Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:55, реферат
СЕМЬЯ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).
Ревность и измены как феномены супружеской жизнь. 3
Социальные последствия развода 8
Современная семья и ее проблемы 10
Причины разводов 13
Использованная литература.
Проведенные в США эмпирические исследования показали, что процент повторных браков у разведенных партнеров выше, чем у овдовевших. Одна из причин этого состоит в том, что люди иногда идут на развод для того, чтобы юридически оформить уже сложившееся новое супружество. Кроме того, разведенные обычно более обеспокоены тем, чтобы порвать с прошлым и продемонстрировать посредством повторного брака, что с ними не случилось ничего серьезного. Наконец, развод обычно происходит в более раннем возрасте, чем вдовство, и это предоставляет человеку больше возможностей вступить в следующий брак.
Результат эмпирических исследований зарубежных социологов по вопросу о последствиях разводов для детей. В одном их этих исследований сравнивались три группы детей: из счастливых, несчастливых и из разведенных семей. По всем критериям дети из счастливых семей оказались в лучшем положении. Однако при сравнении детей из двух других групп выяснилось, что у подростков из разведенных семей было меньше психических заболеваний, они реже совершали правонарушения, у них были лучше отношения хотя бы с одним из родителей.
По ряду других показателей (отношения в школе, расположение к дурным компаниям) дети этих двух групп существенно не различались, но сильно отличались от детей, живущих в счастливых семьях. Проводилось также сравнение ряда социально-психологических характеристик детей, живущих в семьях, где мать после развода вступила в повторный брак, и в семьях, где ребенок жил только с матерью. При этом обнаружено, что отношения “мать - ребенок» лучше в семьях, где ребенок воспитывался только матерью.
Дети разведенных супругов более часто подвержены психическим заболеваниям.
По данным неблагоприятные последствия развода более значимы для детей из тех социальных групп, которые придают большее значение социальным нормам и санкциям, направленным против развода. Самооценка ребенка существенно зависит от возраста матери в период развода. У женщин, которым при расторжении брака было меньше 24 лет, только 22% детей по достижению 12 - 14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, разведшихся в более старшем возрасте, такая самооценка у 45%.В ряде исследований отмечается также, что чем дольше мать и ребенок жили вместе между разводом и повторным браком, тем более разрушительным для ребенка должно быть смещение внимания матери к новому супругу или новому ребенку.
По данным Лэндиса (60г.) воздействие развода на психику ребенка зависит от целого ряда факторов:
- субъективного
представления ребенка о
- возраста ребенка и матери;
- степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья;
- способности
оставшегося супруга
В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в более старших возрастах. Вероятность повторного брака разведенного супруга обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей.
РОЖДАЕМОСТЬ
Как массовое явление
разводы играют преимущественно
негативную роль и в изменении
рождаемости, и в воспитании детей.
Во-первых, вследствие разводов уменьшается
продуктивный период в жизни женщины.
Во-вторых, в случае неудачного первого
брака может намного
Развод оценивается как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.
Причины
разводов:
При исследовании
причин разводов его можно рассматривать
как изменение баланса сил, поддерживающих
и развивающих брак. К первым относятся
морально-психологические и
Отмечается увеличение
процента разводов из-за грубости супруга,
алкоголизма психологической
Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько реальное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений, сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку же у разных людей может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт, должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь постольку результаты исследования удовлетворенности врядли могут служить показателем реальных брачно-семейных отношений.
В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и ролевым поведением членов семьи. Можно выделить 2 подхода к решению этой проблемы. При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое поведение в какой-то одной сравнительно узкой сфере деятельности. Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того, что жена хочет, чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время как он предпочитает общение с друзьями или увлечение любительскими занятиями. Муж может ожидать от жены большего внимания к выполнению определенных хозяйственных функций, чем она это делает на самом деле и т.д. Такие ситуации достаточно распространены в различных семьях и могут явиться причиной серьезных семейных конфликтов.
Второй подход
связан с попыткой построения комплексных
моделей ролей, ролевых ожиданий
и ролевого поведения. Одна из наиболее
интересных попыток в этом направлении
была предпринята известным
Обязанности жены-матери
Рождение и воспитание детей
Создание и поддерживание дома, жилища.
Обслуживание семьи
Преданное
подчинение собственных
Приспособленность
к зависимому социальному и
экономическому статусу
Терпимость
к ограниченной сфере
Обязанности мужа-отца
1. Преданность матери своих детей
2. Обеспечение экономической безопасности и защиты семьи
3. Поддерживание семейной власти и контроля
4. Принятие основных решений
5. Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье
6. Обеспечение алиментов в случае развода
Развод - это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно.
Между тем сегодня
существует немало супружеских пар,
прибегающих к разводу при
первом же столкновении с обычными
житейскими трудностями. Однако есть и
такие пары, где одна из сторон делает
все для того, чтобы спасти брак,
а другая сторона при этом лишь
укрепляется во мнение о собственной
исключительности. Есть, наконец, пары,
которым противопоказана
Использованная литература.
1. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. М., 1995.
2. Васин В.Н, Коршунов Н.М. Семейное право. М., 1995.
3. Краткий словарь по социологии. М., 1989.
4. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993.
5. Сорокин П.: А.- Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
6.Кравченко А. И. Социология. М., 2004