Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:34, курсовая работа
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.
Введение
1.Понятие социологического исследования
2.Методика социологического исследования:
2.1.Программа социологического исследования
2.2.Цели и задачи социологического исследования
2.3.Объект и предмет социологического исследования
2.4.Системный анализ объекта исследования
2.5.Выдвижение и проверка гипотез
2.6.Методы выборки
2.7.Интерпретация данных
3.Методы социологического исследования:
3.1.Анализ существующих данных. Контент-анализ
3.2.Наблюдение
3.3.Массовый опрос. Анкетирование и интервью
3.4.Эксперимент
4.Пример социологического исследования
Заключение
Список использованной литературы
позволяет ему более тщательно контролировать среду, в которую помещены
изучаемые группы. Искусственность среды заключается в том, что объект
наблюдения переносится из своей обычной среды в обстановку, которая
помогает добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением.
В социологии одна из наиболее трудных проблем, связанных с лабораторным
экспериментом, относится к внешней обоснованности результатов эксперимента.
Полевой эксперимент. Для него характерна максимально естественная
ситуация- это может быть учебный класс, производственная среда.
Естественный эксперимент. Под ним понимают такой эксперимент, в
котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую
переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь
отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно
происходящих в изучаемой сфере жизни.
Итоги
социального эксперимента
следующие три раздела:
- результаты исследования;
- выводы;
- рекомендации.
4. Пример социологического
С
целью приведения примера
гипотетическая проблема: от чего зависит производительность труда
работников, т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью.
В качестве объекта исследования выступила группа учащихся (т. к.
учёба- это тоже в своём роде работа, а после неё большинство явно пойдёт
работать) из 20 человек.
Предметом изучения являлся процесс обучения (производительность
труда) данных людей.
В качестве цели данного исследования выступало нахождение путей
повышения мотивации, повышения производительности труда (улучшение
результатов учёбы).
Задача состояла в том, чтобы найти пути для достижения конкретной
цели, а так же выявить зависимость мотивации и производительности труда от
различных факторов.
В качестве метода социологического исследования было выбрано
анкетирование. Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий вид:
По десятибальной шкале оцените, какие факторы по Вашему мнению
способствуют повышению производительности труда и делают работу более
привлекательной.
1. Хорошие шансы продвижения по службе
2. Хороший заработок
3. Оплата, связанная с результатами труда
4. Признание и одобрение хорошо выполненной работы
5. Работа, которая
позволяет реализовать свои
6. Сложная и трудная работа
7. Работа, позволяющая
думать и действовать
8. Высокая степень ответственности
9. Интересная работа
10. Работа, требующая творческого подхода
11. Работа без больших напряжений и стрессов
12. Удобное расположение места работы
13. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме
14. Значительные дополнительные льготы
15. Справедливое распределение объёмов работ
Какие факторы вы хотели бы добавить в предложенный список?
После
заполнения анкеты собирались
с целью обработки
которые представлены в форме среднего балла для каждого фактора в следующей
таблице (Таблица 1), причём факторы расположены по убыванию среднего балла.
Средние баллы факторов, способствующих повышению производительности
|1. Работа без
больших напряжений и стрессов
|2. Хороший заработок
|3. Интересная работа
|4. Хорошие шансы
продвижения по службе
|5. Признание и одобрение хорошо выполненной работы |8,9 |
|6. Удобное расположение
места работы
|7. Достаточная информация о том, что вообще происходит на |8,8 |
|фирме
|8. Значительные
дополнительные льготы
|9. Оплата, связанная
с результатами труда
|10. Справедливое
распределение объёмов работ
|11. Работа, требующая
творческого подхода
|12. Работа, которая
позволяет реализовать свои
|
|13. Высокая степень
ответственности
|14. Работа, позволяющая
думать и действовать
|
|15. Сложная и
трудная работа
|
|
В
результате анкетирования
высокопроизводительному труду является работа без больших напряжений и
стрессов, что объясняется тем, что все респонденты фактически ещё на
работали и не хотят начинать свою трудовую деятельность с работы,
изобилующей стрессами и напряжением (яркий пример- их отношение к учёбе-
все студенты хотят зачёт или экзамен автоматом при минимуме на это усилий).
Второе
место в нашем хит-параде
заработок, что и неудивительно- какой человек (особенно студент) откажется
от лишних денег.
На третьем месте такой фактор, как интересная работа. Конечно, кому
понравится скучная и однообразная работа и какая здесь речь может идти о
повышении производительности труда?
В связи с явным отсутствием в группе работоголиков фактор "сложная и
трудная работа" занял лишь последнее место.
Из добавленных факторов можно выделить такие, как возможность
параллельной или дополнительной работы в другой организации, предоставление
служебного транспорта и предоставление личной секретарши (секретаря).
Данная работа не претендует на роль полноценного социологического
исследования, так как имеет ряд существенных недостатков. Это во-первых то,
что анкетирование проводилось не в конкретной обстановке, где встала
проблема, связанная с производительностью труда (среди студентов такая
проблема с их точки зрения вообще не встаёт), т. е. отсутствовала
конкретная проблемная ситуация, в связи с чем было решено не делать
конкретных выводов для применения их на деле.
В идеале такое исследование целесообразно было бы провести на
предприятии, где есть проблема с производительностью труда.
Итак, выше были описаны основные принципы при подготовке и проведении
социологического исследования. Изложены его основные цели и задачи, даны
понятия объекта и предмета социологического исследования, приведены методы
выборки респондентов из генеральной совокупности.
В зависимости от задач и условий проведения социологического
исследования были выделены различные его методы, где также упоминались их
положительные и отрицательные стороны, трудности осуществления рекомендации
по проведению и т. д.
Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая
часть социологии, как один из основных способов развития социологического
знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах,
происходящих в нём.
Важное значение социологическое исследование играет и при
исследовании и разрешении проблем, возникающих в социальных,
производственных и других сферах деятельности человека.
Я думаю, что изложенный выше материал, несмотря на небольшой свой
объём, позволил узнать, что такое социологическое исследование, для чего
оно необходимо, ознакомиться с его основами.
Список литературы
1.Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория., - М.- 1996
2.Лытюньска
К. Анализ адекватности
углублённом пилотаже// Социологические исследования. -1973. -№4.
3.Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега
Н. И., - Харьков, - 1996
4.Социология: основы общей теории. Под ред. Осипова Г. В., - М.:
"Аспект-пресс", - 1996
5.Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", - 1997
6.Ядов
В. А. Социологическое