Проблема безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:27, реферат

Описание работы

Цель реферата: Исследование безработицы в современном обществе.
Основными задачами при написании реферата по данной теме являются:
изучить основные понятия и сущность безработицы;
выявить основные причины ее возникновения;
рассмотреть возможные меры по борьбе с безработицей;
проанализировать состояние безработицы по России сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 2
Возникновение безработицы……………………………………….. 3
Понятие "безработица"……………………………………………… 4
Причины безработицы………………………………………………. 4
Основные формы безработицы……………………………………... 5
Структура безработицы в современной России……………………. 7
Последствия безработицы………………………………………… 11
Методы борьбы с безработицей…………………………………….. 14
Статистический анализ уровня безработицы в России.Факторы, способствующие безработице в России……………………………. 17
Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2009 года…………………………………………………………………... .19
Заключение……….………………………………………………………… 26
Список литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

социол.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

По данным Федеральной  службы по труду и занятости, в  конце мая 2007г. на учете в государственных  учреждениях службы занятости населения  состояло 1,6 млн. безработных. По сравнению  с маем 2006г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 217 тыс. человек, или на 12,1%. В мае 2007г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) превышала численность зарегистрированных безработных в 2,5 раза. В общей численности безработных 1,6 млн. человек (35,4%) не имели опыта трудовой деятельности. В мае 2007г. по сравнению с маем 2006г. среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 5,1 процентных пункта.

Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, представлен на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности на май 2007.

Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 0,8 млн. человек (29,2%) составляют лица, уволившиеся  по собственному желанию и 0,8 млн. человек (28,9%) - лица, которые оставили последнее  место работы в связи с сокращением персонала. По сравнению с маем 2006г. доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, сократилась на 4,7 процентных пункта, а доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, сократилась на 1,4 процентных пункта.

Среднее время  поиска работы безработными в мае 2007г. составило 8,9 месяца и по сравнению  с маем 2006г. увеличилось на 0,1 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы  один год и более имели 42,6% безработных (в мае 2006г. – 41,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 54,1%, и увеличилась за последний год на 1,0 процентный пункт. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы увеличилась на 0,9 процентных пункта и составила 34,6%. Динамика численности занятого населения и безработных в РФ представлена на графике 3. Средний возраст безработных составил 33,7 года, занятого населения – 39,8 года. Молодежь до 25 лет составляет 31,8% среди безработных и 11,5% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,1% и 11,1 %.Около 11% безработных имели высшее образование и 18% - среднее профессиональное. Среди занятых эти данные составили соответственно 25,9% и 25,6%.

6. Последствия безработицы

Очень часто оценивается лишь экономический  эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных  пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят  кумулятивный характер, практически  не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркнем, что появляется не просто возможность  оценить социальный ущерб или  косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные  исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные  последствия безработицы: 

Отрицательные:

  1. Обострение криминогенной ситуации.
  2. Усиление социальной напряженности.
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4. Увеличение социальной дифференциации
  5. экономического  потенциала,  прямым  экономическим  потерям,  являющимся  следствием  естественной  и  фактической  безработицы  (и  соответственно  занятости). Закон Оукена (американского  экономиста) гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%.
  6. ранее  достигнутого  уровня  жизни.  (Рост  безработицы  снижает  покупательный  и  инвестиционный  спросы,  сокращает  объемы  сбережений  у  населения).
  7. квалификации и практических навыков по причине отстранения от работы.
  8. преступности  имеет тесную взаимосвязь с  ростом  безработицы.
  9. Снижение трудовой активности.

Данные последствия безработицы показывают необходимость изучения причин ее возникновения, значимость проведения анализа сложившейся ситуации и поиска методов снижения безработицы, превышающей естественный уровень. Данные вопросы будут рассмотрены на примере состояния безработицы в Российской Федерации в следующей  главе.

Можно выделить следующие положительные  факторы воздействия:

  1. выступает  как  условие  роста  производства,  появления  новых  предприятий. 
  2. повышает  эффективность  труда (за счет создания конкуренции). 
  3. Повышение социальной ценности рабочего места.
  4. Увеличение личного свободного времени.
  5. Возрастание свободы выбора места работы.
  6. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

    Экономические последствия безработицы:

Отрицательные:

1. Обесценивание  последствий обучения. 2. Сокращение производства. 3. Затраты на помощь безработным. 4. Утрата квалификации. 5. Снижение жизненного уровня. 6. Недопроизводство национального дохода. 7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

1. Создание  резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики. 2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду. 3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования. 4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

7. Методы борьбы с безработицей

Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной  безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения  информационного обеспечения рынка  труда. Во всех странах эту  функцию выполняют организации  по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей  информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранения  факторов, снижающих мобильность  рабочей силы. Для этого необходимо  прежде всего:

а) создание развитого  рынка жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы  должны привести к тому, чтобы рабочая  сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

стимулирование  роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;поддержка  и поощрение инвестиций в реконструкцию  предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий  для роста самозанятости. Смысл  такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные  методы:

  1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
  2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
  3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

8. Статистический анализ уровня безработицы в России.

Факторы, способствующие безработице в России

Проблему безработицы  усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

Анализ официальной  статистики в сфере занятости  показывает, что органы государственной власти игнорируют проблемы дискриминации. Имеющаяся статистика отслеживает уровень безработицы по признакам пола; возраста; семейного положения (при этом учитывается факт состояния в браке, а не наличия или отсутствия детей); инвалидности. Не находит отражения в официальной статистике уровень безработицы среди этнических и религиозных меньшинств, беременных женщин и матерей малолетних детей, беженцев, вынужденных переселенцев, просителей убежища, лиц без гражданства, иностранных граждан, лиц без регистрации по месту жительства, лиц, состоящих в профсоюзах и являющихся профсоюзными активистами, освободившихся из мест лишения свободы.

Между тем, практически  во всех регионах отмечается дискриминация  женщин, особенно в связи с беременностью  и наличием малолетних детей, инвалидов, пожилых людей. В анкетах, на собеседованиях одним из обязательных для женщин является вопрос о детях и их возрасте, в то время как мужчинам такой вопрос не задается. Большинство вакансий имеют возрастной ценз, причем в отношении женщин более строгий, чем для мужчин. Для мужчин он обычно составляет до 45 лет, в то время как для женщин до 35 лет. Нижний предел, как правило, устанавливается косвенно за счет требования наличия определенного опыта работы, что затрудняет трудоустройство для лиц, впервые ищущих работу. Отмечены случаи дискриминации по национальному признаку в отношении цыган, казахов, лиц других национальностей. Прием на работу инвалидов связан для работодателя с возникновением дополнительных обязанностей в части создания соответствующих условий труда, что приводит к значительным трудностям в трудоустройстве инвалидов, отмечаемых во многих регионах. Беженцы, вынужденные переселенцы, просители убежища, как правило, испытывают трудности при трудоустройстве в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Статистические данные по фактам дискриминации членов профсоюзов и профсоюзных активистов отсутствуют, однако региональные данные указывают на то, что такие случаи имеются.Дискриминация в связи с занятием профсоюзной деятельностью или принадлежностью к профсоюзам вообще является достаточно распространенной и проявляется в таких формах как: необоснованное увольнение; установление неравной оплаты (либо невыплата премий членам профсоюзов); препятствия в продвижении по службе (в частности, отказ в направлении на обучение для повышения квалификации, необходимой для продолжения работы); отказ в переводе в реорганизуемые предприятия вместе с остальными работниками (известны случаи, когда реорганизация или реструктуризация проводится именно с целью избавиться от работников, являющихся членами профсоюза, профсоюзных активистов).

Информация о работе Проблема безработицы в России