Проблема личности в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.

Содержание

1. Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности…. ………………………………………………………………...4
1.1 Понятие личности ……………………………………………………..4
1.2 Особенности социологического изучения личности ……………......5
2. Взаимоотношение личности и общества ……………………………...7
Практические задания ……………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………..…15

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по социологии.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

       Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, то есть обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае.

 

Вообще  в морали нет характерного для  институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.

     Моральные нормы выступают в двояком  виде – как элемент моральных  отношений и как форма морального сознания. С одной стороны, это форма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди вели себя однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм. Ее обязующая сила для каждого отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки и на других формах практически выраженной воли общества, проявляющейся в сложившихся в данном обществе нравах.

     Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном  сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже другая, субъективная, сторона моральных норм. Моральным сознанием моральные нормы формируются в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером здесь могут служить известные «10 заповедей», изложенные в Библии, или еще незабытый «Моральный кодекс строителя коммунизма». Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе, то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Вообще же, в морали в отличие от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.

 

В любом, в том числе и современном  обществе, нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполняются полностью, безоговорочно, во всех случаях без исключения.

     Роль  сознания в сфере моральной регуляции  выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение  поступков) имеет идеально духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла.

     По  это же причине в морали громадную  роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы.

     В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, то есть формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практический результат может быть различным, зависящем и от случайных обстоятельств; в общенациональном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой.

 

Поэтому форма выражения нравственной нормы – не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Практические  задания

    1. Как вы считаете, каждый ли  человек является личностью в  социологическом понимании? Обоснуйте  свой ответ.

    Я считаю, что в социологическом  понимании каждый человек является личностью.

    Говоря  о человеке, мы можем рассматривать  его я, как высшую ступень эволюции на Земле, и как сложную систему, соединяющую природное и социальное, физическое и духовное, наследственное и жизненное приобретенное. Однако наиболее "социологичной" будет характеристика человека как субъекта общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры.

    Каждый  конкретный человек - это индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем  он универсален, ибо всегда является существенным индивидом. Ведь каждый человек  зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается и взаимодействует. Индивид всегда является членом определенной социальной общности (осознает он это или нет), что не отменяет его индивидуальности.

    В этом смысле каждой человек - индивид, имеющий свое особое "лицо". С этим термином и связано понятие личности. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие личности и по своей природе, по сути, и по характеру представляется нам, прежде всего социологическим, в отличие от понятий "человек" и "индивид", имеющих социально-философский смысл.

 

     2. Личность - продукт биографии. Правильно ли это?

    Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии».

    3. Выберите из перечня характеристик  те, которые являются свойствами  личности: высокий, целеустремленный, любознательный, смуглый, ответственный, консерватор, сильный, меланхолик, здоровый, трудолюбивый.

    Свойства  личности: целеустремленный, любознательный,  ответственный, консерватор, меланхолик, трудолюбивый. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4.
        2. Комаров М.С. Введение в социологию : учеб. для вузов. М.: Наука. 1994.
        3. Ильенков И.В., Что такое личность, М., 1991.
        4. Ильенков Э.В., Философия и культура, М., 1991.
        5. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов. Отв. ред. академик РАН Г. В.  Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: Норма. 2003.
        6. Хьел Д., Зиглер Д., Теория личности, М., 1997.

 

    

Информация о работе Проблема личности в социологии