Проблема дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цели: рассмотреть проблему дискриминации сексуальных меньшинств, определить отношение молодежи к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, выявление причин негативного отношения к сексуальным меньшинствам.
Задачи и методы:
Провести анкетирование по теме «Ваше отношение к сексуальным меньшинствам».
Проанализировать статистические данные и определить динамику изменения общественного мнения.
Фактически обосновать гипотезу, утверждающую, что по мнению большинства людей некоторый процент людей с нестандартной сексуальной ориентацией - вполне естественное явление.

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 79.52 Кб (Скачать)

                        Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Российский  химико-технологический университет  им. Д.И. Менделеева

Институт  химии и проблем устойчивого  развития

Кафедра социологии 
 

                                        Курсовая работа по социологии

« Проблема дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств» 

                                                                 

   Выполнила: Кондрашкина А.

                                                   

                                                 

                                          
 

                                      

                                             Москва 2011   

Введение 

     Современное  общество социально неоднородно  и дифференцированно. Занятие  индивидами различных позиций,  статусов приводит к проблеме  социального неравенства, одним  из аспектов которого является  социальная дискриминация. Дискриминация  в обществе существует в разных  проявлениях: по национальному,  экономическому, гендерному признаку  и другим. В этой работе я  хочу осветить проблему дискриминации  сексуальных и гендерных меньшинств.

   Проблема  отношения государства и его  граждан к сексуальным меньшинствам  неизбежно будет становиться  все более актуальной по мере  формирования в России гражданского  общества. Дискуссия о правах сексуальных меньшинств началась в России достаточно недавно, и в русском языке все еще не выработалось соответствующего лексикона, который был бы всеми принят и всем понятен. В нашем понимании к "сексуальным меньшинствам" относятся геи, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы. Все эти группы людей в равной степени должны быть защищены от дискриминации любого рода.

Говоря о гей-движении, мы подразумеваем любые общественные объединения, занимающиеся решением проблем, актуальных для сексуальных меньшинств. Иногда мы также используем принятую в западных странах аббревиатуру ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и транссексуалы). Слово "гомосексуализм" мы также  используем в этом расширенном понимании, подразумевая не только интимные отношения  между людьми одного пола. В понятие «сексуальные меньшинства» не включаются группы лиц, чьи сексуальные пристрастия определяются медициной как девиантные или патологические, либо реализация сексуальных пристрастий которых происходит не по взаимному согласию двух взрослых правоспособных лиц и тем самым нарушает права других людей или права животных либо уголовное законодательство, в частности, зоофилы, некрофилы, педофилы.

Термин «sexual minorities» в английском языке не несёт каких-либо оскорбительных или  негативных коннотаций и употребляется  в юридических документах как  собирательное понятие для гомосексуалов, бисексуалов и лесбиянок. Примером такого словоупотребления может  служить Sexual Minorities Rights Act, принятый в  Великобритании и относящийся только к гомосексуалам, бисексуалам и  лесбиянкам. В то же время среди  носителей русского языка встречается  широкая трактовка термина «сексуальные меньшинства», включающая и всякого  рода сексуальные девиации.

     Я считаю, что  говорить о "защите прав сексуальных меньшинств" не совсем корректно, поскольку согласно Всеобщей Декларации прав человека" и Конституции Российской Федерации все люди равны в своих правах независимо от каких бы то ни было различий. Поэтому с точки зрения прав человека разговор должен идти о проблеме дискриминации сексуальных меньшинств, то есть — о лишении их прав, в равной степени принадлежащих всем людям.

Гомосексуализм  как явление, можно оценивать с разных позиций.

С юридической  точки зрения гомосексуализм не является нарушением закона. Статья "о мужеложестве" была исключена из российского Уголовного Кодекса в 1993 году, и не появиться  там до тех пор, пока в России соблюдается  Конституция.

С медицинской  точки зрения гомосексуализм не является болезненным явлением, нездоровой аномалией, его не нужно "лечить", гомосексуальная  ориентация ни в коем случае не является признаком или причиной психического расстройства.

Каждая религиозная  конфессия в праве давать собственную  оценку гомосексуализму, но никакая  религиозная доктрина не может влиять на принятие решений на государственном  уровне. Россия — светское государство, и это означает, что власть и  религия разделены, и власть не вправе отдавать предпочтение или предоставлять  особые привилегии какой-либо конфессии. 

С точки зрения культуры, нельзя считать гомосексуализм чуждым для России явлением, и крайне наивно утверждать, что он появился под влиянием других культур. Сексуальные меньшинства существовали в России, как и во всем мире, всегда, менялось только отношение общества к ним, из-за чего о них было больше или меньше известно.

И, наконец, с  точки зрения этики. Некорректно относиться к сексуальным меньшинствам как к "другим", считать, что они чем-то сильно отличаются от остальных людей, и как-либо специально их выделять. Сексуальной ориентации человека, какой бы она ни была, следует уделять не больше внимания, чем это действительно необходимо в конкретной ситуации. Очень важно также помнить, что вопросы сексуальной ориентации, даже если они являются предметом общественной дискуссии, относятся в первую очередь к частной жизни людей, и говорить о них следует с соответствующим уважением и деликатностью. 

Дискриминация сексуальных меньшинств может проявляться  в таких явлениях как незаконные увольнения, исключение из учебных  заведений, отказ в приеме на работу, жестокое обращение в учреждениях  уголовно-исполнительной системы и  в армии, отказ в предоставлении медицинской помощи, отказ в праве  проведения публичных мероприятий, запрет обсуждения темы гомосексуализма  в публичном пространстве, а также  отказ в праве на справедливое расследование преступлений, жертвами которых являются представители сексуальных меньшинств. Всё это — очевидные нарушения конституционных прав граждан, в правовой и нравственной оценке которых не может быть сомнений.

Тот факт, что в настоящее время обществу малоизвестно о случаях дискриминации сексуальных меньшинств в России, не говорит о том, что в нашем обществе не существует этой проблемы. Из-за особой деликатности этой темы такие факты дискриминации часто не предаются огласке пострадавшими.

Помимо проблемы дискриминации сексуальных меньшинств, - то есть, лишения их каких-либо прав, в равной степени гарантированных  Конституцией всем гражданам России, следует отдельно рассматривать  такую социальную проблему как гомофобия — нетолерантное, предвзятое отношение общества к представителям сексуальных меньшинств и к самому явлению гомосексуализма. Гомофобия не считается нарушением прав человека, и отношение к сексуальным меньшинствам — личное дело каждого человека. Но, тем не менее, гомофобные настроения в обществе, несомненно, являются основной причиной дискриминации сексуальных меньшинств и могут приводить к проявлениям агрессии и насилия.

     Итак, проблема сексуальных меньшинств, касающаяся положения людей с  «нетрадиционной» сексуальной ориентацией,  стоит достаточно остро в современном  обществе. Культурные традиции и ценности, определяющие гетеросексуальное поведение как нормальное, способствуют формированию гетеросексизма и различных фобий в отношении людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией. Такое отношение общества детерминирует закрытость групп сексуальных меньшинств, социальный и психологический дискомфорт лиц с нетрадиционной ориентацией, что не позволяет им полностью реализовать себя как личность в социуме, тогда как полная реализация личности возможна лишь в сети социальных взаимосвязей.

     В данной работе я не буду рассматривать сам феномен гомосексуальности, биологические и социальные факторы, формирующие сексуальную ориентацию человека, а сразу подойду к проблеме социальной изоляции и ограничению прав представителей сексуальных и гендерных меньшинств.

Объект: Представители сексуальных и гендерных меньшинств.

Предмет: дискриминация сексуальных и гендерных меньшинств.

Цели: рассмотреть проблему дискриминации сексуальных меньшинств, определить отношение молодежи к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, выявление причин негативного отношения к сексуальным меньшинствам.  

Задачи  и методы:

Провести анкетирование  по теме «Ваше отношение к сексуальным  меньшинствам».

Проанализировать  статистические данные и определить динамику изменения общественного  мнения.

Фактически обосновать гипотезу, утверждающую, что по мнению большинства людей некоторый  процент людей с нестандартной  сексуальной ориентацией - вполне естественное явление.

Проследить динамику развития отношения молодежи к сексуальным меньшинствам. 
 
 

Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе» (18 января 2006 г) определяет гомофобию  как «иррациональный  страх и отвращение к гомосексуальности  и к лесбиянкам, геям, бисексуалам  и трансгендерным людям, основанные на предубеждении, подобном расизму, ксенофобии, антисемитизму и  сексизму». 

     Подобно другим социально-психологическим явлениям, ксенофобия коренится как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Люди всегда склонны воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной группы, выступающей в качестве эталона: «Мы» (свои) лучше, чем «Они» (чужие). Это явление называется этноцентризмом. Инаковость, непохожесть может вызывать не только отрицательные, но и положительные чувства, интерес, потребность во взаимодействии и обмене. Понятия «Другой», «Чужой», «Посторонний» предполагают разное социальное расстояние и имеют неодинаковую эмоциональную окрашенность.

«Человек может  объяснять свою неприязнь к группе Х тем, что она имеет плохие обычаи Y, а свое негативное отношение  к обычаям Y – тем, что их придерживаются плохие люди Х. При этом ни людей  Х, ни обычаев Y он может вообще не знать. При личном знакомстве установки  часто меняются к лучшему. Это  доказано и на примере антисемитизма, и на примере гомофобии.»1

Принцип толерантности, который пропагандирует Евросоюз, не требует, чтобы люди одинаково любили «своих» и «чужих». Речь идет всего  лишь о признании реально существующего  плюрализма культур и стилей жизни: не подражай тому, что тебе не нравится, но не возводи свои принципы в абсолют и не мешай другим людям жить по-своему. Это одно из необходимых условий мирного сосуществования.

Ссылки на «национальные  традиции» и «оскорбленные чувства» надо принимать с осторожностью. Защитники животных могут потребовать  запретить практикуемое мусульманами и православными армянами принесение в жертву баранов. Чувства правоверных  мусульман могут «оскорблять» открытые женские лица, не говоря уже о  мини-юбках.  

      Гомофобия существует не только  в России, но и в других странах.  Однако в России ее опасность  до сих пор не осознана.

Декриминализация (отмена уголовного наказания) проведена  у нас лишь в 1993, а депатологизация (отмена диагноза, признающего гомосексуальность  психическим заболеванием) – в 1999 году. Это очень малый исторический срок, тем более, что это встретило  яростное сопротивление консервативных сил, а государство не приложило  ни малейших усилий для разъяснения  ложности исторически сложившихся  негативных стереотипов. Геи и лесбиянки  освобождены от уголовного преследования, но не получили никаких гарантий своих  гражданских прав. В нашем законодательстве нет закона, который позволял бы дискриминировать сексуальные меньшинства, но нет и, ни одного закона, который  бы защищал их гражданские и человеческие права. В российском законодательстве гомосексуалы существуют только как  потенциальные преступники. За 13 лет  после декриминализации однополой  любви, московские власти не сочли нужным даже начать диалог с многочисленным законопослушным меньшинством. В  последние годы публичные нападки  на него резко усилились. В 2002 г. в  Думе предлагали даже восстановить уголовное  наказание за однополые отношения.

Это не может  не сказываться на состоянии общественного  сознания. «По данным репрезентативных национальных опросов, проведенных  Левада-центром в 1998, 2001 и 2005 гг., 31 % россиян  считают гомосексуальность болезнью или результатом психической  травмы, 36 % – следствием распущенности, вредной привычкой и только 20 % – сексуальной ориентацией, имеющей  равное с обычной право на существование (в 2005 г. среди 18-24 летних доля таких  ответов выросла до 39.5%).»2

Информация о работе Проблема дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств