Проблема человека как субъекта деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:15, реферат

Описание работы

основными задачами при написании данной курсовой работы были: определить понятия «субъект», «индивидуальность», «личность», их особенности, структуру; осознать, каким образом эти понятия соотносятся в человеке, какова их взаимосвязь. Ведь понятия «субъект», «индивидуальность», «личность» не тождественны: каждое из них раскрывает специфический аспект бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Содержание

Введение
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность
1.1 Понимание человека как субъекта
1.2 Человек как индивидуальность
1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал
2 Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность и личность
2.2 Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

проблема человека.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

 «МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА  имени Ю.А. Сенкевича»

 

 

Реферат

на тему: «Проблема  человека как субъекта деятельности» 

по дисциплине: «Человек и его потребности»

 

 

 

Выполнил: студент

4 курса 402-к  учебной группы

Факультета «Туристского сервиса»

Иевлев В.Ю.

Проверила: преподаватель 

Бутырина С.А.

Москва,2011

 

Содержание:

Введение

1. Человек как субъект, индивидуальность, личность

1.1 Понимание человека как субъекта

1.2 Человек как индивидуальность

1.3 Личность, ее формирование, свойства  и потенциал

2 Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке

2.1 Индивидуальность и личность

2.2 Отличие понятия «субъект» от  понятий «индивидуальность» и  «личность» 

Заключение

Список  использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема  личности - одна из центральных в  психологии. Но изучение личности и  ее понимание тесно связано с  осмыслением таких категорий, как  субъект и индивидуальность.

Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. В этих условиях очень важно защитить и развить дальше уникальность, самобытность человеческой личности, сохранить индивидуальность человека. Личность - это социализированный  индивид, рассматриваемый со стороны  его наиболее существенных социально  значимых свойств. Личность есть такая  целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление  индивидуального способа общественного  бытия.

Проблема  изучения человека как субъекта, индивидуальности и личности позволяет не только обозначить суть данных понятий, но и определить их взаимосвязь, отличия и значение этих категорий в практической психологии. В частности, изучение данной темы неразрывно связано с осуществлением управленческой деятельности, ведь она всегда связана  с взаимодействием, общением и координацией деятельности людей. Каждый человек  обладает устойчивым набором черт и  характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют  себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать  и почувствовать индивидуальность человека. Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих  определить характеристики индивидуальности и личности человека. В современном  менеджменте данным вопросам и данному  виду деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации  напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал.

Необходимость изучения индивидуальности и личности человека вызывается также и тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это  с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, трудностей в общении  и взаимодействии людей. Это все  наносит ущерб отдельным людям  и организации в целом. Факт необходимости  тщательного и регулярного изучения индивидуальных и личностных характеристик  членов организации не вызывает сомнения.

Человек не рождается личностью, он становится им в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается и проявляет себя как личность.

Таким образом, основными задачами при  написании данной курсовой работы были: определить понятия «субъект», «индивидуальность», «личность», их особенности, структуру; осознать, каким образом эти понятия  соотносятся в человеке, какова их взаимосвязь. Ведь понятия «субъект», «индивидуальность», «личность» не тождественны: каждое из них раскрывает специфический  аспект бытия человека. Личность может  быть понятна только в системе  устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках  людей, входящих в коллектив.

Следует отметить, что наиболее проработанной  в современной литературе является проблема личности человека, ее формирования и развития. Менее всего изучено  понимание человека как субъекта, что придает осознанию данной темы особую значимость. Изучение данной темы позволило получить полное представление о сочетании в человеке субъектного, индивидуального и личностного.

 

1. Человек как субъект, индивидуальность, личность

1.1 Понимание человека как субъекта

Субъект в психологии - это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Также существует трактовка субъекта как участника исторического процесса.

Одним из самых распространенных является подход к человеку как к субъекту деятельности. В психологии понятие  субъекта деятельности очень часто  непосредственно связано с тем  содержанием деятельности, которое  разрабатывается в той или  иной концепции. Но в любом случае, независимо от содержательной позиции  исследователей, деятельность в психологии понимается иначе, нежели предметная деятельность в философии. В основном психологическое  содержание деятельности сводится к  субъект-объектному отношению.

Причём  различие концептуальных позиций по поводу деятельности, в основном, сводится к различному значению цели и процедуры  целеполагания в структуре деятельности.

С точки зрения целеполагания, субъект  деятельности определяется как человек, способный самостоятельно целеполагать. То есть критерий самостоятельного генерирования целей является главным критерием в определении человека как субъекта деятельности.

Для решения проблемы человека как субъекта особое значение имеет принцип деятельности, в том числе, и для раскрытия  человека как субъекта истории. Именно на его основе выясняется, каким  образом человек в процессе материального, предметно-преобразующего взаимодействия с природой выступает тем самым  и в качестве субъекта своего собственного развития как существа общественного, в качестве субъекта истории. Но в то же время принцип деятельности позволяет рассматривать в качестве субъекта истории не только совокупного субъекта (общество в целом), но и отдельного человеческого индивида. Субъект, созидающий схемы, нормы и идеалы своей собственной деятельности в процессе культурного выбора - это человек, задающий перспективу своего развития, строящий свою историю.

В "психологии субъекта" бесспорным лидером и одним из ее основателей  был Андрей Владимирович Брушлинский.

Брушлинский субъектом называл человека, рассматриваемого на высшем для него уровне активности, целостности, автономности: "Важнейшее из всех качеств человека - быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов.

Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения  и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается  вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что  речь идет именно о субъекте, а не индивиде, индивидуальности и т.п.

Первый  существенный критерий становления  субъекта - это выделение ребенком в возрасте 1-2 лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения  их простейшими значениями слов.

Следующий наиболее важный критерий-это выделение  детьми в возрасте 6-9 лет на основе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме  простейших понятий (числа и т.д.).

Третьим критерием субъекта следует считать  сформированность у человека способности осознавать совершаемые им поступки как свободные нравственные деяния, за которые он несет ответственность перед собой и обществом. Субъектом можно назвать только внутренне свободного человека, принимающего решения о способах своего взаимодействия с другими людьми, прежде всего на основании сознательных нравственных убеждений. Говорить о человеке как субъекте можно только при таком понимании им собственного бытия, при котором он, осознавая объективность и сложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для их решения.

Четвертый критерий - развитость навыков самопознания, самопонимания и рефлексии, обеспечивающие человеку взгляд на себя со стороны. В отличие от остального сущего человек всегда соотнесен со своим бытием. Соотнесенность проявляется, прежде всего, в направленности познавательной, этической и эстетической активности взаимодействующих людей не только друг на друга, но и на себя. Именно рефлексивное отношение каждого из нас к себе наиболее рельефно выражает отношение к бытию. Способность к рефлексии, направленной на себя, - ключ к превращению человека в субъекта. Субъект - это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решения о совершении нравственных поступков, основываясь на результатах самопознания, самоанализа, самопонимания.

1.2 Человек как индивидуальность

Индивидуальность  обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических  особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальные  особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе  межличностных отношений, субъектом  которых выступит человек как  личность. Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож  ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется  индивидуальность каждого конкретного  человека. При этом, как бы ни строилось  это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и  не похож на остальных.

Каждый  человек обладает устойчивым набором  черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря  чему можно зафиксировать и почувствовать  индивидуальность человека.

Конкретный  человек фиксируется окружением по его индивидуальности, так как  индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга  и сохраняют определенное отношение  друг к другу. В то же время следует  отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение  индивидуальности человека, иногда очень  существенное.

Индивидуальность  человека формируется под влиянием трех групп факторов.

Первую  группу составляют наследственность и  физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может  нести в себе и передачу некоторых  поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях  очень много общего, определяющего  их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром  адаптации, отражающий физиологическую  реакцию на раздражение.

Вторую  группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие  из окружения человека. В общем  виде влияние этих факторов можно  рассматривать как влияние окружения  на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой  он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает  под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье  дети усваивают определенные поведенческие  стереотипы, вырабатываются их жизненные  установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает  сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий  тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны  окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может  приводить к существенному изменению  индивидуальности человека.

Третью  группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера  человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

Понятие индивидуальности (от лат. individuum - неделимое) в современной психологии представляют системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации. Все его сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности.

Информация о работе Проблема человека как субъекта деятельности