Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:12, реферат
В настоящее время в России продолжается сложный процесс преобразования экономики, в рамках которого происходят глубокие преобразования в системе политики занятости. В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью разумной политики занятости населения.
Говоря
о проблемах безработицы
Ко второй категории безработных относятся все те, кто фактически являются безработными независимо от того, считаются ли они официально безработными или нет. К тем, кто официально не входит в состав безработных, относятся все, кто не имеет работу, желает ее найти, но в отчаянии прекратили поиски работы.
Морально и психологически длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, чувству вины. Физически длительная безработица может вызвать у пострадавшего сердечные заболевания, сделать его алкоголиком и даже привести его к самоубийству. Более того, длительная безработица не может не сказаться на положении семьи безработного, нередко разрушая последнюю.
Таким образом, наиболее тяжелым последствием состояния безработицы на микроуровне являются падение материального достатка семьи безработного, тяжелое психологическое состояние, которое зависит от длительности пребывания человека без работы, что в конечном итоге может привести к профессиональной дисквалификации и бездеятельности. Поэтому при разработке мер социальной защиты безработных необходимо перейти от уравнительного подхода к проблеме человека, основанного на использовании экономических показателей «подходящей работы» к целенаправленному вмешательству органов занятости на ранних фазах безработицы, чтобы облегчить психологическое и материальное состояние безработного и перевести его из незащищенного положения в относительно защищенное.
Фактическая безработица приносит бедствия не только на микроуровне. Ее эффект опасен и на макроуровне, на уровне общества и государства в целом.
Проблемы безработицы для государства заключаются в следующем:
Это,
во-первых, недопроизводство ВВП. Реальный
объем национального производства оказывается
меньше потенциального, т.е. того, который
могло бы иметь общество при полном использовании
ресурсов труда.
Во-вторых, безработица вызывает определенную социальную напряженность в обществе. И чем выше уровень безработицы, тем значительнее степень этой напряженности. Безработица чревата проявлениями массовых протестов в обществе, политическими конфликтами, в целом она несет угрозу стабильности общества. В-третьих, повышение уровня безработицы может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. Экономические и психологические проблемы, возникающие у безработных, могут подтолкнуть их к противоправным действиям. С другой стороны, повышение степени безопасности потребует от налогоплательщиков или увеличения налоговых взносов, или их перераспределения в пользу правоохранительных органов с ущербом, как правило, для других сфер бюджетного финансирования.
С социальной точки зрения принципиально важно, что макроэкономические издержки неравномерно распределяются по слоям общества: каждый процент роста естественной безработицы сказывается на бедных в большей степени, чем на остальных, т.е. потери доходов, связанные с ростом безработных, концентрируются в семьях с низкими доходами. Таким образом, с ростом числа безработных возникает перераспределение национального дохода в пользу элитных слоев общества и происходит обнищание слоев населения с низкими доходами. Спецификой российского рынка рабочей силы является большой объем скрытой безработицы. Основной ее источник - падение производства и неадекватное ей сокращение численности занятых.
Сохранению большого объема скрытой безработицы способствует политика налогообложения. Суть ее состоит в том, что часть фонда оплаты труда, превышающая шесть минимальных окладов в среднем на одного работающего подлежит налогообложению по ставке налога на прибыль.
Этот
закон вынуждает руководителей
предприятий сохранять
Пути решения проблем безработицы.
Начнем с того, что фрикционная безработица является постоянным спутником любой экономики. То есть определенный уровень безработицы будет иметь место в любой экономике. Поэтому следует говорить не о полной, а об эффективной занятости, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность соответствующей переквалификации.
Полная занятость - это уровень занятости, складывающийся в стране при наличии только структурной и фрикционной форм безработицы.
Важно иметь в виду, что полная занятость - благо для экономики только в том случае, если в ее основе лежит продуктивная занятость. Продуктивная занятость - организация использования рабочей силы таким образом, что занятые (работающие) производят необходимые населению товары и услуги с наименьшими возможными издержками.
Полная занятость может и не быть благом для общества, если она включает занятость на рабочих местах, где ничего полезного не производится.
Следует отметить, что существует тесная связь между мероприятиями в области занятости и политикой доходов. Так, борьба с инфляцией, снижающей реальные доходы населения, неизбежно ведет к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничение денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение ставки ссудного процента. В свою очередь сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и соответственно к росту циклической безработицы.
Попытки же уменьшения массы безработных за счет увеличения количества рабочих мест требует увеличения инвестиций путем расширения государственных инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и при попытках смягчения безработицы через систему пособий безработных. Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить мероприятия по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области эффективной занятости.
Средства
государственного регулирования безработицы
подразделяются на: правовые; организационно-
1. Правовое обеспечение - законодательные и другие нормативные акты, дающие возможность гражданам трудиться в избранной сфере согласно призванию, способностям, образованию, регламентирующие структуру расходов на образование, рост квалификационного потенциала и т.д.;
2. Экономические средства регулирования: прогнозирование и программирование; финансирование; кредитование; налоговая политика; система стимулирования хозяйственной деятельности; система штрафных санкций; антимонопольная политика и др.;
3. Организационные
средства управления: государственный
заказ на подготовку
региональных службах; поддержка предпринимательских, женских, молодежных и других общественных организаций и т. д.;
4. Социальные гарантии - квоты на трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
5. Информационное обеспечение - политика обеспечения равных прав и возможностей для социально-демографических групп на информационную поддержку, включая обратную связь.
Методы влияния на занятость со стороны государства можно разделить на косвенные и прямые.
Методы
прямого воздействия на динамику
занятости и состояние трудовых
отношений относятся в основном
к экономической, правовой и организационной
сфере, когда посредством
Методы
косвенного воздействия в большей
мере адекватно вписываются в
цивилизованные направления управленческих
решений в регулировании сферой
воспроизводства рабочей силы. В
данном случае органы управления прямо
не вмешиваются в процесс трудовых отношений.
Они создают лишь предпосылки к тому, чтобы
при самостоятельном выборе направлений
хозяйствования субъекты рынка труда
тяготели к тем вариантам, которые соответствуют
целям экономической стратегии. Преимущества
данных методов заключаются в том, что
они не нарушают сложившихся соотношений
на рынке труда и являются существенным
катализатором основных процессов, происходящих
в сфере воспроизводства рабочей силы.
Современная политика российского государства в области занятости населения строится на принципах, изложенных в принятом в 1991 г. Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Прежде всего, этот закон регламентирует систему мер по социальному обслуживанию лиц, получивших статус безработных, как-то: содействие в трудоустройстве, направление на обучение, досрочное оформление пенсии, материальная поддержка безработных на период поиска работы. Важнейшим шагом в формировании инфраструктуры российского рынка труда стало создание в начале 90-х годов государственной службы занятости ГЗС (до 1996 г. - Федеральная служба занятости).
Обслуживание безработных - безусловно, важная, но в то же время конечная ступенька в реализации политики занятости. Исходной задачей является профилактика безработицы, осуществление которой возможно лишь на основе воздействия на ситуацию в области занятости.
Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения.
Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
К самозанятым
относят: предпринимателей, лиц, работающих
не по найму, членов производственных
кооперативов и неоплачиваемых работников
семейных предприятий.
В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.
Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.
Развитие
самозанятости предполагает наличие
определенной организационной структуры,
которая может оказать этим людям определенную
помощь в организации и развитии своего
"дела". И именно такую помощь оказывает
служба занятости. Она может предоставить
безработным денежную помощь для организации
производства, организовать обучение
граждан и т.д. Наиболее распространенной
формой самозанятости сегодня можно считать
торговлю. В то же время, если рассматривать
структуру занятости населения, то торговлей
у нас занимается относительно меньшая
доля занятого населения, чем в других
странах с развитой рыночной экономикой.
Следовательно, подобное перераспределение
объективно. Ценность его заключается
и в том, что определенная часть тех, кто
сегодня занят торговлей или другими видами
работ, вчера могли быть безработными,
а сегодня они сами нашли свое место в
системе необходимых обществу видов занятии.
И самое главное, эти люди уже нашли себя
в системе рыночных отношений.
Сегодня в России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию. Речь идет прежде всего о том, что для субъектов малого бизнеса практически не сформирована нормативно-правовая база, которая учитывала бы его интересы. Одна из причин такого положения заключается в низком уровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов. Между тем крупные предприниматели имеют возможность лоббировать принятие правовых актов или решений правительства.
Основная проблема, с которой сталкиваются предприниматели в России - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор в нашей стране практически отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живший «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства предстоит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может, поэтому остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.