Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:43, реферат
Рассмотрение предыстории и анализ объективных предпосылок возникновения социологии показывают, что социология как самостоятельная наука сложилась, в первую очередь, в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии. На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. Отдельные элементы определенной системы социальных воззрений сформировались в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае.
причины и предпосылки возникновения социологии как науки
Рассмотрение
предыстории и анализ объективных
предпосылок возникновения
Они дошли до современности в виде законов, моральных и религиозных поучений, различных записей и представляют собой документы, в которых описывается существующее общество, некоторые отношения и институты, характерные для него. В этих источниках даются конкретные рекомендации и наставления относительно того, как людям следует себя вести, как выполнять определенные виды деятельности.
Однако впервые систематизированное осмысление общества началось в античной Греции. Относительно высокий уровень экономического развития, политическая свобода и демократическая атмосфера, а также социальные контакты вне трудовых отношений позволили свободным людям этой страны не только активно участвовать в общественной жизни, но и изучать ее.
После Аристотеля греческая социальная философия развивалась в русле нескольких школ: эпикурейской, кинической и стоической. Несмотря на различия, существовавшие между представителями этих школ, они характеризовались общей тенденцией - анализ общества был ими перенесен с проблематики государства (понимаемого, прежде всего, через полис или как полис) на проблематику личности и ее жизни в более широком общественном контексте, чем государство. Этот контекст они называли космополисом.
В отличие от
греческой философии и
Развитие социальной
мысли в Новое время
Ядро концепции просветителей составляет убеждение в решающей роли знаний и, особенно, познания «естественного порядка» для исправления социальных отношений. «Естественный порядок» познаваем человеческим разумом и соответствует подлинным, неиспорченным желаниям человека; социальные отношения должны быть приведены в гармоничное соответствие с законами окружения и человеческой природы.
Таким образом, важнейшим истоком социологии явились социально-философские идеи об обществе, о его взаимоотношениях с государством, о социальных трансформациях и прогрессе.
На рубеже XVIII-XIX вв. в европейской социальной мысли возникает реакция против социального номинализма и индивидуализма просветителей; одновременно против господствовавшего ранее представления об обществе как искусственном порождении интеллекта и воли человека. Различие между «естественным», сформировавшемся без участия человеческой или божественной воли, и «искусственным» начинает ощущаться все более явственно. Вместе с тем начинает восприниматься различие между обществом и государством: их уже не только не отождествляют, но и противопоставляют друг другу.
С начала XIX в. понятие
общества получает свое дальнейшее развитие
не только в теоретических системах,
но и в социальной практике, а
прилагательное «общественный» («социальный»)
становится необычайно популярным. Активно
формируются многообразные
Наиболее сильно
«взбудоражила» западное общество Французская
буржуазная революция 1789 г., «перевернувшая»
устоявшиеся ценности. Политическое
равенство граждан стало
Буржуазные революции
в Европе привели к власти крупных
купцов и финансистов, находившихся
в союзе с дворянами-вигами, превратившимися
в капиталистов-
В XVII! в. в Европе сформировался новый эталон научности, основу которого составила ориентация на создание и развитие «естественной» науки. «Естественное» при этом понималось в трех смыслах: как свободное от всего сверхъестественного, как рациональное, основанное на чистом разуме или, как тогда выражались, естественном свете; наконец, как возможно более согласованное с новейшими успехами тогда же и возникшего механического естествознания.
Общенаучным методологическим эталоном стала физика, особенно такой ее раздел, как механика. Следует иметь в виду, что в XVI-XVIII вв. термин «физика» имел гораздо более широкое значение, чем впоследствии. Им обозначали изучение всех природных объектов. Практически в том же значении, что и физика, использовался и термин «физиология», также применявшийся ко всей науке в целом. Таким образом, «физика» и «физиология» представляли собой определенный, «естественный» способ видения всего мира, включая мир человека и общества.
Принципы механического естествознания, тесно связанного с математикой и техникой, во многом были разработаны и применены в трудах великих ученых —творцов научной революции.
Важной особенностью
этого естественнонаучного
К перечисленным особенностям развития науки со второй половины XVIII в. следует добавить и стремление рассматривать исследуемые явления исторически как стадии развития, причем развития главным образом прогрессивного. Так, идея прогрессивного развития к началу XIX в. становится важной общенаучной идеей.
Идеи о прогрессивном
историческом развитии мира обусловили
становление и последующее
Таким образом, к началу XIX в. бесчисленные хаотичные данные познания были упорядочены, выделены и приведены в причинную связь; знание стало наукой, и науки приблизились к своему завершению, т. е, сомкнулись, с одной стороны, с философией, с другой - с практикой, что также послужило источником развития позитивного подхода к анализу социальных явлений.
Результатом социально-политических
перемен, развития промышленности, а
также слияния науки с
В Западной Европе
были установлены новые социальные
отношения — отношения
Поскольку большинство
из экономистов рассматривали
Существенное
влияние на становление социологической
науки оказали взгляды
Таким образом, быстрое развитие капитализма и нарастающая динамика социальных конфликтов настоятельно потребовали не только социально-философского, но и «позитивно-политического» объяснения социальных феноменов.
Проследим стратегические линии развития философской мысли XVII-XVIII вв., которые предопределили установки первых социологов, и, прежде всего, учение Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), ставшее отправным пунктом мышления всего Нового времени. Как философ Бэкон начинал с критики средневековой схоластики, которая, по его мнению, ничего не дала миру, кроме «чертополоха споров и препирательств», пренебрегала естествознанием, низвела роль философии до роли служанки религии. В качестве цели научного знания Бэкон провозгласил господство человека над природой. Отсюда его знаменитый лозунг «Знание - сила».
В своем главном
философском сочинении «Новый Органон,
или Истинные указания для истолкования
природы» (1620) Бэкон в качестве единственно
верного обосновал эмпирический
метод исследования природных явлений,
описал различные виды опытного познания,
разработал и сформулировал основные
закономерности индукции и индуктивного
познания природы. Союз философии с
естествознанием - это, по изящному выражению
Бэкона, «свадебный терем Духа и
Вселенной». «И свадебное пожелание
заключается в том, чтобы от этого
сочетания произошли средства помощи
для людей и поколение
Философские сочинения Бэкона изобилуют ссылками на Аристотеля - это и мимоходом брошенные колкости, обвинения, например, в том, что Аристотель «своей логикой испортил естественную философию, построив весь мир из категорий», что он «слишком много приписал Природе по своему произволу», больше заботясь о том, «чтобы иметь на все ответы и словесные решения, чем о внутренней истине вещи», что он, «произвольно установив свои утверждения, притягивал к ним "искаженный опыт"».
Бэкон считал, что «логика, которой теперь пользуются, скорее более вредна, чем полезна», стремился к созданию «Новой логики», которая бы научила разум «рассекать» природу, открывать свойства и действия тел и «определенные в материи законы». Отсюда и произошел перенос из естествознания в философию аналитического опытного (эмпирического) метода с широким применением индукции, исходящей из восприятия отдельных факторов и поднимающейся шаг за шагом до общих положений. Здесь нетрудно заметить почти прямое влияние теории Бэкона на позитивизм XIX в., взявший от эмпиризма фактически все главные методологические установки, применяющиеся при исследовании.
По своим социальным воззрениям Бэкон являлся сторонником сильного централизованного государства, стоящего на страже развития капиталистических отношений. Мало того, Бэкон - сторонник и идеолог колониальных устремлений Великобритании, направленных на мировое владычество и колониальную экспансию. Он - певец войны как «упражнения политического тела», отсутствие которого приводит к упадку мужества нации и порче нравов в обществе. Он критиковал дворянство за его бесполезность. Народ -это постоянный источник смуты, но причина мятежей лежит в великом голоде и великом недовольстве, а последнее вызывается разорением, нуждой, большими налогами и т. п. «Излечить» эти бедствия можно путем развития промышленности и торговли, облегчения пошлин и налогов, обуздания роскоши.
Информация о работе Причины возникновения социологии как науки