Принципы права социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить принципы права социального обеспечения в Российской Федерации. Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ПСО.docx

— 68.97 Кб (Скачать)
  • обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
  • страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
  • все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;

     – всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному, типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

     Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

     Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, ас другой – указывают основные тенденции ее развития.

     Ученые, занимающиеся исследованиями в области  социального обеспечения, по-разному  формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных  авторов.

     Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

     связь обеспечения, как правило, с трудом;

  • обеспечение не только граждан, но и их семей;
  • свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;
  • приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
  • зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:
  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

     – универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

     Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных  принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования  и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

     Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

     На  наш взгляд, перечисленные выше принципы следует дополнить принципом  всеобщности социального обеспечения.

     2. Содержание принципов права социального обеспечения 
 

     2.1 Всеобщность социального обеспечения.  
 

     Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, Национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

     В целом право на социальное обеспечение  по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает  ограничений в праве на получение  тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

     Наиболее  полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии –  это наиболее распространенный и  характерный вид социального  обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как  правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные либо со скидкой услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее. В России 39 млн. пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий – второй по объему источник доходов населения после оплаты труда.

     Закон РФ «О государственных пенсиях в  Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.

     По  ранее действовавшему законодательству нетрудоспособным гражданам, не имеющим  права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось ежемесячное  пособие при условии, если они  не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Решение о предоставлении пособия сопровождалось проверкой материального и семейного положения человека.

     В настоящее время в России введено  подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение  в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует  общепринятым принципам и нормам международного права.

     Всеобщность социального обеспечения проявляется  в законодательстве, регулирующем государственную  помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон -» О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

     В соответствии с российским законодательством  каждая семья независимо от ее социального  положения, количества воспитываемых  детей, материального достатка имеет  право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального  обеспечения.

     Принцип всеобщности социального обеспечения  закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и  лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях – иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам. 
 

     2.2 Осуществление социального обеспечения 
 

     Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

     Обязательное  социальное страхование – это  основной организационно-правовой и  финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

     Система обязательного социального страхования  включает пенсионное страхование, медицинское  страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования  обеспечивает защиту застрахованным и  членам их семей от определенного  вида социального риска.

     Финансовую  базу указанных видов страхования  составляют государственные внебюджетные страховые фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых  взносов – основного источника  средств, за счет которого финансируются  денежные выплаты и услуги, предоставляемые  работникам по системе обязательного  социального страхования.

     Социальное  страхование носит обязательный характер, что находит выражение  в обязанности уплаты страховых  взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

     Все работники подлежат обязательному  социальному страхованию. На них  распространяются все виды социального  страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют  право на получение всех видов  обеспечения по социальному страхованию  на условиях и в размерах, установленных  законодательством. Взносы на социальное страхование работников в виде единого  социального налога уплачиваются работодателями.

     Средства  обязательного социального страхования  расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д.

     По  российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются  человеку как члену общества без  всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой обязательного социального страхования  существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются  за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия  на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

     По  мере развития рыночных отношений все  большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей. 
 

     2.3 Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения  
 

     Дифференциация  видов, условий и уровня обеспечения  в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

     Критерии  дифференциации могут носить объективный  характер – это природно-климатические  условия, вредные, тяжелые и особо  вредные условия труда, либо зависеть от субъективных 
свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Информация о работе Принципы права социального обеспечения