Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:37, статья
В социологии, например, под процессом «типологизации» понимают «процедуру поиска устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений) в целостной системе переменных, относящихся к этому объекту (или явлению)». В качестве свойств используются эмпирические индикаторы некоторого теоретического понятия. Переменные одновременно описывают и объект в целом, и отдельные его стороны, а также взаимодействие с другими объектами.
Типообразующие признаки — это признаки социального объекта, на основе которых их можно считать носителями различных типов изучаемого явления. При этом указанные признаки имеют разную природу и выступают теоретическими понятиями. Часть из этих признаков имеют отношение к свойствам, о которых говорилось в определении объекта типологии. Они носят явный характер и легко описываются исследователем. Эта часть признаков характеризует изучаемое явление непосредственно, и на их основе формируются классификационные признаки. Тогда объекты классификации, описываемые классификационными признаками, могут уже подаваться на вход математического метода, посредством которого они подлежат разбиению на отдельные группы.
Выделяют как минимум три составные части в совокупности типообразующих признаков в соответствии с приписыванием этим частям трех функциональных ролей. Первая часть играет роль прямых непосредственных характеристик изучаемого явления. Вторая часть описывает всевозможные условия его существования. И наконец, третья часть призвана объяснять существование различных типов этого явления в определенных условиях социальной действительности.
В реальной практике исследователю удобно оперировать не с типообразующими признаками, а с эмпирическими индикаторами последних. Каждому типообразующему признаку ставится в соответствие, как правило, группа таких индикаторов (в нашем случае — вопросов анкеты). На основе этих индикаторов формируются классификационные признаки, т. е. те, которые подаются на вход математического метода.
Термин «эмпирическая закономерность» в процессе ТА используется для обозначения закономерностей трех видов. Во-первых, эмпирическая закономерность может задаваться исследователями и либо является составной частью основания типологии, либо из него вытекает. Тогда такая закономерность — некоторое соотношение между классификационными признаками. Во-вторых, любой математический метод ищет эмпирические закономерности определенного вида. В этом случае, например, эмпирической закономерностью является форма классов, если речь идет о геометрических представлениях (объекты — точки многомерного пространства классификационных признаков) при получении классификации. В-третьих, об эмпирических закономерностях можно говорить в результате описания или интерпретации классификации. Такие закономерности отражают соотношения как между классификационными, так и между другими, интересующими исследователя признаками.
Одна из сложнейших дефиниций типологического анализа, «основание типологии». Основанием типологии предлагается считать совокупность суждений, утверждений предпосылок для определения схожести (несхожести), отдаленности (сближенности), однотипности (разнотипности) социальных объектов. При этом такого рода суждения формулируются с помощью той части типообразующих признаков, которые относятся только к объекту типологии. Новые суждения могут быть добавлены после интерпретации классов, объектов как носителей однотипных объектов. Процедуру такой интерпретации называют иногда переводам классификации в содержательную типологию (С. 39).
Переход на эмпирический уровень рассмотрения понятия «основание типологии» приводит к необходимости введения таких понятий, как «эмпирическая закономерность», «класс», «алгоритм классификации», «целевой признак», «мера близости».
Вводятся понятия «качественная однородность», «социальная значимость», «объект типологии», «типообразующий признак». В формировании основания типологии могут участвовать и новые понятия, такие, как «структура чего-то...» и «свойство типообразующих признаков» 9С. 40).
Введение понятия «априорная типология» позволяет в какой-то мере обеспечить упомянутую выше однородность. Итак, «априорная типология» — предварительное, априорное (без привлечения эмпирических данных) разбиение социальных объектов на качественно однородные и социально значимые группы. Каждая из выделенных групп порождает совокупность эмпирических объектов, которая в дальнейшем изучается отдельно как носитель различных типов изучаемого явления. При этом «основание типологии» одно и то же.
Понятие «классификация» в современной науке используется наряду с такими понятиями, как «систематика», «системология», в контексте рассмотрения проблем научной систематизации. Несмотря на существующие
терминологические противоречия, данная сфера науки достаточно развита
[60, 76] и знания, накопленные в ней, крайне важны при разработке
проблематики типологического анализа в социологии. Существует два разных контекста формирования учения о классификации: как особой методической научной дисциплины и как составной части теории познавательной деятельности.
Термин «классификация» может обозначать, с одной стороны, результат разбиения (совокупность классов), а с другой — может быть отнесен к
самой процедуре разбиения (алгоритм классификации). Различие не носит принципиального характера.
Выбор классификационных признаков носит многоуровневый характер. Эти уровни можно выделить в зависимости от обозначения последовательных действий исследователя.
1. Определение типообразующих признаков, соответствующих объекту типологии и основанию типологии.
2. Формирование или подбор для этих признаков эмпирических
индикаторов.
3. Выбор среди этих индикаторов информативных (в смысле
дифференцируемости объектов).
4. Разделение индикаторов при необходимости на целевые и
нецелевые.
5. Формирование при необходимости производных показателей по заданной исследователем схеме.
6. Выделение свойств, которые можно учесть при формировании классификационных признаков.
7. Нормирование либо эмпирических индикаторов, либо производных показателей.
8. Определение классификационных признаков как некоторых
количественных характеристик, поступающих на вход метода
классификации.
Выводы.
На основе объекта типологии прежде всего формируются объекты классификации. На этой же основе определяются и классификационные признаки — признаки, описывающие объект классификации.
Один и тот же по содержанию типообразующий признак может играть различную роль в процессе типологического анализа. Подобная роль определяется основными понятиями ТА, такими, как «априорная типология», «основание типологии», «однотипная группа объектов».
Совокупность типообразующих признаков возможно интерпретировать как систему. Это означает, что такая совокупность отражает как изучаемое явление в целом, так и многообразие его отдельных сторон. Тогда можно говорить и о полноте этой совокупности, и об отдельных ее подсистемах. В свою очередь, эти подсистемы предопределяют различные роли подобного типа.
(реферированные материалы для исследовательской работы «Пресса мегаполиса – кн. Татаровой Г. Г. Типологический анализ в социологии. М., 2003. )
Информация о работе Принципы построения типологии в социологии