Применение прикладной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Степень разработанности темы в литературе довольно низкая. Несмотря на то, что методы и данные социологии часто являются прикладными, понятие собственно прикладной социологии широко социологами не используется и не связано с какой либо отдельной областью исследований.
Целью данной работы является изучение всех возможных аспектов и определений в прикладной социологии. Задача работы – на основе анализа изученной литературы, построить свою точку зрения относительно места прикладной социологии в структуре социологического знания.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Понятие и особенности прикладной социологии
1.1 Становление прикладной социологии______________________________3
1.2 Что такое прикладная социология?________________________________3
1.3 Подходы в прикладной социологии________________________________6
1.4 Функции прикладной социологии__________________________________7
Глава 2. Применение прикладной социологии
2.1 Прикладная социология и менеджмент_____________________________8
2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием________9
2.3 Положение социолога-прикладника______________________________10
2.4 Особенности прикладного социологического исследования__________12
Заключение______________________________________________________14
Список использованной литературы_________________________________15

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 41.13 Кб (Скачать)

    Клинический подход в прикладной социологии заключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех - прямых и косвенных - доступных фактов о данном объекте. Клинические социологи часто применяют те же методы и знания, что и социоинженеры. Главное различие между ними - в степени оказываемого ими воздействия на изучаемый объект. Задача клинического социолога - установить диагноз, предложить альтернативу, проинформировать руководство организации (предприятия, фирмы, банка и т.п.) и наметить терапевтические меры по повышению качества и эффективности ее деятельности.  

 

1.4 Функции прикладной социологии.

    Какие же функции выполняет прикладная социология?

    Первая из функций прикладной социологии - познавательная. Она выражается в том, что прикладная социология наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

    Вторая функция прикладной социологии - информационная, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.

    Третья функция прикладной социологии - диагностическая, выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.

    Прикладная социология выполняет и четвертую функцию - созидательно преобразующую, инновационную, воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

    Наконец, пятая функция прикладной социологии заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.

    Органичное взаимодействие и взаимодополнение этих функций превращает прикладную социологию в эффективно действующий рычаг совершенствования управления социальными процессами и явлениями, в мощное средство оптимизации развития и функционирования социальных объектов и систем.

 

Глава 2. Применение прикладной социологии

2.1 Прикладная социология и менеджмент

    Прикладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массы людей.

    Одним словом, миссия прикладной социологии – обслуживать интересы и потребности менеджмента. Если говорить по правде, то в этом ничего нового нет. Сотни и тысячи заводских социологов в стране – с разной степенью успешности – многие десятилетия занимались сервисными разработками. По всей видимости, такая тенденция, даже если она на время замедляется, в будущем должна усилиться, стать наконец-то профессиональным занятием людей, специально для этого подготовленных. Время диктует свое, «Гуманитарные прикладные исследования должны стать сервисным элементом управленческой практики», — так считают лидеры игротехнического движения в своем программном первом номере журнала «Вопросы методологии».

   Итак, прикладная социология и менеджмент связаны между собой родственными узами. Они органические части одного целого. Их союз естествен, как естественно их тяготение друг к другу. Прикладная социология на Западе возникла, оформилась и развивается сейчас в тесной связи с потребностями менеджмента и предпринимательства. Наука впитывает культурные ценности своего заказчика, приспосабливается к его интересам, целям, задачам, обогащая его научными идеями и открытиями, практическими рекомендациями и методами. Обучение социологов-прикладников основам менеджмента сегодня так же необходимо, как обучение руководителей-практиков основам социологического знания.

 

2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием.

    Основное отличие прикладной социологии от академической заключается не в используемых каких-то специальных методах (методы те же), не в особых процедурах (процедуры в принципе ничем не отличаются), не в теоретических моделях (они разнообразны в обоих случаях). Основное различие заключается в том, что прикладная социология имеет исключительную практическую ориентацию. А это значит, что результаты кем-то используются в социальной практике.

    У академической и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная – исключительно приложением апробированного знания. Добывание нового знания — это авангард или периферия науки, апробация нового знания – это его обоснование и проверка, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение – это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим проблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

    Прикладные эмпирические исследования можно отличить от не прикладных эмпирических (академических) исследований, прежде всего по названию. Первые всегда очень конкретны и связаны с решением локальных проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров. Вторые (академические эмпирические исследования) не имеют таких жестких ограничений. Сравним для примера две темы исследований: «Социальные проблемы реальной и потенциальной текучести кадров в ОАО «Уралмаш» и «Социальные проблемы текучести кадров в современной промышленности». Нетрудно обнаружить, что первая является темой прикладного исследования, вторая — академического. Или еще один пример двух взятых для сравнения тем: «Развитие дополнительного образования как направление социальной политики» и «Формы развития дополнительного образования в г. Красноуфимске Свердловской области». Понятно, что первая тема относится к проблематике академической социологии, вторая – к прикладной.

 

2.3 Положение социолога-прикладника

    Большинство потребителей, оказавшись в организации в качестве ее сотрудников, являются исполнителями. Исполнитель – категория менеджмента. Она описывает всех тех, кто не издает, а выполняет приказы. Социолог-прикладник всегда выступает в роли исполнителя, а менеджеры или администраторы – в роли заказчика, а позже и потребителя научной продукции. Социолог производит то, что потребляет менеджер. Получив заказ, социолог становится заинтересованным партнером администрации – тех высших лиц в компании, которые определяют ее цели и политику. Рабочие, которых изучает социолог, называются на научном языке респондентами. Но они, как правило, не являются партнерами социолога. Он действует по заказу администрации и заинтересован в сотрудничестве с ней, а не с рабочими. Последние часто воспринимают социолога как «агента» администрации. Ситуация несколько меняется, когда социолог проводит иссле­дование по заказу профсоюзов.

    Такова сложная мозаика ролей и отношений, в которые вступает социолог-прикладник. Она еще более усложняется, когда мы принимаем во внимание положение прикладника в системе научного знания и научного сообщества. Академический социолог и прикладной социолог – две совершенно различные по статусу, вознаграждению, месту в обществе, приемам работы и оценке достижений фигуры. Первый – творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. Второй – создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжаться результатами своего исследования как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы – собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже престиж, но выше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет.

    Прикладники гораздо более «всеядны», нежели академические социологи. Они не брезгуют применять методы, казалось бы, далекие от социологии: системный и стоимостной анализ, психологические тесты или социометрию. В сфере промышленности, например, прикладник изучает, каковы цели организации, при помощи каких критериев можно измерить или оценить то, насколько они выполняются, каким образом подобные критерии соотносятся с данными, собранными в выборочном обследовании, какие практические мероприятия необходимы для совершенствования и улучшения дел в организации.

    Из отношений «заказчик - наемный работник» вытекают некоторые особенности прикладного социологического исследования. Они связаны не только с оплатой труда, жесткими договорными принципами, но и с интеллектуальной собственностью заказчика на результаты труда социолога. Последний, проводя прикладные исследования, часто лишается права публиковать в той или иной форме, полностью либо частично их результаты, не получив на то специального разрешения заказчика.

    Из сказанного становится понятно, что положение прикладника-социолога весьма непростое. Он во многом зависит от работодателя, своего непосредственного заказчика – не только в финансовом, но и в содержательно-творческом отношении. По существу речь идет о поте­ре значительной степени свободы в проявлениях своей социологической независимости и самостоятельности. Зато может быть достигнут – в случае хорошего заказа и его качественного выполнения – большой материально-финансовый эффект. Заработки прикладников-социологов, как правило, значительно превышают заработную плату академических социологов. Таким образом, проигрыш в свободе творчества, возможности публиковать результаты эмпирических исследований оборачивается финансовыми приобретениями.

    Рассматривая профессиональную деятельность социолога, нельзя не коснуться свода этических норм, ее регулирующих. Они получили в литературе название этического (профессионального) кодекса социолога. Объективная необходимость его создания профессиональным сообществом социологов обусловлена ответственностью специалиста за результаты своих исследований, их возможное воздействие на социальные процессы, на формирование общественного мнения и т.п. В кодексе содержатся в первую очередь следующие правила: быть научно честным и профессионально компетентным специалистом, обеспечивать максимальную достоверность и надежность социологической информации. Еще одно важное правило — строго придерживаться в отношениях с респондентами гарантий конфиденциальности и неразглашения выявляемых данных (принцип анонимности), не применять методы и процедуры, ущемляющие личное достоинство и интересы людей.

    Кодекс обязывает социолога быть объективным и достигать уровня научности, несовместимой с тенденциозностью, идеологической ангажированностью и стремлением влиять на научную истину. Вместе с тем четко обозначена гражданская и нравственная позиция. К непреложным нормам деятельности относятся уважение к другим идеям и людям, их высказывающим, к труду своих коллег и предшественников, обязательное упоминание их имен в материалах. Главное для социолога, в конечном счете — неукоснительно следовать принципу: «истина превыше всего».

    В условиях более широких, чем раньше, возможностей использования результатов исследований повышается цена ошибки социолога. Поэтому одной из его профессиональных заповедей становится та, что характерна для медицины — «не навреди». В кодексе провозглашается ответственность социолога за выводы и рекомендации, которые должны базироваться исключительно на достоверных данных, не вызывающих сомнения у пользователей социологической информации. Только в этом случае гарантируется доверие к социологии и социологам.

 

2.4 Особенности прикладного социологического исследования.

    Если тот или иной социальный заказ не удается выполнить на основе старых, уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске, в проведении исследований для получения дополнительной информации. Как уже отмечалось, прикладным, называется не просто эмпирическое исследование, но исследование, выполняемое по заказу (хотя может быть заказано и чисто аналитическое исследование, оно вызовет иные и менее существенные организационные проблемы, и потому здесь о нем речь не идет).

    В чем специфика прикладного исследования?

    Прежде всего, в том, что оно обращено к совершенно конкретной ситуации, имеющей место «здесь и сейчас», на данном предприятии в данной общности.

Информация о работе Применение прикладной социологии