Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:55, реферат
Проблема истинности знания для социально-гуманитарных наук является более сложной, чем для естественно-технических наук.
В социально-гуманитарных науках существуют следующие позиции по отношению к истине: безбрежный субъективизм (отрицание возможности постичь объективную истину), исторический объективизм (истина постижима как в любой науке), диалектический объективизм (истина достижима, но в процессе длительных исследований).
Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
Проблема истинности знания для социально-гуманитарных наук является более сложной, чем для естественно-технических наук.
В социально-гуманитарных науках существуют следующие позиции по отношению к истине: безбрежный субъективизм (отрицание возможности постичь объективную истину), исторический объективизм (истина постижима как в любой науке), диалектический объективизм (истина достижима, но в процессе длительных исследований).
Сомнения в достижении объективной истины, как писал М. Вебер, объясняются тем, что для социально-гуманитарных наук присуще: отсутствие возможности открытого обмена мнениями со своими оппонентами, неразвитость политической и методологической культуры, фантазии и партийная ограниченность, психологические барьеры, отсутствие (или затруднение) доступа к практически-политическим проблемам у исследователей, невозможность полного устранения их оценочной позиции по отношению к чисто теоретическим вопросам, их неизбежная тенденциозность, отсутствие критичности, некомпетентное государственное вмешательство в сферу науки и ряд других факторов.
Важным для социально-гуманитарных наук является признание возможности постижения истины. В социально-гуманитарных науках существуют две основные концепции истины:
Этим
обусловлено и современное
Важнейшей особенностью истин социального познания является их ситуативный (интервальный) характер: они оказываются действительными лишь в определенных масштабах пространства и времени, в той или иной социокультурной ситуации, в границах определенных социальных институтов. Необходимо подчеркнуть, что подвижность, контекстуальность истин социальных и гуманитарных наук не означает утраты ими характера объективности. Она проявляется в нахождении субъектом способов деятельности, наиболее адекватных его интересам; в соответствии истин науки комплексу объективно сложившихся условий, в которые помещен субъект.
При
характеристике истин гуманитарного
знания (литературоведения, искусствознания,
педагогики и психологии) современные
исследователи подчеркивают их ценностную
загруженность, способность воспроизводить
не только объективный мир, но субъективные
состояния и интересы. Особенности экзистенциально-
В
методологическом плане можно говорить
о двух моделях понимания истины
в современном социально-
Вторая, неклассическая концепция истины складывается в социально-гуманитарном знании по мере того как с возрастанием влияния постмодернизма в нем устраняется разграничение субъекта и объекта. В этом случае общий принцип соответствия оказывается ненужным.
Важно отметить также, что если в традиции, идущей от Аристотеля, истина ищется на уровне высказывания (суждения), современное гуманитарное знание ставит проблему преодоления оппозиции высказывание - предмет. Уже Гадамер указывает, что высказывание не автономно, но имеет мотивацию, вскрыть которую можно путем правильной постановки вопросов. Поэтому истинное высказывание имеет диалогическую структуру. Хайдеггер требует изменить ракурс и не замыкать истину на соответствии высказывания факту. Он приписывает истину самому бытию и считает возможным говорить об «истинности самого бытия как оно открывается человеку».
Истина в социально-гуманитарных науках также может рассматриваться как: когнитивная истина, т.е. объективное знание, соответствующее социальной реальности и экзистенциальная истина – субъективное знание, значащее для конкретного исследователя.
В рамках когнитивной истины большее значение уделяется процедуре постижения истины. В рамках экзистенциальной истины большее значение придается выявлению влияния на истину ценностных оценок ученого-гуманитария. Вместо понятия «экзистенциальная истина» часто применяется понятие «правда». Правда - это эмоционально-оценочное отношение исследователя к изучаемой реальности. Правда - это мнение о чем-либо, которое может быть достоверным, а может - и нет. В связи с этим в социально-гуманитарных науках использование понятия «правда» является нецелесообразным.
Главным в постижении истины в социально-гуманитарных науках является различение знаний и оценочных суждений (М. Вебер). Обществоведы, которые ориентируются на принцип свободы знаний от оценок, ведущими свойствами истины считают объективность, абсолютность и конкретность: содержание истины определяется предметом исследования, возможно познание абсолютной истины об определенных социальных явлениях, истина является истиной только в конкретных обстоятельствах. Обществоведы, которые ориентируются на принцип соответствия знаний и оценок, ведущими свойствами истины считают субъективность, относительность, абстрактность: истина существует как знание, носителем которого является человек, она отражает только отдельные стороны социальных явлений, истина является истиной только в отвлеченных от реальности условиях. Сложность достижения истины в социально-гуманитарных науках обусловлена тем, что в процессе получения знания необходимо преодолевать субъективность ученого-гуманитария.
Преодоление субъективности
ГОУ ВПО Орловский государственный институт.
Социальный
факультет.
Реферат
На
тему: Проблема
истинности и рациональности в социально-гуманитарных
науках.
Выполнила:
Радина Ирина.
Информация о работе Проблема истинности и рациональности СГН