно маргинальность
трактуется как некое протяженное во времени
состояние социального объекта, выражающееся
в особенностях восприятия им окружающей
действительности и поведенческих реакций
на исходящие от нее вызовы.
1.2
Типология маргинальности
Проблема маргинальности в России стала актуальной на рубеже 90-х годов. В результате кризиса и реформ прежде стабильные экономические, социальные, духовные структуры были разрушены или трансформированы, и элементы, образующие каждую из структур – институты, социальные группы и индивиды – оказались в промежуточном, переходном состоянии, вследствие чего маргинальность стала характеристикой сложных социально-стратификационных процессов в российском обществе.
Маргинальность, являющаяся сама по себе признаком социальной мобильности, может быть как нисходящей (деклассирование, выпадение из системы социальных связей), так и восходящей (формирование новых структур и надструктурных уровней). Для нисходящей маргинальности характерны: разрушение гражданского общества, его связей и традиционных социальных институтов; несоответствие между культурными ценностями и институциональными средствами их достижения.
Маргинальность, особенно этнокультурная, обладает автономией, неформальным статусом, нелегальными методами функционирования, собственной логикой и динамикой развития, высокой степенью гибкости и приспособления. Если в обществе вырабатывается механизм социального воспроизводства субкультуры, маргинальная группа становится субэтносом с потенциальной возможностью развиться в этнос как часть цивилизации, либо как образующее ядро. Подобный тип маргинальности называется восходящим, поскольку при нем социальная структура не деградирует, не распадается, а наоборот, усложняется за счет альтернативных, конкурирующих подсистем.
Кроме маргинальности восходящей и нисходящей существует и другая, более распространенная типология маргинальности, по которой маргинальность подразделяется на социальную маргинальность, психологическую, профессиональную, религиозную, этнокультурную, физиологическую и экономическую.
Социальная маргинальность объясняется переходностью в определении личностно-ориентирующего статуса: семейного, политического, общественного.
Психологическая маргинальность относится к внутриличностным психологическим колебаниям, утрата психологической стабильности.
Профессиональная маргинальность связана, например, с утратой одной квалификации и приобретением другой, т.е. любые профессиональные изменения (карьерный рост, профессиональный спад) несут в себе некую единицу маргинального состояния, поскольку любому человеку трудно принять себя сразу в новом профессиональном качестве. Период адаптации и профессионального самоопределения тоже можно считать зоной маргинальности.
Религиозная маргинальность предопределена промежуточностью вероисповедания по субъективным или объективным причинам, например, человек по национальному вероисповеданию католик, а брак совершает с мусульманкой по этническим соображениям. Подобная ломка имеющихся религиозных стереотипов может породить асоциальное мироощущение, депрессию, дезогранизацию поведения. Это прямые признаки маргинального состояния.
Этнокультурная маргинальность одно из самых сложных состояний индивида или группы, поскольку связана с трудностью определения этнической или культурной принадлежности.
Этнокультурная маргинальность имеет огромное значение для обеспечения жизнеспособности человечества. Она предохраняет мир от развития по единому тупиковому пути, она причина периодических флуктуаций социума. Именно на стыке этнокультурных, экономических и природных процессов формируются маргинальные среды, области, локальные модели возможных будущих социокультурных систем: этносов, наций, цивилизаций.
Физиологическая маргинальность – процесс физических преобразований человека и связанные с этим миро- и самовосприятия. Например, возрастной переход: женщины в пожилую даму, мальчика в мужчину, беременной женщины в маму, здорового человека в инвалида. Часто многие физические преобразования вызывают у человека разные негативные психологические явления, такие как раздраженность, апатию, депрессию, неадекватность мышления, самоотчуждение, что в свою очередь может стать причиной асоциального причиной асоциального поведения.[11; с.57]
Экономическая маргинальность напрямую зависит от уровня доходов, от уровня жизни, т.е. уровня потребностей и возможностей индивида или группы. Другими словами экономическая маргинальность выражается в бедности населения. Бедным считается человек уровень доходов которого ниже официально принятого прожиточного минимума, под которым понимается минимальный объем жизненно необходимых средств. [3; с.27]
Таким
образом, маргинальность - следствие и
результат объективных противоречий общественного
развития, где человек выступает как персонификация
экономических, религиозных, этнокультурных
отношений, социальных и психологических
отношений. Векторы развития маргинальных
субъектов могут задавать различную направленность
динамики развития: как негативную – деформация
и разрушение устоявшихся социумов, свойственная
нисходящему типу маргинальности, так
и позитивную – формирование качественно
новых социокультурных структур на микро-
и макроуровне, свойственное для восходящего
типа маргинальности. Кроме того, в зависимости
от источника маргинализации разделяют
маргинальность социальную, физиологическую,
психологическую, профессиональную, религиозную,
этнокультурную и экономическую.
2.
Роль маргиналов в формировании социальной
структуры российского общества
Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям.
Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества; на проблемах формирования среднего класса; автономии труда в социально-производственных структурах. Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8% активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.
Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Рост маргинальных слоев наблюдается в российском обществе. Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.
Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: продолжая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.
Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.
Ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.
Таким образом, маргинализация общества прежде всего обусловлена радикальными экономическими реформами, влекущими за собой серьезные изменения социальной структуры, ее основных институтов: экономических, политических, культурных. Изменяется сама природа ее компонентов, групп и общностей, появляются новые экономические классы, слои или страты со своей системой социальных конфликтов и противоречий. Кроме того, среди причин маргинализации общества выделяют причины экономические – экстенсивное развитие экономики, засилье устаревших технологий и примитивных форм труда, несоответствие системы образования реальным потребностям производства, статусно-распределительный характер доходов и т.д.; социальные – гипертрофия фонда накопления в ущерб фонду потребления, порождающая предельно низкий уровень жизни и товарный дефицит. Низкое качество жизни, в свою очередь, вызывает такие явления, как алкоголизм и прочие токсикомании, а они, в совокупности с другими мутагенными факторами, ведут к появлению огромного числа неполноценных индивидов; политико - правовые причины маргинализации общества заключается в том, что в стране происходит целенаправленное разрушение любых социальных связей «по горизонтали», то есть уничтожение гражданского общества; необходимо обратить внимание и на социально – психологические причины, прежде всего это крах морали, что, в свою очередь, порождает особую социально-психологическую болезнь – аномию, ведущую к духовному спаду и психологическому деклассированию. Наконец есть причина маргинализации, которую трудно однозначно отнести к какой-либо категории: речь о социальных последствиях природных и общественных катастроф и их жертвах.
Технологические,
социальные и культурные сдвиги последних
десятилетий придали проблеме маргинальности
качественно новые очертания. Урбанизация,
массовые миграции, интенсивное взаимодействие
между носителями разнородных этонокультурных
и религиозных традиций, размывание вековых
культурных барьеров, влияние на население
средств массовой коммуникации - все это
привело к тому, что маргинальный статус
стал в современном мире не столько исключением,
сколько нормой существования миллионов
людей.
Информация о работе Проблема маргинальности в современном обществе