Природа политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:40, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………….…………...стр.2-7
Гл. I. Природа политической власти.
1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.8-31
1.2 Государство как инструмент власти……………………………………………………………………....стр.32-45
1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58
Гл. II Особенности функционирования власти в условиях реформирования России.
2.1 Институты власти современной России………………………………………………………………….…..стр.52-70
2.2 Актуальные проблемы реформирования Российской государственности……………..…стр.71-81
Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85
Библиографический список…………………………………………………………………...….стр.86-88

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.88 Кб (Скачать)

господствующей  или руководящей в нем единой воле.[21] Отрицать  то,  что

власть проявляется  в процессе подчинения, принуждения  воли  какого-либо

субъекта, было бы нелепо. Вместе с  тем  считаю,  что  сводить  сущность

властных  отношений только к насилию и  принуждению было бы неправильно. К

сожалению,  это  свойственно  было  марксистской  традиции  политической

мысли. Марксова  констатация — «насилие  является  повивальной  бабкой

всякого старого  общества, когда оно беременно  новым»[22]— превратилась в

императив революционного мышления, и действия. Свести властные отношения

к насилию  не позволяют, на мой взгляд, следующие  основания. Дело в  том,

что власть оказывается неполной, когда субъект  не  достиг  поставленных

целей.  Если  желаемые  результаты  не   достигнуты,   то   колоссальные

трудности,  связанные  с  преодолением   сопротивления   других   людей,

свидетельствуют не о триумфе власти, а  о  ее  ущербности.  Кроме того,

неясно, почему мобилизация  людей  на  достижение  общественно  значимых

целей должна осуществляться только на основе принуждения  и насилия. Ведь

существует  множество других способов влияния.

    Сказанное позволяет принять  позицию тех авторов, которые  исходят  из

того,  что  понятие  «власть»  означает  право   и   возможность   одних

повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность

одних  осуществлять  свою  волю  по  отношению   к   другим,   оказывать

определяющее  влияние на их поведение и деятельность, используя при  этом

авторитет, право, насилие и другие средства.[23]

    Политическая власть вторична  по отношению к  индивидуальной  власти,

формируется в результате делегирования части  прав  и  концентрации  воли

множеств  в одном субъекте. Однако политическая  власть  не  тождественна

любой общественной власти.

    Политическая  власть  существовала,  как  известно,  не  всегда.   В

примитивных обществах, т.е. в обществах, социально не структурированных,

общая власть еще не носит политического характера, так как нет  проблем,

которые вызывают  к  жизни  политику,  —  проблем  достижения  согласия.

Политическая  власть возникает в обществе,  где  люди  разделены  разными

интересами,  неодинаковым  положением.  В  примитивном  обществе  власть

ограничена  родственными   племенными   связями.   Политическая   власть

определена пространственными, территориальными  границами.  Политической

властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы

к данной территории,  социальной  категории,  приверженности  идее.  При

неполитической  власти  нет  жестких  различий  между   управляющими   и

управляемыми. Политическая власть  осуществляется  всегда  меньшинством,

элитой. Политическая власть  возникает  на  основе  соединения  процесса

концентрации  воли множества  и  функционирования  структур  (учреждений,

организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов:  людей,  которые

сосредоточивают в себе  власть,  и  организаций,  через  которые  власть

концентрируется и реализуется.

    Конечно, каждая  форма  проявления  власти  заслуживает  внимания  и

изучения.  И  этим  занимаются   соответствующие   научные   дисциплины.

Политологию же интересует политическая власть, являющаяся, как уже  было

отмечено, ядром  политической  системы  общества,  ее  организационным  и

регулятивно контрольным началом. Она определяет все другие  институты  и

отношения в самой политической  системе  общества.  Прямо  или  косвенно

политическая  власть воздействует на развитие  всех  других  общественных

систем  -  экономической,  социальной,  духовной   и   др.   К   понятию

«политическая  власть»,  конечно,  применимо  общее,  приведенное   выше

определение  власти  как  таковой,  как   широкого   понятия,   имеющего

многочисленные  формы проявления. Политическая власть, как и любая другая

власть, означает способность и право  одних  осуществлять  свою  волю  в

отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе  с тем она

имеет в  отличие от других форм власти свою специфику. Ее  отличительными

признаками  являются:

     *верховенство, обязательность ее  решений  для  всего  общества  и,

     соответственно, для всех других  видов власти. Она может  ограничить

     влияние других форм власти, поставив  их в  разумные  границы,  либо

     вообще устранить их;

     *всеобщность, т.е. публичность.  Это означает, что политическая

     власть действует на основе  права от имени всего общества;

     *легальность в использовании  силы и других средств

     властвования в пределах страны;

     *моноцентричность, т.е. существование общегосударственного  центра

     (системы властных органов) принятия  решений;

     *широчайший спектр используемых  средств для завоевания, удержания и

     реализации власти.[24]

    Нередко власть и принуждение  противопоставляют свободе. Свобода  есть

состояние независимости от внешних условий. Однако  такое  состояние  не

является  внешне бездеятельным, когда человек  и не подчиняется никому сам

и не подчиняет  никого, не поддается  на  чужое  влияние  и  сам  его  не

оказывает. Трудно представить себе общество  из  людей  подобного  типа.

Такое общество,  строго  говоря,  упраздняется,  т.к  живя  в обществе,

человек не может быть свободным от общества.

    Основными элементами власти  являются ее  субъект,  объект,  а  также

средства  (ресурсы).  Субъект  власти  воплощает  в  себе  ее  активное,

направляющее  начало.  Им  может  быть  личность,  орган,   организация,

социальная  общность и др.  Для  реализации  властных  отношений  субъект

должен обладать рядом таких качеств, как желание  властвовать  и  воля  к

власти. Помимо этого субъект власти  должен  быть  компетентным,  должен

знать состояние  и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

      Отражением  первостепенной  роли  субъекта  в  отношениях   власти

является  широко распространенное отождествление власти с  ее  носителем.

Так, говорят  о решениях власти, о действиях  властей, о произволе  власти

и т.п., подразумевая под властью  управленческие  органы  или  отдельных

лиц.

     Субъект определяет содержание  властного отношения через: 1)  приказ

(распоряжение) как властное повеление подчиниться  воле субъекта  власти;

2) подчинение  как поведение частной воли  под всеобщую  волю  власти:  3)

наказание (санкции) как средство воздействия  на отрицание господствующей

воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с

всеобщим  интересом.

     От приказа, характера  содержащихся  в  нем  требований  во  многом

зависит отношение  к нему объекта  (исполнителей)  —  второго  важнейшего

элемента  власти. Власть — всегда двустороннее  отношение  взаимодействие

субъекта  и объекта. Власть немыслима без  подчинения  объекта.  Где  нет

объекта, там  нет власти.

     Осознание зависимости субъекта  власти от покорности населения  нашло

свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения,  широко

используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об

эффективности этого средства свидетельствует, например,  факт  обретения

независимости  Индией  в   результате   массовых   акций   неповиновения

колониальным  британским властям.

    Масштабы  отношения  объекта   к  субъекту  власти  простираются   от

ожесточенного сопротивления, борьбы  на  уничтожение  до  добровольного,

воспринимаемого с радостью повиновения.  В  сущности,  подчинение  также

естественно присуще  человеческому  обществу,  как  и  руководство.  Как

отмечал В. Пугачев и А. Соловьев, готовность  к  подчинению  зависит  от

многих факторов: от качеств объекта власти, от характера  предъявляемых к

нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает

субъект,  а  также  от  того,  как  исполнитель  воспринимает  объект  в

зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета.[25]

    Качества объекта  политического   властвования  определяются,  прежде

всего,  политической  культурой  населения.  С  этой  точки   наибольшую

покорность   обеспечивает   патриархальная   и    подданническая    типы

политических  культур.

     Преобладание в обществе  людей,  привыкших  повиноваться,  жаждущих

твердой руки, является благоприятной питательной  средой  авторитарных  и

тоталитарных  режимов.  Какими  же   мотивами   руководствуется   объект

властвования?  Что  заставляет  его  подчиняться?  Одним  из   важнейших

внутренних  побуждений к  подчинению  является  страх  перед  наказанием.

Страх —  это очень сильный мотив,  но  крайне  непрочный.  Специалисты  в

области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед

санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна  тяжести наказания и

обратно пропорциональна вероятности избе жать его в случае непослушания.

    Более стабильной является власть, основанная на интересе,  поскольку

личная  заинтересованность   побуждает   подчиненных   к   добровольному

Информация о работе Природа политической власти