Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:11, реферат
Выделяют три основных подхода к трактовке понятия личности: 1) Антропологический. В его основе лежат представления о личности, как носителе общечеловеческих свойств; личность рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, и уподобился понятию индивид. 2) Социологический. Рассматривает личность как объект и продукт социальных отношений. Личность - это персона, актер, носящий определенную маску и выполняющий определенные роли, т. е. личность - это система ролевого поведения. Обусловлено совокупностью социальных отношений. 3) Персоналистический. Рассматривает личность как абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность.
1. Личность. Понятие личности в социальной психологии
2. Социально – психологическая структура личности
3. Особенности статической структуры личности
4. Динамическая структура личности
5. Развитие личности в стабильной группе
6. Развитие личности в изменяющейся среде
Выделяют три основных подхода к трактовке понятия личности: 1) Антропологический. В его основе лежат представления о личности, как носителе общечеловеческих свойств; личность рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, и уподобился понятию индивид. 2) Социологический. Рассматривает личность как объект и продукт социальных отношений. Личность - это персона, актер, носящий определенную маску и выполняющий определенные роли, т. е. личность - это система ролевого поведения. Обусловлено совокупностью социальных отношений. 3) Персоналистический. Рассматривает личность как абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность. Личность (по Парыгину) - это интегральное понятие характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющие общечеловеческие, социально-специфические и индивидуально неповторимые особенности. Т. е. личность - это человек в системе таких психологических характеристик, которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека имеющих существенные отношения для него самого и окружающих.
Платонов, Рубинштейн, Ковалёв рассматривают структуру личности с точки зрения соотношения биологического и социального.
Платонов в структуру личности включает 4 подструктуры, образующие основные стороны личности: 1) Биологически обусловленная подструктура (темперамент и половозрастные особенности). 2) Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов, как форма отражения. 3) Подструктура социального опыта (ЗУН, привычки). 4) Подструктура направленности.
Рубинштейн в структуру личности включает 3 подструктуры: 1) Отношения и направленность. 2) Способности. 3) Характер, как доминирующая и устойчивая тенденция использования, реализации и расширение возможностей.
Ковалев в структуре личности выделяет 4 блока: 1) Психические процессы. 2) Психологические свойства (темперамент, характер, способности). 3) Психические состояния. 4) Психологические знания.
Личность человека включает эндопсихическую и экзопсихическую организацию. Экзопсихика (биологическая) выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, т. е. нервнопсихическую организацию человека (особенности восприятия, памяти и другое). Экзопсихика (социальная) определяет отношения человека к миру.
Природное и социальное образуют единство и не может быть противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры.
В структуру личности входят 3 образующие: индивидуальность личности; её представленность в системе межличностных отношений; её представленность в других людях. Исходя из этих образующих, можно выделить 3 подструктуры: 1) Интраиндивидная - это системная организация её индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей. 2) Интериндивидная - это представленность личности в системе действительных отношений. 3) Метаиндивидная (надиндивидная) - это ее представленность в других людях, "вклад в других людей" осуществляемый посредством своей деятельности.
Под статистической структурой понимают отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты и компоненты психики индивида. Основной признак статистической структуры личности - это ее отвлеченность от реального процесса динамики и формирования личности, от конкретного психического состояния и поведения. Статистическая структура личности рассматривается из 3 основных пластов:
1) Общечеловеческого и биосоциального пласта.
2) Социально - специфического пласта.
3) Индивидуально - неповторимые особенности.
Особенности статистической структуры личности включают: 1) Всеобщие, общечеловеческие свойства психики. Они являются в: - наличие необходимого комплекса основных психических процессов и состояний подчиняющимся общим психофизиологическим механизмам; - биосоциальная детерминированность психического мира и поведения человека; - социальность психики человека в отличие от психики животных. 2) Социально - специфические особенности, присуще тем или иным группам людей или общностям. Это: - поведение личности; - социальные роли - это исходные элементы социального опыта, в которых программируются шаблон социального опыта; - социальные нормы - это правила или модели поведения. 3) Индивидуально - неповторимые особенности. Они характеризуют индивидуально - технологические особенности свойственные той или иной конкретной личности. Это система индивидуальных значений приобретаемая человеком в процессе его собственного жизненного опыта.
Особенностью динамической структуры личности является её приуроченность к конкретному отрезку времени в течении которого судят о состоянии психики или деятельности человека.
В соответствии с моделью Парыгина различают 2 основных аспекта динамической структуры личности - это внутренний интроспективный, внешне - поведенческий. В качестве значимого образования личности позволяющего охватить разные параметры динамической структуры является понятие установка, которая детерминирует внутреннее психическое состояние и внешние аспекты поведения и деятельности. Основателем установки является Узнадзе. Установка - это состояние готовности к определенному способу поведения в определенной ситуации. Выделяют 2 вида: - общая установка - возникает в отношении больших классов явлений; - дифференцированная - по отношению к конкретным отдельным объектам.
Психический настрой личности - это структурное образования характеризующее тональность и степень предметной направленности психического состояния человека в конкретный отрезок времени. Значимость психического настроя личности определяется его функциями: 1.Настроение выступает в качестве аккумулятора всей информации воспринимаемой и перерабатываемой в конкретный отрезок времени. 2. Выступает в качестве регулятора и тонизатора активности человека. 3. Выступает в качестве установки восприятия информации и деятельности. 4. Выступает в качестве фактора ценностной ориентации личности. Настроение качественно отличается от эмоций и характеризуется длительной устойчивостью.
Развитие личности - это процесс её вхождение в новую социальную среду и интеграция в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности и выделяют 3 фазы: 1. Адаптация. Предполагает активное усвоение действующих в обществе норм и овладения соответствующими формами и средствами деятельности. 2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью индивида в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей, как индивидуальности и как личности. 3. Интеграция личности. Предполагает достижение баланса между человеком и обществом, и интеграцию субъективных и объективных отношений личности с социумом. Если противоречия между индивидом и группой оказывается не устраненным возникает дезинтеграция, происходит либо вытеснение личности из данной общности, либо её изоляция в ней.
Этапы развития личности в изменяющейся социальной среде называют периодами развития. Характер и особенности развития личности задаются уровнем развития группы в которую она включена и в которой она интегрирована. Выделяют этапы формирования личности: 1. Ранний детский или преддошкольный возраст (от 0 до 3 лет); 2. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); 3. Младший школьный возраст (от 7 до 11лет); 4. Средний школьный возраст (от 11 до 15 лет); 5. Старший школьный возраст (от 15 до 17 лет). Переход на новый этап развития личности детерминирован из вне социальными причинами. Переход на каждый новый этап развития личности характеризуется понятием "кризиса" развития личности. 3 фазы развития личности повторяются на каждом новом этапе развития личности. Протяженные во времени фазы развития личности выступают как макрофазы развития, которые обозначаются как: детство; отрочество; юность. Эпохи развития личности, которые подразделяются на периоды и делятся на фазы.
Информация о работе Проблема личности в социальной психологии