Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа
Феминизм у нас нынче не в моде, и не так уж много украинок берут на себя смелость назваться феминистками.
Тем не менее украинский феминизм существует — примерно в такой же степени и на тех же основаниях, что и украинский средний класс. Более того, как показывает история западной демократии, феминизм является «естественной» идеологией именно среднего класса.
Вступление
Новые амазонки
Искательницы женского мира или «культурные феминистки»
Профессиональные феминистки
Национально-патриотические феминистки
Радикальные феминистки
Либеральные феминистки
Неосознанные феминистки
Феминисты-мужчины
Вывод
План:
Вступление:
Феминизм у нас нынче не в моде, и не так уж много украинок берут на себя смелость назваться феминистками.
Тем не менее
украинский феминизм существует —
примерно в такой же степени и
на тех же основаниях, что и украинский
средний класс. Более того, как
показывает история западной демократии,
феминизм является «естественной» идеологией
именно среднего класса. По крайней
мере, и феминизм, и гендерная
проблематика, и разговоры о том,
что женщина чувствует и мыслит
иначе, чем мужчина, и, соответственно,
у женщины должно быть право на
ее прямой голос, на артикуляцию своего
внутреннего мира в культуре, в
реальности, в обществе, во власти, наконец...
— все эти вопросы возникают
тогда, когда общество уже удовлетворено
первичными потребностями, когда заканчивается
этап выживания, дарвиновской борьбы за
существование и начинается собственно
жизнь...
Новые амазонки
Эти особы как
раз и представляют женскую часть
нашего среднего класса во всей ее красе.
Среди них есть женщины разных
возрастов и жизненных путей.
Всех их объединяет уверенность в
том, что они достаточно сильны, чтобы
многого добиться в жизни и
перенести множество
В отличие от своих античных предшественниц, «наши» в своем большинстве отнюдь не чураются мужчин и стремятся реализовать себя также в семейной жизни. Многие из них возлагают на себя функции основного «добытчика». Однако их независимость и успешность не означает, что им не нужны мужские забота, ласка, поддержка и понимание. Между тем их отношение к мужчинам, зачастую сложившееся на основании горького личного опыта, весьма неоднозначно.
Особенно болезненно
они относятся к
Искательницы женского мира или «культурные феминистки»
Эта категория склонна воспринимать мир с эстетической, культурной позиции и стремится выработать собственный стиль жизни, создать особый, женский мир.
Искательницы женского
мира соглашаются с установками традиционной
культуры, разделяющими мир на мужскую
и женскую составляющие. Однако если патриархальный
подход определяет мужское начало как
творческую, созидательную силу, а женскому
отводит второстепенную, «принимающую»
роль, то «культурные феминистки» ставят
на первое место именно женскую ипостась.
Надежды на изменение общества к лучшему
они связывают с заменой агрессивных,
подавляющих мужских ценностей на мирные
и животворящие женские. Нередко такой
путь приводит их к изобретению особой
женской религии, в которой центральное
место занимает какая-нибудь новая или
забытая «старая» богиня. Феминистки,
занятые поиском женского мира, ищут способ
самореализации в разнообразных видах
творчества и, если понадобится и получится,
готовы потеснить в выбранной сфере конкурентов-мужчин.
Профессиональные феминистки
В конце 60-х годов в Европе и США в рамках ряда гуманитарных наук (социальная психология, социология, этнология, лингвистика...) стало бурно развиваться новое направление научной мысли, получившее название «женские исследования» или «женские студии» (women’s studies). В 90-х годах прошлого века исследовательские центры такого рода появились и у нас в стране, прежде всего при университетах в Харькове, Киеве, Одессе... В них изучают и разрабатывают философию и теорию феминизма, расширяя тем самым перспективу для изучения и понимания природы человека. Кроме того, в Украине существует несколько сотен женских организаций самых разных направлений, каждое из которых отражает специфические женские проблемы в обществе. Это и работа по увеличению числа женщин в политических структурах, и просветительские программы, и оказание женщинам юридической помощи и консультаций, и организация кризисных центров и убежищ жертвам насилия...
Плохо то, что, как
правило, эти женские организации
немногочисленны и не пользуются
серьезной поддержкой со стороны
местных властей и бизнеса. В
результате им приходится существовать
за счет зарубежных грантов, за получение
которых они конкурируют между
собой. Да и внутри многих женских
содружеств то и дело разгорается
жесткая, прямо-таки «мужская» борьба
за власть и влияние. Создается впечатление,
что иные женщины, провозглашающие
идеи феминизма, продолжают смотреть на
себя глазами мужчины и настороженно
относятся к своим соратницам
по общему делу, в которых подсознательно
видят соперниц...
Национально-патриотические феминистки
Их можно было
бы отнести к одному из подвидов
профессиональных феминисток, однако
влияние провозглашаемых ими
идей, похоже, шире — из-за их созвучности
с национально-патриотическими
Именно в этот период древнерусские женщины, прежде всего из привилегированных социальных слоев, находились под защитой законов. У них было право на развод, на отстаивание своих интересов в суде. Тогда же при женских монастырях, в первую очередь в Киеве, были образованы школы для девочек, где их обучали пению, шитью, вышиванию, азам арифметики, письма и даже основам риторики, космографии и иностранным языкам. Неудивительно, что европейские короли охотно брали в жены образованных и воспитанных девушек из древнерусских княжеских родов, и, как следствие, в истории Польши, Франции, Германии и других европейских стран мы находим немало «наших» женских имен.
Новая волна
украинского феминизма началась
в конце XIX века и связана с
именами Олены Пчилки, Н. Кобринской,
Леси Украинки, О.Кобылянской, Л.Яновской,
а также с такими общественными
организациями как «Клуб
Такая славная
история способствует тому, что национально-
Радикальные феминистки
Радикальный феминизм
— это наиболее яркое и скандальное
феминистское течение, отпочковавшееся
от левого движения и представленное
теоретическими работами западных авторов.
Главная его идея заключается
в том, что дискриминация женщин
органически следует из социального
устройства, в котором доминируют
мужчины. Любое личное поражение
или унижение женщины они рассматривают
как политический акт, доказывающий
порочность и вред патриархальной системы
власти. «Мы не говорим «супружеская
ссора», мы говорим об оскорблении
женщины», — заявляет одна из идеологов
радикального феминизма. Отсюда следует
главная задача радикальных феминисток
— коренное изменение общественных
отношений в пользу женщин. Ну а
радикальнейшие из радикальных идут
до конца и призывают к
Возможно, радикальные феминистки были услышаны именно благодаря своей эпатажности. Это они заявили о проблеме насилия над женщинами, в частности насилия в семье, и после их выступлений в обществе всерьез заговорили о недопустимости сексуальных домогательств на рабочих местах и в учебных заведениях. Однако их непримиримая позиция по отношению к мужчинам не только напугала последних, но и привела к дискредитации феминизма как такового в глазах более умеренных представителей обоих полов.
Радикальных феминисток
в Украине не видно и не слышно. Без
упоминания о них рассказ о современном
феминизме был бы неполным, а главное,
не было бы понятно, откуда берутся представления
о том, что все феминистки «ненавидят мужчин,
воинственны и агрессивны».
Либеральные феминистки
Так же, как центром либеральной идеологии вообще является принцип свободы и защиты прав человека, центром идеологии либерального феминизма является обеспечение равных прав и свобод для женщин и мужчин. И в этом нет никакой попытки сделать мужчин и женщин одинаковыми или нарушить законы природы. Речь идет об отказе от так называемого биологического детерминизма, когда всем женщинам приписываются особые личностные качества, которые отличают их от мужчин. К примеру, когда говорят, что любая женщина по сравнению с любым мужчиной более эмоциональна и пассивна и, одновременно, менее агрессивна и умна и т.д. Для либеральных феминисток определяющими являются индивидуальные характеристики личности, а не принадлежность к полу, ибо, если рассматривать человека в социальном контексте (а значит, вынести за скобки чисто биологические и сексуальные аспекты), то оказывается, что различия между людьми в рамках одного и того же пола гораздо более сильные, нежели различия между полами.
Интересно наблюдать за тем, как приверженность к либеральным ценностям разрушает глубоко внедренные в сознание предрассудки биологического детерминизма.
Либеральные феминистки полагают, что половые различия ограничиваются органами воспроизводства и вторичными половыми признаками и не затрагивают умственных способностей и склонностей к тем или иным занятиям. Они поддерживают право выбора самой женщины — рожать ей ребенка или делать аборт. Они выступают за равные возможности для женщин и мужчин в образовании и в системе занятости. Они считают, что женщина может заниматься любым видом деятельности, для которой у нее хватает квалификации.
Именно либеральный
феминизм является ведущим течением
феминизма и основой женского
движения. В каком-то смысле можно
сказать, что это и есть «правильный
феминизм». Предтечей либерального
феминизма является рационализм XVIII
века и учение о естественных правах, основой
– убеждение, что женщина прежде всего
личность и, следовательно, должна иметь
те же права и обязанности, что и мужчина.
Суть либерального феминизма заключается
не в борьбе с мужчинами, а в отстаивании
прав всех людей, в том числе и мужчин,
а также в борьбе против общественных
стереотипов.
Неосознанные феминистки
Они нередко
начинают говорить о себе такими словами:
«Я не феминистка, но...». То есть по сути
эти женщины являются самыми настоящими
феминистками либерального толка, но не
могут позволить себе это признать из-за
«испорченности» самого термина. Многих
женщин термин «феминизм» отталкивает
еще и потому, что в нем заложен принцип
борьбы. Они считают, что в провозглашении
и отстаивании прав женщин как класса
есть что-то унизительное, и предпочитают
утверждать свои личные права в реальной
жизни по мере возникновения необходимости
в этом. Главное, что объединяет «сознательных»
и «неосознанных» феминисток — это стремление
к установлению партнерских отношений
с мужчинами как в семье, так и на работе.
Отношений, основывающихся на возможности
диалога, возможности быть услышанной
и понятой, возможности в сотворчестве
найти пути выхода из любого кризиса...
Феминисты-мужчины
Как ни странно, в нашей стране они тоже есть, хотя бы потому, что у многих профессиональных феминисток есть мужья, которые поддерживают своих жен, разделяют их взгляды, а то и принимают участие в их деятельности. Интересно, что феминистские идеи, поначалу воспринимаемые в штыки, нередко находят отклик в умах мужчин, когда они начинают задумываться о судьбе своих дочерей.
Информация о работе Проблема феминизма в современной Украине