Проблема феминизма в современной Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Феминизм у нас нынче не в моде, и не так уж много украинок берут на себя смелость назваться феминистками.

Тем не менее украинский феминизм существует — примерно в такой же степени и на тех же основаниях, что и украинский средний класс. Более того, как показывает история западной демократии, феминизм является «естественной» идеологией именно среднего класса.

Содержание

Вступление
Новые амазонки
Искательницы женского мира или «культурные феминистки»
Профессиональные феминистки
Национально-патриотические феминистки
Радикальные феминистки
Либеральные феминистки
Неосознанные феминистки
Феминисты-мужчины
Вывод

Работа содержит 1 файл

Проблема феминизма в современной Украине.docx

— 26.68 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План:

  1. Вступление
  2. Новые амазонки
  3. Искательницы женского мира или «культурные феминистки»
  4. Профессиональные феминистки
  5. Национально-патриотические феминистки
  6. Радикальные феминистки
  7. Либеральные феминистки
  8. Неосознанные феминистки
  9. Феминисты-мужчины
  10. Вывод
 

 

Вступление:

Феминизм у  нас нынче не в моде, и не так  уж много украинок берут на себя смелость назваться феминистками.

Тем не менее  украинский феминизм существует —  примерно в такой же степени и  на тех же основаниях, что и украинский средний класс. Более того, как  показывает история западной демократии, феминизм является «естественной» идеологией именно среднего класса. По крайней  мере, и феминизм, и гендерная  проблематика, и разговоры о том, что женщина чувствует и мыслит иначе, чем мужчина, и, соответственно, у женщины должно быть право на ее прямой голос, на артикуляцию своего внутреннего мира в культуре, в  реальности, в обществе, во власти, наконец... — все эти вопросы возникают  тогда, когда общество уже удовлетворено  первичными потребностями, когда заканчивается  этап выживания, дарвиновской борьбы за существование и начинается собственно жизнь... 

Новые амазонки

Эти особы как  раз и представляют женскую часть  нашего среднего класса во всей ее красе. Среди них есть женщины разных возрастов и жизненных путей. Всех их объединяет уверенность в  том, что они достаточно сильны, чтобы  многого добиться в жизни и  перенести множество трудностей. Они заняты достижением собственной  финансовой состоятельности и, как  следствие, независимости от мужчин.

В отличие от своих античных предшественниц, «наши» в своем большинстве отнюдь не чураются мужчин и стремятся реализовать себя также в семейной жизни. Многие из них возлагают на себя функции основного «добытчика». Однако их независимость и успешность не означает, что им не нужны мужские забота, ласка, поддержка и понимание. Между тем их отношение к мужчинам, зачастую сложившееся на основании горького личного опыта, весьма неоднозначно.

Особенно болезненно они относятся к несправедливости распределения домашнего труда, львиная доля которого традиционно  достается женщине: «Прошло время, когда один мужчина пахал в  поле. Теперь оба пашут на равных, потому что большинство наших  мужчин не в состоянии прокормить семью. Выводит из себя тот факт, что, отработав одинаковое количество часов на работе, женщина потом  еще несет вахту на кухне в  то время, как ее муж считает это занятие ниже своего достоинства. Как многие говорят, не мужицкое это дело — посуду мыть...». В результате у «новых амазонок» часто вырабатывается предвзятое отношение к мужчинам как классу, уверенность в том, что «настоящих мужчин сейчас можно по пальцам пересчитать». Вот и получается, что феминизм «новых амазонок» не очень-то отличается от пресловутой концепции войны полов... 

Искательницы  женского мира или «культурные феминистки»

Эта категория  склонна воспринимать мир с эстетической, культурной позиции и стремится  выработать собственный стиль жизни, создать особый, женский мир.

Искательницы женского мира соглашаются с установками традиционной культуры, разделяющими мир на мужскую и женскую составляющие. Однако если патриархальный подход определяет мужское начало как творческую, созидательную силу, а женскому отводит второстепенную, «принимающую» роль, то «культурные феминистки» ставят на первое место именно женскую ипостась. Надежды на изменение общества к лучшему они связывают с заменой агрессивных, подавляющих мужских ценностей на мирные и животворящие женские. Нередко такой путь приводит их к изобретению особой женской религии, в которой центральное место занимает какая-нибудь новая или забытая «старая» богиня. Феминистки, занятые поиском женского мира, ищут способ самореализации в разнообразных видах творчества и, если понадобится и получится, готовы потеснить в выбранной сфере конкурентов-мужчин. 

Профессиональные  феминистки

В конце 60-х годов  в Европе и США в рамках ряда гуманитарных наук (социальная психология, социология, этнология, лингвистика...) стало бурно развиваться новое  направление научной мысли, получившее название «женские исследования» или «женские студии» (women’s studies). В 90-х годах прошлого века исследовательские центры такого рода появились и у нас в стране, прежде всего при университетах в Харькове, Киеве, Одессе... В них изучают и разрабатывают философию и теорию феминизма, расширяя тем самым перспективу для изучения и понимания природы человека. Кроме того, в Украине существует несколько сотен женских организаций самых разных направлений, каждое из которых отражает специфические женские проблемы в обществе. Это и работа по увеличению числа женщин в политических структурах, и просветительские программы, и оказание женщинам юридической помощи и консультаций, и организация кризисных центров и убежищ жертвам насилия...

Плохо то, что, как  правило, эти женские организации  немногочисленны и не пользуются серьезной поддержкой со стороны  местных властей и бизнеса. В  результате им приходится существовать за счет зарубежных грантов, за получение  которых они конкурируют между  собой. Да и внутри многих женских  содружеств то и дело разгорается  жесткая, прямо-таки «мужская» борьба за власть и влияние. Создается впечатление, что иные женщины, провозглашающие  идеи феминизма, продолжают смотреть на себя глазами мужчины и настороженно относятся к своим соратницам по общему делу, в которых подсознательно видят соперниц... 

Национально-патриотические феминистки

Их можно было бы отнести к одному из подвидов профессиональных феминисток, однако влияние провозглашаемых ими  идей, похоже, шире — из-за их созвучности  с национально-патриотическими умонастроениями  в целом. Они напоминают нам о  достижениях «золотого века феминизма» во времена Киевской Руси, у истоков  которой, как известно, стояли женщины: сначала Лыбидь, вместе со своими знаменитыми  братьями основавшая Киев, а затем  княгиня Ольга, которая, по мнению некоторых  историков, по сути создала древнерусское  киевское государство, проведя первую в истории Руси финансово-административную реформу. Она же стала одной из первых в мире женщин-дипломаток.

Именно в этот период древнерусские женщины, прежде всего из привилегированных социальных слоев, находились под защитой законов. У них было право на развод, на отстаивание своих интересов  в суде. Тогда же при женских  монастырях, в первую очередь в  Киеве, были образованы школы для  девочек, где их обучали пению, шитью, вышиванию, азам арифметики, письма и  даже основам риторики, космографии  и иностранным языкам. Неудивительно, что европейские короли охотно брали  в жены образованных и воспитанных  девушек из древнерусских княжеских  родов, и, как следствие, в истории  Польши, Франции, Германии и других европейских стран мы находим  немало «наших» женских имен.

Новая волна  украинского феминизма началась в конце XIX века и связана с  именами Олены Пчилки, Н. Кобринской, Леси Украинки, О.Кобылянской, Л.Яновской, а также с такими общественными  организациями как «Клуб Русинок», «Кружок українських дівчат», «Жіноча  громада»... К сожалению, украинский феминизм замер в своем развитии с приходом к власти большевиков, для которых женское движение было одним из проявлений «буржуазных  штучек»...

Такая славная  история способствует тому, что национально-патриотическому  направлению современного отечественного феминизма бывает присуще некоторое  самодовольство. Иные его представительницы  болезненно относятся к критике  сегодняшнего состояния женских  проблем в Украине и открещиваются  от западных феминистических течений. 

Радикальные феминистки

Радикальный феминизм — это наиболее яркое и скандальное  феминистское течение, отпочковавшееся  от левого движения и представленное теоретическими работами западных авторов. Главная его идея заключается  в том, что дискриминация женщин органически следует из социального  устройства, в котором доминируют мужчины. Любое личное поражение  или унижение женщины они рассматривают  как политический акт, доказывающий порочность и вред патриархальной системы  власти. «Мы не говорим «супружеская ссора», мы говорим об оскорблении  женщины», — заявляет одна из идеологов  радикального феминизма. Отсюда следует  главная задача радикальных феминисток — коренное изменение общественных отношений в пользу женщин. Ну а  радикальнейшие из радикальных идут до конца и призывают к уничтожению  мужчин как класса.

Возможно, радикальные  феминистки были услышаны именно благодаря  своей эпатажности. Это они заявили  о проблеме насилия над женщинами, в частности насилия в семье, и после их выступлений в обществе всерьез заговорили о недопустимости сексуальных домогательств на рабочих  местах и в учебных заведениях. Однако их непримиримая позиция по отношению к мужчинам не только напугала последних, но и привела к дискредитации  феминизма как такового в глазах более умеренных представителей обоих полов.

Радикальных феминисток в Украине не видно и не слышно. Без упоминания о них рассказ о современном феминизме был бы неполным, а главное, не было бы понятно, откуда берутся представления о том, что все феминистки «ненавидят мужчин, воинственны и агрессивны». 

Либеральные феминистки

Так же, как центром  либеральной идеологии вообще является принцип свободы и защиты прав человека, центром идеологии либерального феминизма является обеспечение  равных прав и свобод для женщин и мужчин. И в этом нет никакой  попытки сделать мужчин и женщин одинаковыми или нарушить законы природы. Речь идет об отказе от так  называемого биологического детерминизма, когда всем женщинам приписываются  особые личностные качества, которые  отличают их от мужчин. К примеру, когда  говорят, что любая женщина по сравнению с любым мужчиной более  эмоциональна и пассивна и, одновременно, менее агрессивна и умна и т.д. Для либеральных феминисток определяющими  являются индивидуальные характеристики личности, а не принадлежность к  полу, ибо, если рассматривать человека в социальном контексте (а значит, вынести за скобки чисто биологические  и сексуальные аспекты), то оказывается, что различия между людьми в рамках одного и того же пола гораздо более  сильные, нежели различия между полами.

Интересно наблюдать  за тем, как приверженность к либеральным  ценностям разрушает глубоко  внедренные в сознание предрассудки биологического детерминизма.

Либеральные феминистки полагают, что половые различия ограничиваются органами воспроизводства и вторичными половыми признаками и не затрагивают умственных способностей и склонностей к тем или иным занятиям. Они поддерживают право выбора самой женщины — рожать ей ребенка или делать аборт. Они выступают за равные возможности для женщин и мужчин в образовании и в системе занятости. Они считают, что женщина может заниматься любым видом деятельности, для которой у нее хватает квалификации.

Именно либеральный  феминизм является ведущим течением феминизма и основой женского движения. В каком-то смысле можно  сказать, что это и есть «правильный  феминизм». Предтечей либерального феминизма является рационализм XVIII века и учение о естественных правах, основой – убеждение, что женщина прежде всего личность и, следовательно, должна иметь те же права и обязанности, что и мужчина. Суть либерального феминизма заключается не в борьбе с мужчинами, а в отстаивании прав всех людей, в том числе и мужчин, а также в борьбе против общественных стереотипов. 

Неосознанные  феминистки

Они нередко  начинают говорить о себе такими словами: «Я не феминистка, но...». То есть по сути эти женщины являются самыми настоящими феминистками либерального толка, но не могут позволить себе это признать из-за «испорченности» самого термина. Многих женщин термин «феминизм» отталкивает еще и потому, что в нем заложен принцип борьбы. Они считают, что в провозглашении и отстаивании прав женщин как класса есть что-то унизительное, и предпочитают утверждать свои личные права в реальной жизни по мере возникновения необходимости в этом. Главное, что объединяет «сознательных» и «неосознанных» феминисток — это стремление к установлению партнерских отношений с мужчинами как в семье, так и на работе. Отношений, основывающихся на возможности диалога, возможности быть услышанной и понятой, возможности в сотворчестве найти пути выхода из любого кризиса... 

Феминисты-мужчины

Как ни странно, в нашей стране они тоже есть, хотя бы потому, что у многих профессиональных феминисток есть мужья, которые поддерживают своих жен, разделяют их взгляды, а то и принимают участие в  их деятельности. Интересно, что феминистские идеи, поначалу воспринимаемые в штыки, нередко находят отклик в умах мужчин, когда они начинают задумываться о судьбе своих дочерей.

Информация о работе Проблема феминизма в современной Украине