Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:20, контрольная работа
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде.
Введение……………………………………………………………………….….2
1. Природа и виды социальных отклонение……………………………………3
2. Социологические теории девиантного поведения……………………….….8
3. Функции и дисфункции девиации…………………………………………..21
Заключение………………………………………………………..…………...…24
Список литературы………………………………………………..……………..26
Содержание
Введение………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде.
Несомненно, мир существует
исключительно потому, что действия
огромного числа людей
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование, им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Под девиантным поведением (латин. – отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
Социальные нормы выполняют функции обеспечения общества эталонами (стандартами) поведения (взаимодействия) и функции стабилизации (упорядочения) отношений между группами и индивидами. Общество, принимая те или иные нормы в качестве образца поведения, создает механизмы их соответствующей общественной, моральной и правовой поддержки, что предполагает и наличие соответствующих санкций по линии общественного и государственного воздействия.
Социальные нормы исторически обусловлены и подвижны. Но интенсивность и характер их изменений в разных социальных условиях различны. В реформируемом обществе, каковым является и современное казахстанское общество, возникает сложная ситуация, когда разрушаются одни нормы и еще не созданы другие, что само по себе чревато ростом девиантных проявлений в самых различных формах. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.
В большинстве обществ
контроль девиантного поведения
несимметричен: отклонения в плохую
сторону осуждаются, а в хорошую
- одобряются. В зависимости от того,
позитивным или негативным является
отклонение, все формы девиаций можно
расположить на некотором континууме.
На одном его полюсе разместится
группа лиц, проявляющих максимально
неодобряемое поведение: революционеры,
террористы, предатели, преступники, вандалы.
На другом полюсе расположится группа
с максимально одобряемыми
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями. Отклонение от нормы может быть положительным (направленным на развитие общественной системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения) и негативным, отрицательным. Именно последнее представляет объект профессионального интереса социального педагога.
Негативное девиантное поведение
разделяется на аморальное (поступки
противоречат принятым в обществе нормам
морали), делинквентное (латин.- совершать
проступки, правонарушитель), когда
поступки противоречат нормам права, кроме
уголовного, и преступное, когда
преступаются нормы уголовного законодательства.
Существуют определенные подходы к
классификации девиантного
Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:
а) отклонения, связанные
с нарушением правовых норм, т.е. правонарушения.
Правонарушение – это виновное поведение
дееспособного лица, которое противоречит
нормам права и влечет за собой
юридическую ответственность. Правонарушения
разделяются на проступки (гражданские,
дисциплинарные, административные) и
преступления. Преступление – виновно
совершенное общественно
б) отклонение в сфере общественной морали:
1. Пьянство и алкоголизм.
Пьянство – злоупотребление
2. Наркомания (греч. nark - отклонение;
mania – безумие). Наркоманию рассматривают
как злоупотребление
3. Проституция (лат. –
выставлять публично) – вступление
в случайные, внебрачные
4. Бродяжничество –
5. Попрошайничество или
нищенство – систематическое
выпрашивание у посторонних
6. Самоубийство (суицид) –
сознательное и добровольное
лишение себя жизни, когда
Следует заметить, что это
не идеальная классификация, т.к., например,
многие правонарушения могут быть отнесены
и к аморальным поступкам (хулиганство).
Поэтому применяется также
Иногда в особую категорию выделяют т.н. аддиктивные формы отклоняющегося поведения (англ. addiction – пагубная привычка). Суть аддиктивного поведения – уйти от реальности, достичь психологического комфорта с помощью приема психоактивных веществ (в т.ч. алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Например, алкоголя, наркомании, азартные игры. Здесь привязанность к предмету или действию сопровождается развитием сильных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком), могут быть компьютерные игры, Интернет и т.д.)
Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, и тогда одно явление усиливает другое: например, пьянство способствует хулиганству.
Изучение девиантного поведения. Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? Почему поведение одних индивидов называют девиантным, когда они совершают по существу те же действия, что и другие индивиды, которым удается избежать наказания, а иногда даже добиться признания? И почему число отклонений от нормы изменяется от группы и от общества к обществу? Именно этими вопросами интересуются социологи.
Другие науки также занимаются проблемой девиантного поведения, в частности, биология и психология. Но нас, прежде всего, интересуют социологические объяснения причин девиации. Это не означает игнорирования или недооценки вклада других наук. Проблема должна изучаться с разных сторон. Например, и биология, и психология внесли весомый вклад в наше понимание такого нарушения, как шизофрения – серьезная форма душевного заболевания, для которой характерны галлюцинации, дезорганизованное и нелогичное мышление, неадекватные эмоциональные реакции, деградация личности, странности в поведении и постепенный уход от реальности. Биологи и психологи доказали, что наследственные факторы вызывают предрасположенность индивидов к некоторым формам шизофрении. Наследственный компонент, возможно, обусловливается генами, отвечающими за протеины, которые регулируют деятельность мозга, особенно за нейротрансмиттеры (химические вещества, выделяемые нервными клетками и определяющие уровни, необходимые для возбуждения прочих нервных клеток). Однако понимание биологических и психологических факторов, задействованных в развитии шизофрении, не дает полной картины этого явления. Следует учитывать и социальные факторы.
Отклонение от нормы не
является свойством, внутренне присущим
человеческому поведению, но свойством,
обусловленным социальными
Теория аномии. Э. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии - общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленных кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. «Старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся норма еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.
Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижения материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Подобное поведение составляет опору стабильного общества.
Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством и покупать символы успеха.
Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту.
Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; «они живут в обществе, но не принадлежат к нему».