Пример социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

Содержание

Введение
1.Понятие социологического исследования
2.Методика социологического исследования:
2.1.Программа социологического исследования
2.2.Цели и задачи социологического исследования
2.3.Объект и предмет социологического исследования
2.4.Системный анализ объекта исследования
2.5.Выдвижение и проверка гипотез
2.6.Методы выборки
2.7.Интерпретация данных
3.Методы социологического исследования:
3.1.Анализ существующих данных. Контент-анализ
3.2.Наблюдение
3.3.Массовый опрос. Анкетирование и интервью
3.4.Эксперимент
4.Пример социологического исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Эксперемент реферат.docx

— 67.83 Кб (Скачать)

позволяет ему более  тщательно  контролировать  среду,  в  которую  помещены

изучаемые группы.  Искусственность  среды  заключается  в  том,  что  объект

наблюдения  переносится  из  своей  обычной  среды  в  обстановку,   которая

помогает добиться высокой степени точности в наблюдении за  его  поведением.

В социологии одна из наиболее  трудных  проблем,  связанных  с  лабораторным

экспериментом, относится  к внешней обоснованности результатов  эксперимента.

      Полевой  эксперимент.  Для  него  характерна  максимально естественная

ситуация- это может быть учебный класс, производственная среда.

      Естественный  эксперимент.  Под  ним  понимают  такой  эксперимент,  в

котором исследователь заранее не выбирает и не  подготавливает  независимую

переменную, не воздействует ею на  экспериментальную  группу.  Исследователь

отводит  себе  роль  наблюдателя  и  фиксатора   процессов,   самостоятельно

происходящих в изучаемой сфере жизни.

      Итоги  социального эксперимента отражаются  в отчёте,  который  содержит

следующие три раздела:

      - результаты исследования;

      - выводы;

      - рекомендации.

 

                  4. Пример социологического исследования.

 

      С  целью приведения примера социологического  исследования  была  взята

гипотетическая  проблема:   от   чего   зависит   производительность   труда

работников, т. е. что  их мотивирует на работу с заинтересованностью.

      В качестве объекта исследования  выступила  группа  учащихся  (т.  к.

учёба- это тоже в своём роде работа, а после неё большинство явно  пойдёт

работать) из 20 человек.

       Предметом  изучения  являлся  процесс  обучения  (производительность

труда) данных людей.

      В  качестве  цели  данного  исследования  выступало  нахождение  путей

повышения   мотивации,   повышения   производительности   труда   (улучшение

результатов учёбы).

      Задача  состояла в том, чтобы найти   пути  для  достижения  конкретной

цели, а так же выявить зависимость мотивации  и производительности  труда  от

различных факторов.

       В  качестве  метода  социологического  исследования   было   выбрано

анкетирование. Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий  вид:

 

                                   АНКЕТА

 

      По  десятибальной  шкале оцените,  какие факторы по  Вашему  мнению

способствуют  повышению  производительности  труда  и  делают  работу  более

привлекательной.

 

1. Хорошие шансы  продвижения по службе

2. Хороший заработок

3. Оплата, связанная  с результатами труда

4. Признание и  одобрение хорошо выполненной  работы

5. Работа, которая  позволяет реализовать свои способности

6. Сложная и трудная  работа

7. Работа, позволяющая  думать и действовать самостоятельно

8. Высокая степень  ответственности

9. Интересная работа

10. Работа, требующая  творческого подхода

11. Работа без  больших напряжений и стрессов

12. Удобное расположение  места работы

13. Достаточная информация  о том, что вообще происходит  на фирме

14. Значительные  дополнительные льготы

15. Справедливое  распределение объёмов работ

 

      Какие  факторы вы хотели бы добавить  в предложенный список?

 

      После  заполнения анкеты собирались  с  целью  обработки  результатов,

которые представлены в форме среднего балла для каждого фактора в следующей

таблице (Таблица 1), причём факторы расположены по убыванию среднего балла.

 

                                                       Таблица 1

 

     Средние  баллы факторов, способствующих  повышению производительности

                                    труда

 

|1. Работа без  больших напряжений и стрессов                |10,0|

|2. Хороший заработок                                       |    |

|3. Интересная работа                                       |9,6 |

|4. Хорошие шансы  продвижения по службе                     |9,4 |

|5. Признание и  одобрение хорошо выполненной  работы         |8,9 |

|6. Удобное расположение  места работы                       |    |

|7. Достаточная информация  о том, что вообще происходит  на  |8,8 |

|фирме                                                      |8,1 |

|8. Значительные  дополнительные льготы                      |    |

|9. Оплата, связанная  с результатами труда                  |8,0 |

|10. Справедливое  распределение объёмов работ               |7,9 |

|11. Работа, требующая  творческого подхода                  |7,6 |

|12. Работа, которая  позволяет реализовать свои способности  |7,5 |

|                                                           |7,2 |

|13. Высокая степень  ответственности                        |    |

|14. Работа, позволяющая  думать и действовать самостоятельно|6,9 |

|                                                           |6,6 |

|15. Сложная и  трудная работа                               |    |

|                                                           |4,8 |

|                                                           |2,4 |

 

      В  результате анкетирования видно,  что наиболее сильным мотиватором  к

высокопроизводительному труду  является  работа  без  больших  напряжений  и

стрессов, что  объясняется  тем,  что  все  респонденты  фактически  ещё  на

работали  и  не  хотят  начинать  свою  трудовую  деятельность   с   работы,

изобилующей стрессами  и напряжением (яркий пример-  их  отношение к учёбе-

все студенты хотят  зачёт или экзамен автоматом  при минимуме на это усилий).

      Второе  место в нашем хит-параде занял  фактор  под  названием  хороший

заработок, что и  неудивительно- какой человек (особенно  студент)  откажется

от лишних денег.

      На  третьем месте такой фактор, как  интересная работа.  Конечно,  кому

понравится скучная  и однообразная работа и какая здесь речь  может идти  о

повышении производительности труда?

      В  связи с явным отсутствием  в группе работоголиков фактор "сложная  и

трудная работа" занял лишь последнее место.

       Из  добавленных  факторов  можно  выделить  такие,  как возможность

параллельной или  дополнительной работы в другой организации,  предоставление

служебного транспорта и предоставление личной секретарши (секретаря).

      Данная  работа не претендует  на  роль  полноценного  социологического

исследования, так  как имеет ряд существенных недостатков. Это во-первых  то,

что  анкетирование  проводилось  не  в  конкретной  обстановке,  где  встала

проблема, связанная  с  производительностью  труда  (среди  студентов  такая

проблема  с  их  точки  зрения  вообще  не  встаёт),  т.  е.   отсутствовала

конкретная проблемная  ситуация,  в  связи  с чем было  решено  не  делать

конкретных выводов  для применения их на деле.

      В   идеале  такое  исследование  целесообразно  было  бы  провести  на

предприятии, где есть проблема с производительностью труда.

 

 

                                 Заключение

 

      Итак, выше были описаны основные  принципы при подготовке и  проведении

социологического  исследования. Изложены его основные цели   и  задачи,  даны

понятия объекта  и предмета социологического исследования,  приведены  методы

выборки респондентов из генеральной совокупности.

       В  зависимости  от  задач   и  условий  проведения   социологического

исследования были выделены различные его методы, где  также  упоминались  их

положительные и  отрицательные стороны, трудности  осуществления  рекомендации

по проведению и  т. д.

      Социологическое  исследование рассмотрено как   важная  и неотъемлемая

часть социологии, как один из основных  способов  развития  социологического

знания, знания об обществе,  о  его  структурных  единицах  и  о  процессах,

происходящих в нём.

       Важное  значение   социологическое   исследование   играет   и   при

исследовании   и   разрешении    проблем,    возникающих    в    социальных,

производственных  и других сферах деятельности человека.

      Я  думаю, что изложенный выше  материал,  несмотря  на  небольшой свой

объём, позволил узнать, что такое  социологическое  исследование,  для  чего

оно необходимо, ознакомиться с его основами.

 

                              Список литературы

 

      1.Басков  А., Бенкер Г. Современная социологическая теория., - М.- 1996

 

      2.Лытюньска  К. Анализ адекватности ответов  респондентов, полученных в

углублённом пилотаже// Социологические исследования. -1973. -№4.

      3.Социология: наука об обществе. Под ред.  Андрущенко В. П.  и Горлега

Н. И., - Харьков, - 1996

      4.Социология: основы общей теории. Под  ред.  Осипова  Г.  В.,  -  М.:

"Аспект-пресс", - 1996

      5.Фролов  С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", - 1997

      6.Ядов  В. А. Социологическое исследование., - М., - 1995


Информация о работе Пример социологического исследования