Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:40, реферат
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка
Введение…………………………………………………………………………………………………………………….…………...стр.2-7
Гл. I. Природа политической власти.
1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.8-31
1.2 Государство как инструмент власти……………………………………………………………………....стр.32-45
1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58
Гл. II Особенности функционирования власти в условиях реформирования России.
2.1 Институты власти современной России………………………………………………………………….…..стр.52-70
2.2 Актуальные проблемы реформирования Российской государственности……………..…стр.71-81
Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85
Библиографический список…………………………………………………………………...….стр.86-88
господствующей или руководящей в нем единой воле.[21] Отрицать то, что
власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо
субъекта, было бы нелепо. Вместе с тем считаю, что сводить сущность
властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. К
сожалению, это свойственно было марксистской традиции политической
мысли. Марксова констатация — «насилие является повивальной бабкой
всякого старого общества, когда оно беременно новым»[22]— превратилась в
императив революционного мышления, и действия. Свести властные отношения
к насилию не позволяют, на мой взгляд, следующие основания. Дело в том,
что власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных
целей. Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные
трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей,
свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности. Кроме того,
неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых
целей должна осуществляться только на основе принуждения и насилия. Ведь
существует множество других способов влияния.
Сказанное позволяет принять позицию тех авторов, которые исходят из
того, что понятие «власть» означает право и возможность одних
повелевать,
распоряжаться и управлять
одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать
определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом
авторитет, право, насилие и другие средства.[23]
Политическая власть вторична
по отношению к
формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли
множеств в одном субъекте. Однако политическая власть не тождественна
любой общественной власти.
Политическая власть существовала, как известно, не всегда. В
примитивных обществах, т.е. в обществах, социально не структурированных,
общая власть еще не носит политического характера, так как нет проблем,
которые вызывают к жизни политику, — проблем достижения согласия.
Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными
интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть
ограничена родственными племенными связями. Политическая власть
определена пространственными, территориальными границами. Политической
властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы
к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При
неполитической власти нет жестких различий между управляющими и
управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством,
элитой. Политическая власть возникает на основе соединения процесса
концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений,
организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые
сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть
концентрируется и реализуется.
Конечно, каждая форма проявления власти заслуживает внимания и
изучения. И этим занимаются соответствующие научные дисциплины.
Политологию же интересует политическая власть, являющаяся, как уже было
отмечено, ядром политической системы общества, ее организационным и
регулятивно контрольным началом. Она определяет все другие институты и
отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно
политическая власть воздействует на развитие всех других общественных
систем - экономической, социальной, духовной и др. К понятию
«политическая власть», конечно, применимо общее, приведенное выше
определение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего
многочисленные формы проявления. Политическая власть, как и любая другая
власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в
отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она
имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными
признаками являются:
*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и,
соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить
влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо
вообще устранить их;
*всеобщность, т.е.
власть действует на основе права от имени всего общества;
*легальность в использовании силы и других средств
властвования в пределах
*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра
(системы властных органов)
*широчайший спектр
реализации власти.[24]
Нередко власть и принуждение
противопоставляют свободе.
состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не
является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам
и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не
оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа.
Такое общество, строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе,
человек не может быть свободным от общества.
Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также
средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе ее активное,
направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация,
социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект
должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к
власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен
знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти
является широко распространенное отождествление власти с ее носителем.
Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти
и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных
лиц.
Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ
(распоряжение)
как властное повеление
2) подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти: 3)
наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей
воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с
всеобщим интересом.
От приказа, характера
зависит отношение к нему объекта (исполнителей) — второго важнейшего
элемента власти. Власть — всегда двустороннее отношение взаимодействие
субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет
объекта, там нет власти.
Осознание зависимости
свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко
используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об
эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения
независимости Индией в результате массовых акций неповиновения
колониальным британским властям.
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от
ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,
воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также
естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Как
отмечал В. Пугачев и А. Соловьев, готовность к подчинению зависит от
многих факторов: от качеств объекта власти, от характера предъявляемых к
нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает
субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает объект в
зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета.[25]
Качества объекта
всего, политической культурой населения. С этой точки наибольшую
покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы
политических культур.
Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих
твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и
тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект
властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших
внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием.
Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в
области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед
санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и
обратно пропорциональна вероятности избе жать его в случае непослушания.
Более стабильной является
личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному